Фрагмент для ознакомления
2
субъекты рынка получают аудиторские услуги достаточно высокого качества. Именно поэтому рынок аудиторских услуг становится объектом пристального внимания и с его стороны.
Однако понятие качества аудиторских услуг по-разному трактуется производителями этих услуг (аудиторскими фирмами) и регуляторами рынков. Регуляторы рынков трактуют качество внешнего аудита как инструмент не только повышения доверия к бухгалтерской отчетности, но и обеспечения возможности выявления на ранних стадиях финансовых проблем в организациях, деятельность которых влияет на устойчивость финансового рынка. На этой основе в надзорной деятельности произошло смещение акцента с контроля за правильностью совершения финансовых операций на оценку рисков, анализ качественных аспектов деятельности, финансового состояния и перспектив развития субъектов финансового рынка.
К сожалению, в последнее время отмечаются случаи, когда аудиторские организации, осуществляющие обязательный аудит кредитных и иных финансовых организаций, не оправдывают ожидания Банка России в части наличия у них необходимой квалификации для выявления и оценки рисков существенного искажения отчетности финансовых организаций.
Нередки случаи, когда аудиторские организации выражают в аудиторском заключении безоговорочно положительное мнение о достоверности отчетности кредитной организации, у которой впоследствии Банк России вынужден отозвать лицензию на осуществление банковских операций по причине установления в ходе документарных и инспекционных проверок фактов существенной недостоверности отчетных данных кредитной организации: в 2016 г. были отозваны лицензии у 97 кредитных организаций, 68 из них были признаны банкротами. При этом у 59 из них (86,8%) имелись аудиторские заключения о достоверности годовой отчетности.
В этих обстоятельствах ставится под сомнение качество аудита, нарушаются основные принципы рыночной дисциплины, а, следовательно, существенно снижается устойчивость финансового рынка и его инвестиционная привлекательность, поскольку пользователи отчетности не могут полагаться на заключение аудитора при принятии ими бизнес-решений.
Анализ ситуации позволяет выделить ряд негативных факторов, влияющих на качество аудиторских услуг, реализуемых на финансовом рынке. В частности, вызывает озабоченность такой аспект качества аудиторских услуг, как недостаточная профессиональная компетентность сотрудников аудиторских организаций.
Согласно рекомендациям Совета по аудиторской деятельности (протокол от 20.12.2012 № 7), любой аудитор, имеющий общий квалификационный аттестат и практикующий в любой отрасли аудита, пройдя обучение в объеме не менее 80 часов (или 10 рабочих дней) по специальным программам повышения квалификации аудиторов, будет готов к проведению аудита отчетности таких общественно значимых организаций, как кредитные организации, которым присущи специфические особенности осуществления операций и высокие риски .
Однако саморегулируемые организации аудиторов не обеспечивают необходимый уровень качества обучения аудиторов по программам повышения квалификации, дающего им необходимые знания для работы с организациями финансового сектора, и не осуществляют должный контроль организаций, занимающихся повышением квалификации аудиторов.
В настоящее время саморегулируемыми организациями аудиторов аккредитовано 183 образовательных учреждения, которым дано право на профессиональное обучение и повышение квалификации аудиторов. Однако эти образовательные учреждения не только не проводят специальное обучение, связанное со спецификой функционирования финансового рынка, но и предпочитают проводить лишь краткосрочное повышение квалификации.
Так, несмотря на то, что в 2015 г. утверждено более 300 образовательных программ, только четыре из них рассчитаны на повышение квалификации продолжительностью 80 часов (в 2014 г. таких программ было восемь), в то время как программ, рассчитанных на повышение квалификации в течение 8 часов (1 рабочий день), было в 17 раз больше (68 программ). По данным Минфина России, в 2015 г. повышение квалификации по программам продолжительностью 8 часов прошли 24,4 тыс. чел., тогда как повышение квалификации по программам в объеме 80 часов не прошел ни один человек. Более того, из общего количества аттестованных аудиторов специализированную переподготовку, которую с достаточной степенью условности, но все-таки можно отнести к аудиту финансовых организаций, в 2015 г. прошли только 1986 чел. (или 8,1%) по программам:
«Бухгалтерская (финансовая) отчетность» - 1923 чел.;
«Оценка и анализ рисков при аудите» - 16 чел.;
«Внутрифирменные стандарты аудита» - 22 чел.;
«Финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль» - 25 человек.
Тем не менее саморегулируемые организации подтвердили соблюдение требований обучения по программам повышения квалификации в 2015 г. для 10 812 аудиторов (в 2014 г. - 16 853) .
Частично это можно, конечно, объяснить и тем, что на рынке аудита доля пользователей аудиторских услуг - субъектов финансового рынка крайне незначительна. Так, в 2015 г. их клиентами были более 71 тыс. предприятий и только 5 тыс. из них (менее 7%) - это общественно значимые организации, к которым относятся организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных рынках, кредитные, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, государственные корпорации и компании и т. д.
Однако для самого финансового рынка чрезвычайно важна констатация того факта, что система подготовки и непрерывного повышения квалификации аудиторов, работающих на этом рынке, во многих случаях носит формальный характер, не ориентирована на специфические уровни их квалификации, что противоречит общепризнанной международной практике регулирования и принципам, зафиксированным в международных стандартах аудита. В конечном итоге это дискредитирует институт профессионального мнения аудитора по отношению к субъектам финансового рынка.
При анализе качества аудиторских услуг на финансовом рынке еще один аспект вызывает серьезную озабоченность. Речь идет о качестве аудиторских услуг, предоставляемых таким субъектам финансового рынка, как публичные акционерные общества и организации, ценные бумаги которых допущены к торгам.
Хорошо известно, что деятельность организаций, публично размещающих ценные бумаги, затрагивает интересы широкого круга инвесторов, и недостоверная информация в их бухгалтерской финансовой отчетности влияет не только на устойчивость самого финансового рынка, но и на инвестиционный климат в Российской Федерации в целом. Более того, низкое качество проведения внешнего аудита организаций, публично размещающих ценные бумаги, свидетельствует о нарастании рисков дестабилизации этого сегмента финансового рынка.
Таким образом, можно констатировать, что важными факторами, способными дестабилизировать финансовый рынок, являются недостаточные объективность, независимость и профессионализм аудиторских организаций при проведении обязательного аудита финансовых организаций и, как следствие, недостаточный учет риска существенных искажений бухгалтерской отчетности кредитных и иных финансовых организаций из-за недобросовестных действий руководства последних.
3.2.Сравнительный анализ развития аудита в России и за рубежом
Российский аудит сегодня претерпевает активное реформирование «в погоне» за нововведениями в международных стандартах аудита. Это и неудивительно, так как вхождение России в ВТО обуславливает необходимость десятикратного ускорения двухвековой эволюции мирового аудита путем поэтапных реформ в отечественной системе нормативно-правовых актов.
Существование неразрывной связи научной мысли в области аудита с практическими проблемами реформирования экономики России прослеживается уже в научных публикациях 1996 г.
Основная задача аудита как научного направления в России ставится так: «на основе богатейшего мирового опыта, учитывая национальные особенности экономики, разработать теоретические подходы, а также на основе изучения мирового опыта регламентации аудиторской деятельности путем введения стандартов, разработать систему стандартов, позволяющую регламентировать аудит и использовать в практике все новейшие научные достижения . Схематично параллели развития аудита в России и за рубежом приведены в таблице 1, а на схеме в Приложении 2 приводятся причины расхождения МСА и российских стандартов аудита.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. № 267.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 163.
4. Агеева О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник для вузов / О.А. Агеева, А.Л. Ребизова. - М.: Юрайт, 2013. - 447 с.
5. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. - М.: ТК Велби, Издво Проспект, 2012. – 398 с.
6. Берлин С.И. Финансово-экономическая политика и рекреационная экономика: модели взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2007. №4. С. 25.
7. Бодяко А.В. Концептуальная характеристика роли бухгалтерского учета и контроля в иерархии корпоративной системы управления Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 3 (110). - С. - 68-74.
8. Бодяко А.В. Необходимость планирования работы аудитора в соответствии с международным стандартом аудита 300 [Планирование». - Вестник ИЭАУ. -2014. - № 5. - С. 1-4.
9. Бодяко П.М., Рогуленко Т.М., Пономарёва С.В., Бодяко А.В. Совершенствование организации бухгалтерского учета и контроля обязательств непубличных производственных компаний по кредитам и займам. - М.: Издательство «Русайнс» 2015 - 256с.
10. Бычкова С.М. Доказательства в аудите - М.: Финансы и статистика. - 1999 - 176 с.
11. Гаджиев Н.Г., Гаджиев А.Н. Бухгалтерская экспертиза в системе экспертных исследований // Аудиторские ведомости. 2001. № 8.
12. Грачева, М.Е. Международные стандарты аудита (МСА): Учебное пособие / М.Е. Грачева. - М.: ИЦ РИОР, 2012. - 138 c.
13. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ИД ФБК - ПРЕСС, 2002. - 544 с.
14. Датаяшева К.К., Толчинская М.Н. Концептуальные подходы и методы проведения налогового аудита // Финансы и кредит. 2012. № 40 (520). С. 24-28.
15. Дьяконова А.В. Аудиторская практика за рубежом. О профессиональном статусе аудитора в ФРГ // Аудиторские ведомости, 2008. - № 4. С. 18-23.
16. Кеворкова Ж.А. Внутренний аудит: учебное пособие / Ж.А. Кеворкова, Т.П. Карпова, А.А. Савин, Г.А. Ахтамова, В.И. Дунаева, Г.Ю. Земсков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 319 с.
17. Мерзликина Е.М. Аудит: учеб. пособие / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.
18. Мироненко В.М. Аудит отчетности экономических субъектов топливно-энергетического комплекса Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 3. - С. 159-163.
19. Петров Д.В. Современные методы и этапы проведения реинжиниринга бизнес-процесса в коммерческом банке. В сборнике: Материалы II Международной научно-практической конференции «Наука в 21 веке» Петрова Т.А. Краснодар, 2013. С. 3740.
20. Подольский В.И, Савин А.А. Аудит. Учебник (3-е изд.)// Издательство: Юрайт, 2011.
21. Пономарева C.B. Базовые принципы теории информации, управления и бухгалтерского учета, их причинно-следственные связи Вестник Университета (Государственный университет управления). -2014. - № 3. - C. 158-163.
22. Пономарева C.B. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013.- № 15. - C. 59-68.
23. Рабаданов М.Х., Гаджиев Н.Г., Гаджиев А.Н., Гаджиев Т.Н. Информационно-аналитическое обеспечение управления и контроля за движением денежных средств в бюджетной организации (на примере Дагестанского Государственного Университета) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №2 47. С. 2-11.
24. Робертсон Дж. Аудит /Перев. с англ. - М.: КПМГ, Аудиторская фирма «Контакт», 2006. - 496 с.
25. Рогуленко Т.М. Международные стандарты аудита Т.М. Рогуленко, C.B. Пономарева, А.В. Бодяко и др. Учебник и практикум / М.: Издательство Юрайт - 2015. Cер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
26. Рогуленко Т.М. Методика и технология проведения подтверждающего аудита /Аудиторские ведомости. - 2013. -№ 1. - C. 15-32.
27. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности /Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. - C. 187-191.
28. Рогуленко Т.М. Роль контроля в реализации функций управления рыночной экономикой / Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 15. C. 35-40.
29. Сквирская Е.Л. Новые федеральные стандарты аудиторской деятельности [Электронный ресурс] / Е.Л. Сквирская // Электронный жур-нал «Финансовые и бухгалтерские консультации». - 2011. - № 12. URL: http://www.gaap.ru
30. Совершенствование организации бухгалтерского учета и контроля в автономных образовательных учреждениях /Горюнова Н.Д., Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. монография / Москва, 2014
31. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Контроллинг качества аудита в современных условиях //Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 3. С. 207-210.
32. Шегурова В.П., Гусева С.В. Проблемы развития аудита в России // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 105-107.
33. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие. - 3-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 184 с.
34. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Науч.-метод. пособие. М., 1997. - С. 14.
35. Юнусова Д.А., Кулиева Л.Г. Совершенствование системы внешнего контроля качества аудита в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 270-273.
36. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru