Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее время внимание к предпринимательству со стороны государства повышается, оно активно поддерживает малый и средний бизнес. В 2016 г. была принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.», в которой по итогам международных сопоставлений были сделаны выводы о том, что малый и средний бизнес в России по целому ряду показателей значительно отстает от аналогичного сектора в развитых странах.
В России малый и средний бизнес (МСБ), ориентированный на экспорт, еще не занимает тех позиций, которые характеризуют социально-экономическое положение развитых стран. По итогам 2018 года около 42 тыс. предприятий из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (0,6% от общего числа предпринимательских структур) экспортируют свои товары из России. Для устойчивого функционирования МСБ требуются дополнительные эффективные инструменты поддержки, которые позволят обеспечить благоприятные условия хозяйствования для последующего развития сектора МСБ посредством оказания комплексной и адресной помощи малым и средним предприятиям по различным направлениям.
Стратегическим ориентиром является рост вклада малых и средних предприятий в ВВП страны в 2 раза (с 20 до 40%), что будет соответствовать уровню развитых стран.
Степень научной разработанности темы. Значительный вклад в исследования внесли отечественные и зарубежные ученые в области- изучения государственного управления и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: Андреева Е.А., Бухарова О.В., Василенко И.А., Волкова А.В., Гаджизаде Н.А., Гегедюш Н.С., Гурдин К.А., Забродская Н.Г., Круглик В.М., Косариков А.М., Соколова О.В., Курбанов Т.Х., Литвак Б.Г., Мильнер Б.В., Орлова Т.К., Наумов С.Ю., Паттен Дэйв, Рассел Джесси, Щепетев В.И. и др.
Цель исследования – изучить особенности внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятии в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономико-правовую категорию малого и среднего бизнеса.
2. Изучить особенности управления системой малого и среднего бизнеса в экономике.
3. Выявить особенности внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятии в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности.
4. Предложить пути оптимизации государственной поддержки выхода малого и среднего бизнеса на международные рынки.
Объект исследования – малое и среднее предпринимательство в РФ.
Предмет исследования – методология управлением малым и средним бизнесом.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные статьи по рассматриваемой тематике, учебные пособия, книги, монографии, Интернет-ресурсы.
На разных этапах исследования в зависимости от решаемых задач были использованы методы анализа и синтеза, индукции, дедукции, логический метод, метод экспертных оценок, реализуемые в рамках системного подхода к рассматриваемой области исследований.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Характеристика и понятие малого и среднего бизнеса
Малый бизнес – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту – ИП), обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития .
В США, например, к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны .
В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого предпринимательства», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории . Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.
Рассмотрим основные признаки малого бизнеса.
В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ, в сумме свыше 49%.
По статистике, примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство само занятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор – люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.
В основе малого, среднего и микро- бизнеса лежат следующие- направления :
- строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
- программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
- дизайн помещений (10%);
- парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
- репетиторство (5%).
К общим проблемам малого бизнеса в России можно отнести:
- затруднённый доступ к поддержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
- административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
- сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
- неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.
Рассмотрим некоторые отличия малого от среднего бизнеса.
Малый бизнес – главным образом самозанятость, либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач:
- сбора урожая;
- перевозки;
- фасовки.
Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль.
Средний бизнес – это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.
Итак, малый и средний бизнес – это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и, хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.
Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.
До начала рыночных реформаторских преобразований малое предпринимательство в России не выступало организованным структурным звеном социально-экономической системы, таким оно стало являться только с конца 20 века. Вот почему появилась актуальность совершенствования эффективности социального управления малым бизнесом, учитывая, как отечественный практический опыт, так и опыт зарубежных стран с развитой структурой рыночной экономики.
Таким образом, ретроспективный анализ российской законодательно-правовой базы подтверждает, что уже :
- сформированы определенные правовые режимы для страхования предпринимательских рисков малого бизнеса;
- разграничены и утверждены права фондов поддержки малого предпринимательства;
- создан проект закона о реализации схем привлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов на дальнейшее формирование малого предпринимательства.
В основе всех программ государственной поддержки малого бизнеса заложен комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы: созданы правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности; расширены и закреплены права фондов поддержки малого бизнеса; разработан закон о реализации схем привлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов на развитие малого предпринимательства.
Достигнуто это было благодаря принятию законов с целью ослабления контроля над малыми коммерческими фирмами со стороны налоговых и правоохранительных служб, организации общественных советов по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения.
Вместе с тем имеет место субсидирование малых предприятий, получение кредита без залога и поручительства, стимулирование работы банков с ними, уменьшение числа административных проверок, отсутствие сложностей с кредитами, оптимизм в отношении перспектив бизнеса. Тем не менее, появились трудности с подбором квалифицированного персонала.
1.2 Анализ сектора малого и среднего предпринимательства в экономике РФ и зарубежных стран
По данным Реестра учета и мониторинга, за период с 2009 года по конец декабря 2018 года было зафиксировано 2753 малых инновационных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru дата обращения: 11.04.2019).
2. Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция от 27.11.2017 г.).
3. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 N 88-ФЗ ( утратил силу).
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ( вместе с « Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
5. Забродская Н.Г., Круглик В.М. Экономика малого бизнеса и предпринимательства; Амалфея - Москва, 2018. - 288 с.
6. Гурдин К.А. Большие проблемы малого бизнеса // Аргументы Недели. 2017. № 10. С. 23.
7. Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция от 27.11.2017 г.).
8. Краснов И.С. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике. // Проблемы теории и практики управления. – 2018 - № 1. - С.38-46.
9. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы; Наука - 2017 - 258 с.
10. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.12.2019)
11. Малое предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ М 19 Росстат. - М., 2017. - 78 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/mal-pred17.pdf (дата обращения 10.12.2019)
12. Сказочкин А.В. О формировании системы коммерческого использования результатов научных исследований / Альманах «Наука. Инновации. Образование», вып. 12., 2012, с.129-158. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.riep.ru/upload/iblock/d1f/d1f851abbfd1f328fc4f356380ae790a.pdf (дата обращения: 10.12.2019)
13. Зиятдинов И.Т. Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. - №3(3). - 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nauchforum.rU/journal/stud/3/19299 (дата обращения: 10.12.2019).
14. Фурсина Т.А., Кузьмина С.В. Основные механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. - №9.4. - 2016. - С.74-77. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29342 (дата обращения: 10.12.2019).
15. Потехина Д.В. Малый и средний бизнес в России и за рубежом // Постулат. - №6. - 2017.
16. Официальный сайт Управления по делам малого бизнеса США: https://www.sba.gov
17. Виленский А.В., Лылова О.В., Маковий В.Д. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Японии: опыт для российских регионов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - №3-4. - 2015. - С.37.
18. Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования // Налоги. - №22. - 2012. - С.7-14; Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР. Аналитический сайт по промышленности Китая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chinaim.com/doc/70270/252682.html (дата обращения: 10.12.2019).
19. Официальный сайт Китайского банка развития (China Development Bank): http://www.cdb.com.cn
20. Левченко Т.А. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае: современное состояние и пути развития // АНИ: экономика и управление. - №3 (20). - 2017. - С.237.
21. Бабанский А.А. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - №11. - 2016. - С.59-63.
22. Официальный сайт немецкого государственного банка «Kreditanstalt fur Wiederaufbau»:https://www.kfw.de/kfw.de.html
23. Белоусова Д.А. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии // ЭГО. - №4. - 2015.
24. Зубатых О.Н., Колесниченко Е.А. Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период // Социально-экономические явления и процессы. - №9. - 2011. - С.53-57.
25. Колмаков В.В. Взаимоотношения малого бизнеса и субъектов государственной власти при реализации механизма государственно-частного партнерства // ПСЭ. - №1(49). - 2014.
26. Argentina: Regimen para la Promotion de la participation Privada en el Desarrollo de Infraestructura (Decree 676/2001). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/library/ argentina-ley-regimen-promocion-participacion-publico-privada (дата обращения 10.12.2019).
27. National Public Private Partnership Guidelines Volume 2: Practitioners’ Guide. Commonwealth of Australia, 2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infrastructure.gov.au/infrastructure/ngpd/files/Volume-2-Practitioners- Guide-Oct-2015-FA.pdf (дата обращения 10.12.2019).
28. Law of Investment Projects and Service Provision of Jalisco State and its municipalities. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://info.jalisco.gob.mx/sites/default/files/leyes/Ley_Proyectos_Inversion_Prestacion_Servicios_Jalisco.pdf (дата обращения 10.12.2019).
29. Legal Issues on Small and Medium Enterprises and PPPs / 23.01.19. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/small-and-medium-enterprises-and-ppps (дата обращения 10.12.2019).
30. Самедова Э.Р. Зарубежные бизнес-инкубаторы и их роль в развитии малого бизнеса // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2016. - С.82-88.
31. Официальный сайт технопарка «The Research Triangle park»: https://www.rtp.org/
32. Официальный сайт технопарка «One-North»: https://www.jtc.gov.sg/Pages/default.aspx
33. Creating tomorrow's industry spaces. Annual report, Y2017. - P.4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jtc.gov.sg/news-and-publications/annual-report/Documents/JTC-AR2017/files/pdf/JTC-AR2017.pdf (дата обращения 10.12.2019).
34. Официальный сайт технопарка «Fondation Sophia-Antipolis»: http://www.sophia-antipolis.org/
35. Официальный сайт технопарка «Technologie-park Heidelberg»: https://www.technologiepark-heidelberg.de/en/
36. Technologiepark Heidelberg. - P.10. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.technologiepark- heidelberg.de/fileadmin/broschueren/Technologiepark_Heidelberg_Web.pdf (дата обращения 10.12.2019).
37. Официальный сайт технопарка «Lakeside Science and technology park»: https://www.lakeside-scitec.com/en/
38. Официальный сайт Правового ресурсного центра ГЧП (PPP Legal Resource Center): https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/
39. Официальный сайт программы «Интернационализация» Фонда содействия инновациям: http://fasie.ru/
40. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 №1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165612/ (дата обращения 10.12.2019).
41. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации / Национальный центр государственно-частного партнерства. М., 2018. - С.22.
42. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП 2017-2018 / Национальный центр государственно-частного партнерства. М., 2018. - С.40
43. Проект EEN - Россия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://business-russia-een.ru/partners/ (дата обращения 10.12.2019).
44. Шувалов И. Российский экспортный центр актуализировал стратегию развития. - 13.12.18. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.exporteenter.ru/press_center/news/rossiyskiy-eksportnyy-tsentr-aktualiziroval- strategiyu-razvitiya/ (дата обращения 10.12.2019).
45. Слепнев А. Никаких границ для российских товаров не существует // Тематическое приложение к ежедневной деловой газете РБК. - №10. - 2019. - С.3.
46. Меликян А. ВЭБ и Mail.ru Group создают платформу для господдержки бизнеса // Секрет фирмы. - 14.02.19. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://secretmag.ru/news/veb-i-mail-ru-group-sozdayut-platformu-dlya- gospodderzhki-biznesa-14-02-2019.htm (дата обращения 10.12.2019).
47. Слепнев А. РЭЦ подготовил рейтинг Центров поддержки экспорта / РЭЦ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/rets-podgotovil-reyting-tsentrov-podderzhki-eksporta/ (дата обращения 10.12.2019).
48. Консорциум EEN - Россия: опыт деятельности Региональных интегрированных центров / Европейская сеть поддержки предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shmr.ru/upload/презентация РИЦ 2016 - новая.pdf (дата обращения 10.12.2019).
49. Третий ежегодный обзор «Технопарки России - 2017» / Л.В. Данилов, И.В. Голубкин, М.А. Лабудин, и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. - М.: АКИТ, 2017. - С.13.
50. Четвертый ежегодный обзор «Технопарки России - 2018» / Л.В. Данилов, А.Р. Валеева, И.В. Голубкин; Ассоциация кластеров и технопарков России. - М.: АКИТ РФ, 2018.
51. Ассоциация кластеров и технопарков России: итоги 2018 года / Ассоциация кластеров и технопарков России. - С.5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akitrf.ru/upload/iblock/8f5/8f5b2c4e23fea5d79f5d8e 3e573084fd.pdf (дата обращения 10.12.2019).
52. Официальный сайт государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы»: http://www.mbm.ru/
53. 2015 Article Iv Consultation – Press Release; And Staff Report: https://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2015/cr15211.pdf.
54. Here’s One Measure That Shows Sanctions on Russia are Working: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-11-16/here-s- one-measure-that-shows-sanctions-on-russia-are-working.
55. Гурвич Е. Т., Прилепский И. В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 5-35.
56. WITS. World Bank: https://wits.worldbank.org/.
57. Власти США оштрафовали ExxonMobil за сделки с «Роснеф¬тью»: https://www.rbc.ru/business/20/07/2017/5970b7489a794756 bd239fb1.
58. Иностранные инвесторы выводят деньги из российской недвижимости: https://www.vedomosti.ru/realty/artides/2017/ll/ 30/743757-inostrannie-investori-vivodyat-dengi-rossii
59. Продавцы электроники и бытовой техники предупредили о росте цен из-за падения рубля: https://ru.reuters.com/article/ businessNews/idRUKBN1HH2DH-ORUBS.
60. Котировки российских металлургов рухнули после новых санкций США: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/ 04/09/760394-aktsii-metallurgov
61. Госдепартамент США уточнил данные о санкциях против «Аэ-рофлота»: https://www.vedomosti.ru/politics/news/20l8/08/09/ 777778-sanktsii-aeroflota.