Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главной целью любой PR-деятельности является достижение взаимопонимания между социальными структурами (коммерческие, и некоммерческие организации, частные и государственные компании), и их социальным окружением.
PR призван помогать обществу принимать решения, способствующие достижению взаимопонимания между различными социальными институтами и группами, и гармоничному сочетанию частных и общественных интересов.
Интерес к PR, научный и практический, появляется тогда, когда государство достигает определенной ступени своего экономического развития. Появление феномена PR в первую очередь обусловлено тем, что общественное мнение начинает играть все более важную роль в жизни социума, и возникает потребность в новом способе получения, трансляции и реализации информации о той или иной социальной структуре [3].
Общественное мнение выполняет функции посредника между этой структурой (государственной, коммерческой или политической) и общественностью. В демократическом правовом государстве общественное мнение становится общепризнанным инструментом и способом завоевания и удержания благорасположения, депутации власти.
Однако, PR является не только эффективным механизмом формирования общественного мнения, но и связующим звеном в передаче этого мнения, доводя его до сведения власти, оптимизируя тем самым процедуру разработки, принятия и реализации политических, экономических и социальных решений. Связи государства с общественностью в этих условиях строятся на основе соглашений, долгосрочных контрактов, информационного взаимодействия, участие в законотворческом процессе, совместной разработки к реализации социальных программ, а объект и субъект управления не разделены антагонистически и выступают как взаимозависимые субъекты общественных отношений.
Особенность российского PR заключается в том, что процесс его становления в качестве самостоятельной индустрии и специфического социального института в силу известных политических и экономических причин оказался спрессованным во времени. Опыт, приобретенный западными PR-специалистами за сто с лишним лет (если считать точкой отсчета 1900 год, когда в Бостоне открылось первое в мире PR-агентство), их российским коллегам пришлось освоить в пять раз быстрее. Результатом этого ускоренного развития стали неизбежные в подобных ситуациях «болезни роста».
Целью данной работы является рассмотрение связей с общественностью в России.
Задачи:
1) Характеристика особенностей становления связей с общественностью в нашей стране;
2) Анализ современного противоречия между теорией и практикой в сфере связей с общественностью в России;
3) Описание особенностей развития социальных медиа в России;
4) Рассмотрение специфики развития блогосферы.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что в современных условиях глобализации темпы развития всех процессов ускоряются и то, что было актуально буквально полгода назад, сейчас может казаться уже не актуальным. Поэтому так важно рассмотреть тенденции и специфику развития связей с общественностью с перспективой на будущее.
В работе мы использовали труды таких авторов, как А. О. Фольц, С. В. Чугров, Г. М. Маклюэн, М. П. Бочаров и др.
Объектом исследования являются связи с общественностью в России.
Предметом исследования выступают специфика развития связей с общественностью в нашей стране.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Глава I. Особенности становления связей с общественностью в России
1.1. Характеристика этапов развития PR в России. Связи с общественностью в эпоху социализма
Выделяют следующие этапы становления института PR в России:
1) Начальный этап (формальное возникновение, обучение у стран Европы и Америки, мифологизация PR, имиджмейкерство) (1990-1995 гг.).
2) «Золотой» этап (реальная демократия в политике и псевдорынок в экономике, PR с российской спецификой, большие PR -бюджеты, технологизация PR) (1995-1998 гг.).
3) Этап реального PR (проверка кризисом, формирование собственного рынка PR, PR как рыночная услуга) (1998-1999 гг.)
4) Этап «управляемой демократии» (2000 г. по н.в.).
Становление и развитие института PR в России во многом определяется экономическими факторами, связанными с переходом страны к новой экономической модели [3].
В социалистическую эпоху PR существовали под жестким контролем партийной цензуры и сводились к пропаганде советского образа жизни. А плановая экономика прекрасно обходилась без PR и рекламы вообще.
Переход к рыночной модели экономического развития в условиях формирования информационного общества привел к росту значимости общественного мнения и необходимости построения коммуникации между организацией и ее социальным окружением.
Деятельность многих компаний и учреждений напрямую зависит от достижения взаимопонимания между ними и общественностью. Становление института PR в России фактически является реконструкцией мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. Но, если в США процесс становления этого социального института занял почти два столетия, то российский PR вынужден проделать этот путь за гораздо более короткий период.
В социалистическую эпоху PR как отношения продолжали существовать под жестким контролем партийной цензуры и навязанной государственными органами идеологии. Их естественное проявление оказывалось возможным не благодаря государственной политике, а вопреки ей.
Информация, тем не менее, распространялась восновном по неформальным каналам и зачастую создавала в силу своей закрытости напряженность в обществе.
1.2 PR в эпоху перестройки
Перестройка во многом проходила как PR кампания.
Демократов привели к власти средства массовой информации, привели за счет создания новых культурных кодов и разрушения старых. Это была хорошо и быстро проведенная операция. Собственностью демократов были слова.
Первыми в России коммуникацию по связям с общественностью на профессиональную основу поставили силовые структуры и спецслужбы, создав соответствующие отделы.
Когда в России произошла смена политической и экономической формации, то первыми специалистами в сфере профессионального PR были бывшие сотрудники отделов КГБ и КПСС, отвечавшие за формирование общественного мнения. Это отложило свой отпечаток на выбор моделей PR деятельности, которые в тот период главным образом сводились к первым двум моделям PR: паблисити и общественной информации.
В 80-х гг. прошлого столетия после долгих лет холодной войны и закрытости нашего общества, люди с огромным интересом впитывали в себя все новое от рекламы потребительских товаров до программ новых политических партий. Общество как объект PR деятельности было предельно открытым.
Восприятие людей было направленно на конкретную информацию. Наиболее успешными технологиями в те годы были «от двери к двери». Многие исследователи считают федеральные выборы 1995-1996 гг. переломным моментом в развитии отечественных связей с общественностью. Политическая жизнь страны была не стабильной. Огромное количество кандидатов в депутаты, не выполняющих своих обещаний привело к тому, что люди перестали верить в возможность личного влияния на государственную политику. На избирателей столкнулись с огромным потоком лживой или неполной информации, и поэтому они сознательно перестали воспринимать адресованные им сообщения [3].
1.3 Развитие связей с общественностью с конца XX века
К концу ХХ в. рынок потребителей «замкнулся в себе» стал недосягаем для простых обращений. Активность избирателей на выборах резко упала. PR кампании значительно подорожали. Ведущими принципами стали: «деньги решают все» и «чем больше, тем лучше».
Среди детерминант становления и развития института PR в России следует выделить процесс демократизации социальной, экономической и политической жизни общества, построение гражданского общества. В первую очередь это касается распространения информации.
В демократическом обществе появляется потребность в построении доверительного диалога между социальными структурами и получателями информации. В современном обществе люди хотят принимать активное участие не только в выборах законодательных органов власти, но и в обсуждении наиболее важных проблем общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Kaplan, A. M., Michael H. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media [Text] / A. M. Kaplan, H. Michael // Business Horizons. — 2010. — № 53. — P. 59—68.
2) Roberts, C. Gatekeeping Theory: An Evolution [Electronic Resource] // Chris Roberts : site. 2005. URL: http://www.chrisrob.com/about/gatekeeping.pdf (accessed: 07.12.2019).
3) Бочаров М. П. Связи с общественностью. Теория и практика [Текст] / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — М. : Дело АНХ, 2017. — 608 с.
4) Войнов Д.А. Принципы делиберативной демократии и Российская политическая практика//Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- М.: НОУ ВПО «Институт управления и права». 2016. С. 227.
5) Козлова Н.А. Инструменты SMM-маркетинга как драйверы продвижения субъектов сферы HORECA в условиях сокращения бюджетов // Инновации, технологии, наука. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. Уфа. 2017. С. 121-129.
6) Маклюэн Г. М. Понимание медиа. Внешние расширения человека [Текст] / Г. М. Маклюэн. — М. : Кучково поле, 2016. — 464 с.
7) Мирошниченко А. Публикаторы и публика [Электронный ресурс] // Openspace: сайт. URL: http://www.openspace.ru/media/projects/19888/details/22091 (дата обращения: 07.12.2019).
8) Обложка-2: расшифровка эфира 3.09.2010 // Эхо Москвы : сайт. URL: http://www.echo.msk.ru/programs/magazine/707919-echo (проверено 07.12.2019).
9) Паранько С. В., Нигматуллина К. Р. Медиа как сообщества в новой цифровой реальности//Век информации. 2018; 1(2). С. 226–227.
10) Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов [Текст] / Г. Г. Почепцов. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2016. — 624 с.
11) Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия на основе развития коммуникативной политики // Территория науки. 2015. № 3. С. 129-133.
12) Смокова Е.Ю., Богуш С.Б. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности // Территория науки. 2017. № 1. С. 79-84.
13) Тищенко В.И. Жукова Т.И. Попков Ю.С. Сетевые взаимодействия: предмет исследования и объект моделирования. - М.: ЛЕНАНД. 2016. 322 с.
14) Трансляция из суда с рассмотрения по существу дела Руслана Соколовского. День 9. (Режим доступа: https://life.ru/t/life66/993728/transliatsiia_iz_suda_s_rassmotrieniia_po_sushchiestvu_diela_ruslana_sokolovskogho_dien_9 (Дата обращения: 08.12.2019).
15) Фольц А. О. Каналы и боты российских СМИ в Telegram: новая платформа, старые проблемы//Век информации. 2017. № 2(2). С. 168–169.
16) Чугров С. В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 42-59.
17) Шелеп И. А. Утопия Джеймса Грюнига: К вопросу об эволюции PR-моделей в ХХ веке [Текст] / И. А. Шелеп // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». — 2016. — № 2 (18). — С. 70-76.