Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждая культура предполагает передачу социального опыта, который выражается в знаниях и способах трудовой деятельности, обычаях и традициях, основных символах и ценностях культуры. Только благодаря преемственности опыта люди овладе¬вают достижениями прошлого и получают возможность, опираясь на этот фундамент, развивать культуру дальше.
Для того чтобы воспользоваться накопленным ранее предметным и духовным богатством, новое поколение людей должно понять его смысл и предназначение, применить его к своим жизненным обстоятельствам. Так, в Древнем Риме была разработана детальная система правовых норм, регулирующих различные стороны жизни людей, в особенности имущественные отношения. Римское право изучается в юридических вузах и в наши дни.
Мысли и представления, выраженные в знаковых системах, хранящих достояния культуры, как бы отделяются от человека, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой и является культура общества. Культура образует специфически человеческий «механизм» наследования духовного и практического опыта. Благодаря ей становится возможным историческое развитие, которое основывается на накоплении и умножении информации, используемой людьми.
Цель исследования – рассмотреть преемственность в культуре.
Задачи исследования:
- рассмотреть преемственность как единство информации и сохранения культуры;
- рассмотреть преемственность в различные исторические эпохи
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Преемственность как единство информации и сохранения культуры
В культуре выражением устойчивости является преемственность, то есть передача наличной культуры новым поколениям. Вступая в жизнь, каждое поколение приобщается к имеющейся культуре, осваивает ее, живет в ней, развивает ее и передает дальше. В этой преемственной эстафете поколений что-то меняется в культуре, но что-то остается неизменным. Преемственность — непременное условие и нормального функционирования, и динамичного развития культуры. Перерывы преемственности весьма болезненно сказываются на динамике культуры, приводят к ее упадку и даже гибели. Так, в результате варварских нашествий была нарушена преемственность в развитии культуры в Западной Европе, что привело к ее запустению и одичанию в период раннего средневековья. Истории известно немало случаев гибели процветающих культур и цивилизаций в результате завоеваний.
В современной науке всё чаще возникают ситуации, когда отдельный ученый работает лишь с фрагментом исследуемой предметной области. Причем такого рода фрагментация исследовательской деятельности становится сегодня, если угодно, трендом наиболее продвинутых направлений современной науки. А между тем, она порождает целый ряд весьма острых методологических проблем, затрагивающих самые основания научно-познавательной деятельности. В частности, ученый, работающий в рамках научного коллектива с отведенным ему фрагментом исследуемого предмета, как правило, лишен возможности непосредственно оценить, насколько воспроизводимы, а стало быть, допускают критическую оценку результаты познания данной предметной области в целом. Ученый теряет ощущение соотнесенности получаемого им знания с реальностью; в его опыте знание семантизируется как некая конструкция, истинность которой как будто распределяется внутри научного сообщества и существенным образом зависит от его социально-прагматических доминант [6]. Наличие разных научных коллективов (сообществ), исследующих данную область реальности, наличие разных концептуальных установок у разных научных школ и направлений порождает представление о релятивности знания, что в свое время прекрасно описал Томас Кун. Особенно ярко такого рода эпистемологические ситуации проявляются в контексте прикладных исследований, требующих междисциплинарного взаимодействия (их
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Вернадский, В.И. О необходимости создания комиссии по истории науки, философии и техники // Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. С. 266–268.
2. Вернадский, В.И. Мысли о современном значении истории знаний // Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / сост. Г.П. Аксенов. М.: Современник, 1993. С. 538–555.
3. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения. В 14 т. Т. VIII: Философия истории. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935.
4. Декарт, Р. Начала философии // Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. C. 409–544.
5. Пронских, В.С. Коллаборация большой науки как вызов трансцендентальному субъекту // Вопросы философии. 2018. № 5. С. 88–92.
6. Пружинин, Б.И. Преемственность и диалектика исторической деятельности // Проблемы материалистической диалектики как теории познания. Очерки теории и истории. М.: Наука, 1979. С. 321–355.
7. Пружинин, Б.И. «Коллективный субъект» в научной традиции (философско-методологические заметки) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2019. № 2. С. 105–110.
8. Пьерон А. Инструменты экспериментальной психологии / А. Пьерон. – Paris, 1904
9. Шпет, Г.Г. Конспект курса лекций по истории наук // Шпет Г.Г. Философия и наука. Лекционные курсы / отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2010. С. 323–340.
10. Щедрина, Т.Г. Густав Шпет как философ науки: опыт антидогматического преподавания // Шпет Г.Г. Философия и наука. Лекционные курсы / отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2010. С. 7–16