Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На фоне изменившихся в последнее время социально-экономических и экологических условий, ухудшения качества жизни людей проявляются отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения России. Реальная ситуация, сложившаяся в нашей стране со здоровьем молодежи вообще и школьников в частности порождает практическую потребность в поиске эффективных средств оздоровительной физической культуры. В значительной степени неблагоприятная динамика показателей здоровья детей и подростков обусловлена дефектами образа жизни, в том числе гиподинамией, нерациональным питанием, нарушением режима дня, высокой стрессо-генностью обучения. Все это ведет к снижению неспецифической резистентности организма, снижению его функциональных возможностей. Хорошо известна связь этих показателей, особенно уровня развития функциональных систем организма с общей физической подготовленностью, которая, формируясь в детском возрасте, во многом определяет прогноз работоспособности человека. Для детей весьма актуальной является задача реабилитации детей младшего школьного возраста с близорукостью, имеющих нарушения осанки.
Близорукость приобретают от 30% до 50% учащихся ко времени окончания школы, и в дальнейшем они вынуждены носить очки в течение всей жизни, выяснили эксперты Роспотребнадзора по итогам гигиенических исследований. Близорукость или миопия - аномалия рефракции глаза, при которой параллельные лучи света, попадающие в глаз, после преломления сходятся в фокусе не на сетчатке, а впереди нее. Это может зависеть от того, что преломляющая система глаза относительно сильна (рефракционная Б.) или продольная (переднезадняя) ось глазного яблока излишне велика по сравнению с его преломляющей силой (осевая Б.). В клинической практике чаще встречается осевая близорукость.
Таким образом, сейчас очень актуальна проблема снижения зрения среди школьников. К сожалению, население слабо информировано о профилактике и замедлении прогрессирования близорукости с помощью ЛФК, отдают предпочтение консервативному пути, т.е. лишь на этапе возникновения миопии занимаются коррекцией с помощью рассеивающихся очков или линз, некоторым приходится раз в год-полтора обращаться к окулисту уже за новым рецептом. Дело доходит до того, что в возрасте 8-16 лет школьникам приходится делать операцию для замедления прогрессирования близорукости. Будучи уже взрослыми, при близорукости высокой степени также идут на коррекцию глаз с помощью операций.
Искривление осанки у ребенка – это проблема, которая берет свое начало в первом классе школы, буквально первого сентября. Причин заболеваний костно-мышечной системы, в частности, сколиозом – великое множество. Он может возникать вследствие перенесенных заболеваний (травмы, рахит), а также вследствие слабости мышц спины, возникающей из-за неправильной организации рабочего места школьника, места для отдыха и сна и ношение тяжестей.
Цель исследования – разработать методику адаптивной физической культурой для детей младшего школьного возраста с близорукостью, имеющих нарушения осанки.
Задачи исследования:
1) изучить причины и виды близорукости;
2) рассмотреть нарушение осанки у школьников
3) разработать методику адаптивной физической культурой для детей младшего школьного возраста с близорукостью, имеющих нарушения осанки.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методика адаптивной физической культурой для детей с близорукостью, имеющих нарушения осанки.
Теоретическая значимость работы состоит в изучение теоретических аспектов причин близорукости и нарушения осанки у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы состоит в совершенствовании методики профилактики близорукости у школьников, имеющих нарушения осанки средствами физического воспитания.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты близорукости и нарушения осанки у детей школьного возраста
1.1 Причины и виды близорукости
Миопия у детей является одним из самых часто встречающихся в офтальмологии заболеваний. В большинстве случаев её выявляют в возрасте от 9-ти до 12-ти лет. По мере развития организма она, как правило, усиливается. Медицинская статистика неумолима: в возрасте 15-ти – 16-ти лет это заболевание поражает до 30% подростков.
В народе его называют близорукостью, что в полной мерее отображает его суть: нечёткость и смазанность объектов, расположенных на расстоянии. Такой эффект возникает вследствие фокусировки лучей перед сетчаткой глаза, а не на ней, что, в свою очередь, обусловлено разницей между переднезадней осью глаза и оптической силой роговицы.
Около 85% малышей рождаются дальнозоркими из-за того, что их глазное яблоко ещё не развилось как положено. «Запас» гиперметропии при этом варьируется в диапазоне от +3 до +3,5 диоптрий. По мере развития органов зрения, оптическая сила меняется и гиперметропия уменьшается, а нередко — и вовсе исчезает. В случае если «запас» дальнозоркости составлял менее 2,5 диоптрий, развивается миопия [10].
Стабильная миопия хорошо поддаётся коррекции путём индивидуально подобранного лечения. Специалисты не относят её к патологиям, считая аномалией рефракции. Однако, если близорукость быстро прогрессирует, а на её фоне происходят изменения биомеханических свойств глаза, это является клиническим проявлением патологии, которая нуждается в лечении
Близорукость у детей возникает вследствие различных причин. Все они представлены в нашей таблице 1.
Таблица 1 – Причины близорукости
Вид причины Особенности
Наследственность Несмотря на то, что заболевание не передаётся на генетическом уровне, чаще оно возникает у детей, родители которых страдают от этой патологии. В случае, если миопия диагностирована обоим родителям, заболевание у ребёнка требует повышенного внимания.
Врождённые дефекты глаз Патология связана с высокой растяжимостью склеры и её слабостью, а также с аномалиями аккомодационной глазной мышцы — и проявляется уже на первом году жизни. Нередко близорукость диагностируют у одной трети маленьких пациентов, которые появились на свет недоношенными.
Приобретённые с возрастом дефекты - слишком быстрый рост глазного яблока вследствие быстрого роста тела;
- чрезмерная нагрузка на глаза, при которой малыш часами фокусирует зрение на предметах, расположенных вблизи: тетрадях, книгах;
- несбалансированное питание, при котором развивающийся организм испытывает дефицит витаминов и микроэлементов.
В зависимости от того, как развивается заболевание, выделяют следующие виды детской близорукости (таблица 2).
Таблица 2 – Виды детской близорукости
Вид причины Особенности
Физиологическая Интенсивный рост глазного яблока может спровоцировать развитие физиологической миопии, которая характеризуется незначительным ухудшением зрения и стабильностью.
Лентикулярная Заболевание характеризуется изменениями ядра хрусталика, которые чрезмерно увеличивают его преломляющую силу.
Хрусталиковая Развивается на фоне врождённой катаракты, поражения хрусталика вследствие приёма некоторых фармакологических препаратов, и сахарного диабета.
Помимо этого, в зависимости от того, насколько выражено заболевание, различают следующие степени миопии у детей:
- слабая – до −3,0 диоптрий;
- средняя – до −6,0 диоптрий;
- высокая – более −6,0 диоптрий
Врождённую миопию у ребёнка раннего возраста может определить лишь офтальмолог при проведении осмотра. Заболевание у ребёнка старшего возраста можно заподозрить при наличии следующих проявлений:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы современной педагогики 2013 ноябрь. Материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лайм, 2013. – 238 с
2. Бобунов Д.Н., Михайлов В.Д., Шапурко О.Н., Кочмарева А.И., Шарипов И.А., Шишелова В.С., Новоселов А.Д., Ануфриева Э.Р. Прионные болезни: современные клинико-диагностические аспекты. // Уральский медицинский журнал, 2018.-N 12.-С.124-129.
3. Камскова Ю.Г., Сарайкин Д.А., Павлова В.И., Бачериков Е.Л. Лечебная физкультура и массаж. Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. — 202 c.
4. Кудяшева А.Н. Физическая реабилитация нарушений осанки детей младшего школьного возраста: дисс... кад. пед. наук / А.Н. Кудяшева.- Набережные Челны, 2012. - 147 с
5. Либман Е.С. Инвалидность вследствие нарушения зрения в России /Е.С. Либман, Д.П. Рязанов // Фёдоровские чтения – 2014: сб. тез. докл. - М., 2014. - С. 162 – 163.
6. «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: материалы VIII студенческой международной заочной научнопрактической конференции. (14 февраля 2013 г.) — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 302 с
7. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 2011 №03 (20) Российский электронный журнал. Республика Татарстан, г. Набережные Челны. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 2011. – 146 с.
8. Юречко О. В. Ю Лечебная физическая культура в профилактике и коррекции нарушений осанки у детей школьного возраста : учеб. пособие / О. В. Юречко. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. – 128 с.
9. Близорукость (миопия) у детей. - https://www.sfe.ru/pochemu-sfera/sfera-detyam/blizorukost-detey/
10. «Джонсон& Джонсон» Упражнения для глаз при близорукости – 2017- http://www.horosheezrenie.ru/ uprazhneniya-pri-blizorukost
11. Лечебная гимнастика для детей с нарушением осанки и деформации стопы. - http://ds21.edusite.ru/DswMedia/lechebnayagimnastikadlyadetey.pdf
12. «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XIX студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». – 2017. – № 8 (19) / - http://www.sibac.info/archive/science/8(19).pdf
13. Нарушения осанки у детей: что надо знать? - https://www.passion.ru/mama/detskoe-zdorove/narusheniya-osanki-u-detey-chto-nado-znat-57852.htm
14. Сочетание лечебной физкультуры и гимнастики глаз для предотвращения быстро прогрессирующей миопии. - https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-lechebnoy-fizkultury-i-gimnastiki-glaz-dlya-predotvrascheniya-bystro-progressiruyuschey-miopii