Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные тенденции экономики, такие как глобализация, мировая конкуренция, укрупнение компаний, обусловливают высокие требования к качеству управления организационным обеспечением инновационной деятельности предприятий.
Несмотря на понимание важности реализации инновационных проектов менеджментом отечественных предприятий, на практике механизм организационного обеспечения инновационной деятельности реализуется посредством разрозненных мер, не имеющих общей концепции и стратегии.
Данный аспект актуализирует формирование комплексного механизма организационного обеспечения инновационной сферы, отвечающего требованиям современного экономического уклада и реальным возможностям предприятия.
Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятиям различных отраслей необходимо принимать активное участие в процессе интенсивного роста - широком использовании инновационного потенциала, активизации инновационной деятельности и усилении конкурентных преимуществ.
Разработка организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития предприятия, обеспечивающей необходимый и достаточный уровень его устойчивости, требует : комплексного учета факторов инновационной среды, формирования стратегий и программ инновационного развития с целью повышения инновационного потенциала организации, повышения интенсивности использования инновационных технологий, а также инновационных преобразований на различных уровнях управления.
Выводы настоящего исследования выстроены на основе изучения научных трудов отечественных и зарубежных авторов, внесшие существенных вклад в разработку теоретических и практических аспектов управления инновационной деятельностью предприятия. Это, в частности, труды В.В. Глухова, К.Н. Горпинченко, С.Н., Кузьминой, К.И. Луговцева, О.В. Марковой, Г.В. Мещерякова, Д.В. Федюнина и др.
В тоже время вопросы эффективного управления исследованы в трудах таких авторов как И.Адизес, И. Ансофф, Е.А. Герасимова, Э.М. Коротков, А. Н. Чаплина и др.
Однако следует отметить, что существующие вопросы, касающиеся формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях современной российской экономики изучены недостаточно, а, следовательно, необходимы научные исследования, направленные на инновационное развитие предприятий.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по формированию организационно-экономического механизма управления инновационной деятельности предприятия.
Цель исследования достигается путем решения следующего ряда задач:
- проведение анализа научной литературы и законодательной базы, определение проблем, направлений и путей повышения эффективности инновационной деятельности предприятий в современных условиях.
- рассмотреть понятие и классификацию инновационных проектов
- дать общую характеристику предприятия
- сделать анализ инновационного проекта
- предложить пути повышения эффективности инновационной деятельности.
Предметом исследования в работе являются управленческие отношения, возникающие в процессе организации инновационных проектов предприятия.
Объект исследования в работе - ГК «САПСАН».
Теоретической и методологической базой исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления инновационным развитием предприятий в рыночных условиях. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в ходе разработки инновационных проектов развития предприятия.
1 Теоретические основы инвестиционных проектов
1.1 Сущность и виды инновационной деятельности современного предприятия
Современные тенденции экономики, такие как глобализация, мировая конкуренция, укрупнение компаний, обусловливают высокие требования к качеству управления организациями, представляющими собой сложные экономические системы. Важным аспектом при этом является соответствие деятельности каждой организации постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.
В современной экономической литературе существует несколько подходов к толкованию термина «инновация». Под инновацией подразумеваются [33]:
- новые комбинации имеющихся ресурсов;
- средства, претворяющие научные открытия в жизнь;
- само воплощение в жизнь какой-либо идеи;
- изменение ценности, извлекаемой потребителем из товара (услуги);
- успешно реализованные новые идеи в бизнесе;
- явления;
- процессы;
- вид деятельности предприятия;
- результат внедрения новшества;
- усовершенствование.
В таблице 1 представлена система инноваций, характеризующая инновационную деятельность в условиях рынка [33].
Таблица 1 - Система инноваций и её структура
№ Классификационный Инновации
п/п признак
1. По значимости Базисные
Улучшающие
Псевдоинновации
2. По направлению Расширяющие
воздействия на процесс Рационализирующие
производства Замещающие
3. По отраслевой структуре Отрасль возникновения
Отрасль внедрения
Отрасль потребления
4. По глубине изменения Регенерирование первоначальных способов
Изменение количества
Перегруппировка
Адаптивные изменения
Новый вариант
Повое поколение
Новый вид
Новый род
5. По отношению к разработке Инновации, разработанные силами данного предприятия
Внешними силами
6. По масштабам Локальные
распространения Для создания новой отрасли
Применение во всех отраслях
7. По роли в процессе Основные (продуктовые и технологические)
производства Дополняющие (продуктовые и технологические)
8. По предмету и сфере Научно-технические
приложения Социально-культурные
Продукты (новые продукты / новые материалы)
Рынки (новые сферы применения / новые рынки)
Процессы (производства/ управление и администрирование)
9. По характеру Новые потребности
удовлетворяемых потребностей Существующие потребности
10. По степени новизны На основе научного открытия
На основе нового способа применения к давно
открытым явлениям
11. По времени выхода на Инновации-лидеры
рынок Инновации-последователи
12. По причинам возникновения Стратегические
Реактивные
Несмотря на то, что термины «инновации», «нововведения» и «инновационная деятельность» прочно вошли в лексикон представителей научного сообщества и бизнеса, сегодня имеется несколько точек зрения на феномен «инновации».
В теории выработано, по меньшей мере, пять принципиальных подходов [32] к пониманию инновации:
1. объектный подход (в отечественной литературе синонимом этого термина используется термин «нововведение»). В качестве инновации рассматривается конкретный объект как воплощение достижений научно- технического прогресса - чаще всего новая техника, технология, что явно не полностью отражает все возможное многообразие объектов;
2. процессный подход. Инновация рассматривается как комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров конечного потребления, техники, технологии;
3. объектно-утилитарный подход. Инновация рассматривается с двух позиций: как объект - новая потребительная стоимость, созданная на базе достижений научно-технического прогресса, и как объект, способный удовлетворять потребности с большим полезным эффектом, чем предшествующие ему аналоги;
4. процессно-утилитарный подход. Суть та же, что и в случае объектно- утилитарного подхода с той лишь разницей, что инновация рассматривается как процесс создания потребительной стоимости;
5. процессно-финансовый подход. Под инновацией понимается процесс вложения средств в новшества, инвестиции, связанные с разработкой новой техники, технологий, проведением научных исследований.
Таким образом, отечественные и зарубежные ученые склонны рассматривать термин «инновация» с позиции:
качественного изменения;
процесса;
результата (инновационного, конечного либо материализованного);
формы проявления научного прогресса.
Исходя из анализа вышеприведенных определений различных авторов, можно выделить ряд особенностей, присущих термину «инновация»: зависимость от вида и сферы применения и обязательное наличие положительного эффекта, новизна как результат интеллектуальной деятельности, многовариантность направлений реализации.
Корректная и одновременно достаточно широкая классификации видов инновационной деятельности предприятия в значительной мере обуславливает эффективность управления инновационными процессами в целом и рациональность определения форм и методов финансирования инновационной деятельности в частности. Так, при отнесении конкретного вида инновационной деятельности к той или иной типичной группе уменьшается вероятность применения недостаточно эффективных методов привлечения и размещения инвестиций на цели финансирования инноваций.
Вместе с тем, в специальной литературе недостаточно подробно освещен вопрос о классификации видов инновационной деятельности предприятия. Большинство авторов или не уделяют внимание данному вопросу или приводят один-два классификационных признака инновационной деятельности. Так, например, можно дифференцировать инновационную деятельность предприятий по отраслевому признаку [16; 47]. Ряд ученых выделяют такие классификационные признаки инновационной деятельности предприятия как масштаб такого рода деятельности (стратегическая, тактическая, оперативная инновационная деятельность), а также состав и структура источников финансирования инновационной деятельности [40]. Соответственно, предлагается расширить состав признаков классификации различных видов инновационной деятельности предприятия [19] (табл. 2).
Рассмотрим особенности различных видов инновационной деятельности предприятия в соответствии с выделенными классификационными признаками. Так, вид экономической деятельности оказывает существенное влияние на интенсивность разработки и внедрения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гаузе А.С. Классификация видов инновационной деятельности предприятия/ А.С. Гаузе // Успехи современной науки и образования. - 2016 - №7. - Том 3. - С. 49 - 53.
2. Герасимова Е.А. Механизм реализации стратегии инновационного развития предпринимательских структур/ Е.А. Герасимова // Российское предпринимательство. - 2013. - № 7. - С. 12-17.
3. Герасимова Е.А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности / Е.А. Герасимова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 175-180.
4. Геращенкова, Т. М. Взаимовыгодное сотрудничество внутри инновационных систем как фактор экономического роста АПК / Т. М. Геращенкова //Научн. Ведом. БелГУ. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. -2012. - № 1. - С. 89-95.
5. Гоньшаков А.Г. Методы формирования показателей оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Гоньшаков Александр Геннадьевич.- Владимир, 2011.- 26 с.
6. Горпинченко К.Н. Организационно-экономический механизм управления инновационным процессом: теория, методология и практика (на примере зернового производства): дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Горпинченко Ксения Николаевна.- Краснодар, 2015.- 336 с.
7. Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г. Инновационный менеджмент / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - Москва : ЮНИТИ, 2013. -391 с.
8. Гретченко А.А., Манахов С.В. Инновации в России: история, современность и перспективы/ А.А. Гретченко, С.В. Манахов // Креативная экономика. — 2011. - No 3 (51). — С.76-84.
9. Гусаков М.А. Инновационная среда создания прорывных технологий / М.А. Гусаков // Инновации. —2012. —No6 (164). —С. 26-27.
10. Дабагов, А.Р. Инновационный бизнес в России: недекларируемая реальность / А.Р. Дабагов // Российское предпринимательство. -2012.- No 2. - С. 88-91
11. Демильханова Б. А. Теоретико-методологические подходы к оценке результатов инновационной деятельности /Б. А. Демильханова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 39. - С. 7-11.
12. Заглумина, Н. А. Формирование инструментария оценки уровня инновационного развития предприятия: автореферат диссертации на соискание ученой степен канд. экон. наук: 08.00.05 / Н.А. Заглумина -Нижний Новгород, 2011. - 16 с.
13. Захаров С.В. Мотивационные аспекты персонала малых предприятий для реализации инновационной деятельности / С.В. Захаров // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 10 (93). С. 234-238.
14. Иванова Д.П. О позиционировании логистических инноваций / Д.П. Иванова, В.В. Щербаков,// Инновационная деятельность. - № 3 (26). - Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. - 2013. - с. 99-100.
15. Иванова Д.П. Программно-целевой подход к управлению логистическими инновациями на предприятии: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Иванова Дарья Павловна.- Санкт-Петербург, 2017.- 222 с.
16. Индикаторы инновационной деятельности 2014: статистический сборник. - Москва: Высш. шк. экономики, 2014. - 472 с.
17. Кисуркин, А. А. Факторы, влияющие на инновационное развитие региона и их классификация по уровням управления / А. А.Кисуркин // Соврем. проблемы науки и образования. - 2012. - № 2 - С. 294.
18. Кондрацкий А.С. Трансформация конкурентных преимуществ инновационых проектов в условиях кризиса / А.С. Кондрацкий // Стратегии бизнеса. - 2017. - № 4 (36). - С. 35-38.
19. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Философовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 295 с.
20. Коротков Э. М. Менеджмент: учебник по направлению и специальности "Менеджмент" / Э. М. Коротков. - Москва: Юрайт, 2011. - 640 с.
21. Крылов А. Г. Разработка системы проектного управления производственными инновациями: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Крылов Алексей Геннадьевич.- Санкт-Петербург, 2015.- 164 с.
22. Кузьмина С.Н. Методологические аспекты управления развитием инновационной деятельности организаций: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Кузьмина Светлана Николаевна.- Санкт-Петербург, 2014.- 43 с.
23. Кунгурцева В.С. Повышение уровня инновационного развития на основе совершенствования механизма управления её инновационным потенциалом: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Кунгурцева Виктория Сергеевна.- Самара, 2014.- 16 с.
24. Купреев Ю.В. Инструменты, факторы и этапы обеспечения инновационного развития предприятий/ Ю.В. Купреев // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). - С. 14-19.
25. Луговцев К.И. Формирование организационно-экономического механизма управления инновационными проектами: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Луговцев Кирилл Иосифович.- Москва, 2012.- 26 с.
26. Ляпина С. Ю. Практика управления знаниями в российских компаниях / С. Ю. Ляпина, С. Д. Розмирович // «Росатом» делится знаниями / отв. ред.: В. А. Першуков, Д. С. Медовников. Москва. - 2012. - Гл. 4.-С.123-135
27. Макарова, Е. С. Классификация факторов инновационного потенциала региона [Электронный ресурс] / Е. С. Макарова / Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2012. - № 1. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka. ru/2012/01/319
28. Маленков, Ю. А. Стратегический менеджмент : учеб. / Ю. А. Маленков. - Москва: Проспект, 2011. - 224 с.
29. Мальцева, С.В. Инновационный менеджмент / С.В. Мальцева - Москва: Юрайт, 2014. - 527 с.
30. Маркова О.В. Методология и механизмы управления инновационным развитием мезоэкономических систем на основе интегрированных формирований: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Маркова Ольга Владимировна.- Самара, 2015.- 42 с.
31. Методология и методы исследования систем управления современных организаций : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Чаплина [и др.] ; М-во образования и науки РФ, Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск : КГТЭИ, 2011. - 374 с.
32. Методология и методы современного менеджмента [Текст] : учебное пособие / А. Н. Чаплина [и др.]. ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск : СФУ, 2016. - 127 с.
33. Методы проектирования системы управления современных организаций: учеб. пособие / А.Н. Чаплина [и др.]; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.- Красноярск, 2011.-436 с.
34. Мильнер Б. З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография / Б.З. Мильнер, Т.М. Орлова. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 288 с
35. Мутанов Г.М. Метод оценки инновационности и конкурентоспособности инновационных проектов / Г.М. Мутанов, Ж.С. Есенгалиева // Фундаментальные исследования. -2012. -No 3. Ч. 3. - С. 712-717.
36. Назаров А.И. Развитие методических подходов к управлению инновационной деятельностью организации в условиях турбулентности экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Назаров Александр Иванович.- Самара, 2015.- 17 с.
37. 55. Национальный доклад об инновациях в России 2016 / Открытое правительство; РВК. - Москва, 2016. - 100 с.
38. О состоянии делового климата в России в 2016 году [Электронный ресурс]/ РСПП. - Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1f79/ f9c2ca5f8cd104f8d5d40f2a7b50fced.pdf
39. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе - октябре 2016 года [Электронный ресурс]/ Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа: http://ecommy.gov.ru/wps/wcm/connect/805a4a24- 197c-4e72-89ef-529075e25741/monitoring macro 1-10.pdf
40. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: монография / В.Э. Полетаев. - Москва: Инфра-М, 2015. - 624 с.
41. Попов, В. Л. Управление инновационными проектами: извлеченные уроки / В. Л. Попов // Креативная экономика.- 2012. -№4 (64). - С. 56-61.
42. Прахалад, К.К. Пространство бизнес-инноваций: создание ценности совместно с потребителем / К.К. Прахалад, М.С. Кришнан; пер. с англ. Альпина Паблишерз. - Москва: Юрайт, 2011. -255 с.
43. Пригожин А. И. Естественное - искусственное в инновационных процессах / А. И. Пригожин // Общественные науки и современность. — 2013. № 3. — С. 116-130.
44. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - Москва: Высш. шк. экономики, 2014. - 110 с.
45. Рязанов М.А. Построение методики определения эффективности инновационной деятельности / М.А. Рязанов // Вопросы инновационной экономики. —2011. —No 9 (9). — С. 3-12.
46. Семенов А.И. Развитие экономического механизма функционирования национальной инновационной системы: автореф. дис. ... д- ра экон. наук: 08.00.05 / Семенов Александр Иванович.- Саратов, 2015.- 46 с.
47. Склярова, Е.Е. Малое и среднее предпринимательство как структурный элемент инновационной экономики / Е.Е. Склярова// Экономика и социум. - 2014. - № 3 (12).
48. Стратегический менеджмент инновационной организации : учеб. пособие / В. В. Глухов [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Государственный университет управления, 2009. - 608 с.
49. Суздалева, Г.Р. Совершенствование системно-интеграционной модели управления инновационной активностью организации: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05/ Г.Р. Суздалева - Екатеринбург, 2014. - С. 21.
50. Сураева, М. О. К вопросу об организации корпоративного управления в условиях формирования инновационной экономики / М. О. Сураева, А. П. Жабин, Б. Н. Герасимов // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 2.- С. 88-93.
51. Тамоян П.Г. Методы оценки эффективности управления качеством инновационного проекта: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Тамоян Павел Григорьевич.- Москва, 2010.- 18 с.
52. Товстенко, Б.П. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятия / Б.П. Товстенко// Российский экономический журнал. 2012. - № 2. - С. 11.
53. Токарев, Б.Е. Определение рыночного потенциала инновационного продукта / Б.Е. Токарев// Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №2. - С. 37-38.
54. Трансформация бизнеса в условиях рыночной нестабильности: монография / под ред. Н.К. Моисеевой. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 416 с.
55. Трилицкая, О.Ю. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / О.Ю. Трилицкая// Вестник Волгогр. гос.ун-та. - 2013. - № 1 (22). - С. 39-40.
56. Федюнин, Д.В. Инновационная модель устойчивого развития розничной торговли на основе рационального ресурсообмена : дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Федюнин Дмитрий Валерьевич. - Москва, 2014. - 295 с.
57. Фирсов, Ю. Факторы и элементы повышения инновационной активности предприятия / Ю. Фирсов// РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1. - С. 25 - 27.
58. Хансевяров, Р.И. Концептуальные основы формирования инновационной экономики / Р. И. Хансевяров // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - № 3(101). -С. 115-120.
59. Хожаев И.С. Совершенствование методов оценки эффективности инновационных проектов предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Хожаев Игорь Сергеевич.- Белгород, 2010,- 25 с.