Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Особенности развития образования в КНР 5
1.1 Интернационализация образования в КНР 5
1.2 СОУ в системе образования Китая 10
2. Развитие Международного сотрудничества РФ и КНР в сфере образования 13
2.1 Сотрудничество РФ и КНР в сфере образовательных услуг 13
2.2 Совместные образовательные учреждения Китая и России 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Под воздействием активных процессов интернационализации высшего образования рынок образовательных услуг постоянно меняется. Исключительно важными характеристиками международной деятельности университетов являются такие, как показатель увеличения академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей; повышение роли консалтинга и тестирования; особое внимание к качеству предоставляемых образовательных услуг и др.
Одной из форм международного образовательного сотрудничества является реализация совместных образовательных программ (СОП). Эта форма широко распространена как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Россия принимает активное участие в разработке и реализации совместных образовательных программ как с западными странами, так и со своими восточными соседями.
В Азиатском регионе самое активное сотрудничество в области реализации совместных образовательных программ Россия осуществляет с КНР.
Как и многие страны мира, Китай и Россия стремятся улучшить свои позиции в вопросе экспорта образовательных услуг.
На сегодняшний день Россия и Китай реализуют 125 китайско-российских СОП и примерно равное количество российско-китайских СОП.
Российско-китайские СОП реализуются не только в вузах-партнёрах, но и в сетевых университетах ШОС и БРИКС. Это означает, что с 2008 г. российско-китайское образовательное сотрудничество обрело новый формат – партнёрство в рамках сетевых университетов.
Кроме того, новейшее время ознаменовалось появлением его новой формы – совместных образовательных учреждений.
Университеты являются основными генераторами идей и площадками для реализации инновационных международных образовательных проектов, таких как программы двойного дипломирования, дистанционные образовательные курсы, междисциплинарные и кросс компетентностные программы и др.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого является изучение международного сотрудничества РФ и КНР в сфере образовательных услуг.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития сферы образования в КНР;
- изучить интеграцию место совместного образовательного учреждения в системе образования КНР;
- исследовать особенности международного сотрудничества РФ и КНР в сфере образовательных услуг.
В данном исследовании представлена нормативно-правовая база, основные формы и перспективные направления российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере.
В ходе подготовки работы использовались методы сравнительно-правовой, логический, сравнительно-исторический, формально-юридический, системного анализа и др.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Особенности развития образования в КНР
1.1 Интернационализация образования в КНР
В настоящее время активно формируется новая экономика знаний, главным фактором развития которой является человеческий капитал.
С развитием более тесных международных связей и углублением процесса глобализации на фоне экономического и научно-технического прогресса ни одна страна не может развивать свою образовательную систему в изоляции от мирового сообщества.
В настоящее время в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке образовательных услуг расширение и стимулирование экспорта образования вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики всех развитых стран мира.
Именно поэтому правительство Китая делает ставку на развитие собственного научно-технического потенциала, первостепенной задачей для него становится подготовка высококвалифицированных кадров, которые должны обеспечить претворение в жизнь политики модернизации. Международный рынок образования представляет специфическую систему отношений между поставщиками, производителями и потребителями образовательных услуг .
Данные услуги граждане получают за пределами их государств, а также на внутренних рынках, предоставляемых иностранными организациями, в том числе с использованием сетевых и информационных технологий.
В начале XX в. развитие высшего образования в Китае характеризовалось ориентацией на зарубежный опыт. На начальных этапах Китай выступал по большей мере в роле импортера образовательных услуг. После основания КНР в 1949 г. принимались меры для построения новой системы образования в рамках социалистического курса.
На основе опыта Советского Союза с 1928 г. и благодаря его значительной финансовой и кадровой помощи появилась новая система высшего образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баева О.Н. Успешные практики академического сотрудничества как предпосылки старта совместных образовательных проектов / О.Н. Баева, Д.И. Хлебович // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование: материалы Междунар. Байкал. форума, г. Иркутск, 20–21 сент. 2018 г. / под науч. ред. Е.Р. Метелевой.— Иркутск, 2018.— С. 7–15.
2. Большакова Н.Г. Развитие толерантности как лингвокультурной категории при обучении китайских студентов русскому языку / Н.Г. Большакова, О.В. Низкошапкина // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность.— 2014.— № 1.— С. 71–75.
3. Бурцева К.Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики / К.Ю. Бурцева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.— 2014.— № 2 (28).— С. 63–67.
4. Ван Ли, Баранова И.И. Совместные образовательные программы китайских университетов и российских вузов: состояние, тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1. С. 134–141.
5. Волченко Л.Ю. Маркетинговые особенности экспорта российского образования / Л.Ю. Волченко, С.В. Демиденко, А.А.Шут // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 17 мая 2018 г.: в 2 ч.— Иркутск, 2018.— Ч. 1.— С. 85–93.
6. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В.А. Галичин.— М.: Дело, 2015.— 60 с.
7. Гревцева Г.Я. Сотрудничество России и Китая в сфере образования / Г.Я. Гревцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки.— 2017.— Т. 9, № 2.— С. 43–52.
8. Гурулева Т.Л. Россия в образовательной интеграции АТР // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 134–140.
9. Гурулева Т.Л. Интеграция России в образовательное пространство АТР (на примере образовательного сотрудничества с КНР) //
Вестник РУДН. 2015. № 4. С. 147–158.
10. Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 93–104.
11. Гурулева Т.Л. Система образования КНР и российско-китайское образовательное сотрудничество. М.: ВКН, 2018. 464 с.
12. Даниленко Н.Н. Перспективы въездного туризма в Прибайкалье (в аспекте развития туризма в Китае) / Н.Н. Даниленко, Чжан Цинюй // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний: материалы 2 Всерос. конф., Иркутск, 19–20 мая 2016 г. / под ред. С.В. Чупрова.— Иркутск, 2016.— С. 80–84.
13. Краснова Г.А. Сетевое взаимодействие вузов: сравнительный анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в Китае и России // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 123–130.
14. Озерникова Т.Г. Магистерские программы на иностранном языке как инновационный образовательный проект / Т.Г. Озерникова, Д.И. Хлебович // Известия Байкальского государственного университета.— 2017.— Т. 27, № 2.— С. 131–139.— DOI: 10.17150/2500–2759.2017.27(2).131–139.
15. Президент РФ Владимир Путин выступил по итогам переговоров с председателем КНР Ху Цзиньтао // Единая Россия [официальный сайт]. URL: http:// er.ru/news/2012/6/5/putin-kitaj-strategicheskij-partner-rossii/ (дата обращения: 10.12.2019).\
16. Суходолов А.П. Экономические риски российской экономики и национальные интересы в треугольнике Россия — Монголия — Китай / А.П. Суходолов, И.Е. Козырская, Ю.В. Кузьмин // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование: материалы Междунар. Байкал. форума, г. Иркутск, 20–21 сент. 2018 г. / под ред. Е.Р. Метелевой.— Иркутск, 2018.— С. 395–402.
17. Терещенко Т.М., Правдикова А.В. Опыт внедрения и реализации совместных российско-китайских образовательных программ // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 38–42.
18. Яценко Е.Б. Анализ состояния и перспектив развития сотрудничества России и Китая в области образования в рамках государственных усилий и университетских инициатив [Электронный ресурс] / Е.Б. Яценко // Гуманитарные научные исследования.— 2017.— № 12.— Режим доступа: http://human.snauka.ru/2017/12/24720.