Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции являются одним из важнейших направлений совершенствования состояния современного бизнеса, в том числе в сфере общественного питания и увеличения конкурентоспособности продукции и услуги.
В настоящее время наиболее актуальными являются внедрение международных аспектов управления качества, в частности, сертификации системы управления качества в соответствии с международными стандартами.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные предприятия во многом зависят от удовлетворения потребностей своих посетителей и, следовательно, должны принимать их запросы, выполняя всю совокупность требований к качеству и безопасности продукции. Благополучие таких организаций зависит от объемов реализации производимой ими продукции, которые в свою очередь зависят от соответствия этой продукции стандартам качества и ожиданиям потребителей. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции как таковым, но и с ценой, условиями обслуживания и др. Поэтому стандарты ориентируют бизнес на осознание различных потребностей и ожиданий своих клиентов.
Предметом курсовой работы выступает система качества конкурентоспособности на предприятии.
Целью работы выступает комплексный анализ основ управления качеством продукции, и методов повышения конкурентоспособности, используемых на предприятии общественного питания.
В связи с этой целью ставится ряд основных задач:
дать понятие качества,
описать системы качества в ресторанном бизнесе,
проанализировать основные проблемы обеспечения качества,
предложить меры по их устранению.
Работа состоит из двух основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические основы обеспечения качества, во второй части анализируется внедряемая система качества на предприятии общественного питания.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области сертификации продукции организаций, обеспечения качества, ресурсы Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ
1.1 Основные подходы к управлению качеством на современном предприятии
В настоящих условиях хозяйствования конкурентоспособность организаций является главным фактором, обеспечивающим их выживание на рынке и достижение высоких экономических результатов.
Конкурентоспособность организации можно определить как его способность стабильно в течении продолжительного времени производить и реализовывать продукцию, пользующуюся по своим качественным характеристикам (включая ценовую составляющую) устойчивым спросом потребителей (индивидуальных и коллективных) в изменяющихся рыночных условиях.
Конкурентоспособность предприятия достигается через управление качеством.
Под системой управления качеством продукции понимается постоянные, планомерные процессы обеспечения воздействий на факторы и условия, создающие продукцию оптимального качества на конкретном предприятии.
Система управления качеством продукции включает следующие функции [3, c.54]:
1. стратегическое, тактическое и оперативное управление
2. принятие решений, управляющие воздействия, анализ и учет, информационно-контрольное обеспечение
3. специализированные функции, возникающие на всех стадиях жизненного цикла продукции
4. управление научно-техническими, производственными, экономическими и социальными факторами и условиями.
Стратегические функции касаются прогнозирования и анализа базовых показателей качества продукции; определения направлений проектных и конструкторских работ; анализа достигнутых результатов качества производства; анализа информации о рекламациях; анализа информации о потребительском спросе.
Тактические функции – это функции по управлению сферой производства; поддержанию на уровне заданных показателей качества; взаимодействию с управляемыми объектами и внешней средой предприятия.
Таким образом, система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления организации, а также мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции на конкретном предприятии.
Рис.1.1.1. Система управления качеством продукции [4, c.26]
Эволюция форм и методов организации системы качества продукции взаимосвязана с изменением научных подходов к управлению. Так, развитие ключевых научных подходов к управлению качеством обусловлена расширением степени охвата основных этапов жизненного цикла продукции. Введение понятия жизненного цикла продукции стало одним из фундаментальных достижений в обеспечении развития системы качества на предприятиях. Оно повлияло на формирование системного взгляда на все процессы от создания изделий и маркетинговых исследований до их производства, эксплуатации и обслуживания.
Можно выделить следующие актуальные проблемы, которые стоят перед необходимостью обеспечения стандартов качества продукции, и основные методы их решения [5, c.127]:
1. Необходимо оценивать ущерб, который некачественная продукция может причинить обществу. При этом учитывается ущерб от готовой продукции, т.е. несоответствие требованиям клиента и т. п. В расчете предупредительных затрат на качество следует учитывать величину такого ущерба.
2. Чтобы продукция фирмы была конкурентоспособной, необходимо постоянно повышать ее качество и снижать себестоимость. Следует учитывать, что требования заказчика постоянно возрастают. Все это учитывается при разработке стратегии фирмы.
3. Основной целью программы повышения качества продукции на фирме должно быть постоянное уменьшение расхождений между показателями качества изделия и характеристиками, заданными заказчиком. С этой задачей связано постоянное совершенствование метрологической службы.
4. Ущерб, который терпит заказчик из-за несоблюдения его требований, пропорционален квадрату величины отклонения показателей качества. Это надо учитывать, устанавливая требования к качеству производственных процессов.
5. Качество и себестоимость готового изделия в основном определяются качеством проекта и технологии. Поэтому при проектировании, планировании производства и методов контроля надо ориентироваться на требования к качеству готовой продукции.
6. На этапе разработки и испытаний опытных образцов необходимо уменьшать отклонения характеристик изделия от заданного качества.
7. Нужно выявлять зависимость эксплуатационных характеристик от других параметров изделия и технологического процесса и, используя установленную зависимость, проводить планирование эксперимента на основе статистических расчетов.
Конкурентоспособность организации – понятие, которое требует серьезного анализа. Многие бизнесмены, давно работающие на рынке, уже испробовали разнообразные методы работы, направленные на расширение и стабилизацию бизнеса. Среди таких действий надо обязательно выделить повышение собственной конкурентоспособности. Процесс этот не является простым, но при этом очень эффективным. Именно поэтому важно изучить основные подходы к разработке мероприятий по увеличению конкурентных преимуществ фирмы.
Обозначаются основные разделы оценки конкурентоспособности:
- цена,
- услуги,
- первичный сервис,
- послепродажное обслуживание,
- устройство компании,
- качество товара,
- возраст компании-конкурента,
- удобство места расположения компании и пр.
Таким образом, начало изучения конкурентоспособности осуществляется через сбор полной и правдивой информации о конкурентах. И только потом организация обдумывает, а что надо сделать, чтобы компания догнала конкурентов и опередила их.
Как мы видим, качество является неотъемлемой характеристикой конкурентоспособного предприятия.
Таким образом, при системном управлении качеством главной целью контроля становится накопление данных для совершенствования процесса производства и повышения «репутации продукции», а значит, и ее производителя у потребителей. В этой связи службы контроля качества на фирмах имеют широкий спектр деятельности. Кроме собственно: контроля они принимают участие в обсуждении концепции создания новых изделий, привлекают характеристики будущего изделия, а также выбор поставщиков сырья и т.д.
1.2 Принципы управления качеством на предприятиях общественного питания
Рассмотрим основные принципы менеджмента качества, которые применяются современными предприятиями общественного питания в качестве руководства для совершенствования всей деятельности таких организаций. Эти принципы включают опыт международных экспертов и предназначены для достижения устойчивых организационных успехов.
Концепции, воплощенные в этих принципах, образуют основу семейства стандартов системы менеджмента качества Международной организации по стандартизации ИСО 9000 [2].
ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций. Стандарты ИСО обычно помогают также продвижению интересов потребителей.
Принцип 1 - Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять требования потребителя и стремиться превзойти ожидания потребителя.
Ключевые преимущества:
* Возрастающие прибыли и доли рынков, получаемые посредством гибких и быстрых откликов на возможности рынка.
* Повышение лояльности потребителей, ведущее к повторению бизнеса и хорошим отзывам.
Принцип 2 - Лидерство
Лидеры устанавливают единство целей и руководства в организации. Они создают и поддерживают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации.
Принцип 3 - Вовлечение персонала
Персонал на всех уровнях составляет основу организации, и его полное вовлечение позволяет использовать способности персонала на пользу организации.
Ключевые преимущества:
* Мотивированный, приверженный и вовлеченный персонал.
* Персонал ощущает ответственность за собственные результаты.
* Персонал стремится участвовать и вносить свой вклад в постоянное улучшение продукции.
Принцип 4 - Процессный подход
Желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами