Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время государственная служба - центральное звено
повышения эффективности и результативности системы государственного управления в России,
так как от результатов деятельности государственных служащих, их компетентности и
профессионализма зависит качество реализации государственных решений.
Всестороннее изучение правового статуса госслужащих, проведение их классификаций
поспособствует наиболее полному пониманию важности данного института для общества РФ и
государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.
Степень научной разработанности. Проблеме социально-правового статуса гражданских
служащих в научной литературе уделяется достаточно внимания. Так, исследование поставленной
проблемы показывает, что данной проблематике посвящены труды таких ученых-правоведов, как
А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.А. Ивлев, Г.И. Петров, Ю.А. Розенбаум, А.В.
Оболонский, Ю.Н. Старилов и других ученых.
А.П. Алехин, Ю.М. Козлов подробно рассматривали в своих работах возникновение понятия
«государственный гражданский служащий» и его существенные признаки. А такие авторы, как
Старилов Ю. Н, Турисбек А.З., Дмитриев Ю.А. большое внимание уделяли классификации
государственных служащих.
Комплексное научное исследование проблем, связанных с социально-правовым статусом
гражданского служащего современной России, будет способствовать разработке данной
концепции.
Объект курсовой работы – государственный гражданский служащий.
Предмет работы – социально-правовой статус государственного гражданского служащего.
Цель курсовой работы – изучение социально-правового статуса государственных гражданских
служащих. Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1) Определить понятие и признаки государственного гражданского служащего;
2) Раскрыть элементы социально-правового статуса государственного гражданского
служащего;
3) Выявить основные права и обязанности государственного гражданского служащего, а
также ограничения, запреты и требования к служебному поведению;
4) Изучить ответственность государственных гражданских служащих.
3
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ
литературы по проблеме работы, синтез, индукция и дедукция, системный, структурный методы.
Методологическая основа исследования. При написании курсовой работы использовались
законодательные и нормативно-методические документы, справочная литература (Б.А. Разберг),
исследовательская, научная литература, содержащая информацию о статусе государственного
гражданского служащего, в частности, учебные пособия А.Я. Кибанова, Ю.Е. Мелихова, Д.В.
Ломакина.
Использованы публикации в журнале «Государственное и муниципальное управление», который
целесообразно использовать в процессе изучения вопросов постановки задач и принципов
управления персоналом государственной службы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в научных и практических
разработках, дополняющих существующие представления о задачах и принципах управления
персоналом государственной службы. Материалы курсовой работы могут применяться в
преподавании курсов в ВУЗах «Государственное и муниципальное управление», а также на
семинарах.
Структура курсовой работы. Структура данной работы включает в себя введение, основную часть,
состоящей из двух глав, заключение, список использованных источников.
4
1.Теоретические аспекты социально-правового статуса государственного гражданского служащего
1.1. Понятие и признаки государственного гражданского служащего
Базисом государственного аппарата страны являются государственные служащие, состав
которых не признается однородным. Государственные служащие осуществляют свою трудовую
деятельность в многообразных государственных и негосударственных организациях, занимаются
частной практикой, которая имеет государственный характер. В РФ, на сегодняшний день, нет
единого нормативно-правового акта, который бы включал в себе общее понятие служащего. Вся
сложность трактовок обуславливается различными социальными функциями, которые выполняют
служащие и многообразием нормативно-правовых актов, которые регулируют отдельные виды
службы.
В целом, понятие «государственный служащий» можно изучать, как в широком, так и в узком
смыслах. С точки зрения первого подхода, государственный служащий – гражданин РФ, который
исполняет, согласно законам России, обязанности по замещаемой им государственной должности
государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств
федерального бюджета или региональных бюджетных средств . В узком смысле – это лицо,
занимающее должность в государственном органе .
Выделим следующие аспекты анализа понятия «государственный служащий»:
1. Государственно-правовая точка зрения: государственный служащий является «слугой»
государства, и который наделен полномочиями разного характера и значения;
2. Административно-правовая точка зрения: государственный служащий обладает властными,
организационно-распорядительными полномочиями. Он представитель власти, который
осуществляет юрисдикционные меры и полномочия и применяет административно-правовые
санкции;
3. Уголовно-правовая точка зрения: государственный служащий является особым субъектом
уголовной и административной ответственности .
Профессиональная деятельность служащего определяется в качестве сложной,
обладающей многими функциями, а также содержащая в себе исполнительскую, управленческую
составляющую, ориентированную на поддержание стабильности в обществе, внедрения
инновационного подхода, связанная с принятием нестандартных решений.
Выделим признаки государственного служащего :
5
- гражданин РФ от 18 до 65 лет;
- наличие профессионального образования;
- владение государственным языком;
- выполнение обязанностей по должности;
- получение служебных задач денежного вознаграждение за работу за счет бюджетных средств;
- организационная и правовая обособленность. Должность государственной службы
рассматривается как особое самостоятельное образование, наравне со структурными и
территориальными подразделениями государственного органа;
- до
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря
1993 г.) (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993 г. - №237. - Ст. 851.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №
195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Российская газета – 2001. - № 256. – Ст.847.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе
государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2003. - №22. – Ст. 345.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 541.
6
5. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного
поведения государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 33. – Ст. 318.
6. Авдеев А.А. Государственное и муниципальное управление/А.А. Авдеев. – М.: Лига, 2016. –
312 с.
7. Алехин А. П., Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД
«Зерцало-М», 2016. – 471 с.
8. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. —
М.: Норма, 2017. – 654 с.
9. Ватель А.Ю. Административно-правовое регулирование служебного поведения
государственных служащих/А.Ю. Ватель//Государственное и муниципальное управление. – 2015. -
№ 8. – С. 39-42.
10. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для
юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2015. – 287 с.
11. Карташов А.П. Государственное право России/А.П. Карташов. – 2017. – 687 с.
12. Ларькина А.П., Административно-правовой статус государственных гражданских служащих
//Юридический журнал. – 2016. - № 8. – С. 58-62.
13. Лобин А.С. Административное право России/А.С. Лобин. М.: Наука, 2015. – 369 с.
14. Мальцева Н.П. Административное право/Н.П. Мальцева. – М., 2016. – 366 с.
15. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: учебник — Москва:
Юстиция, 2016. – 258 с.
16. Санницкий А.П. Государственный гражданский служащий и его статус/А.П.
Санницкий//Государственное и муниципальное управление. – 2015. - № 5. – С. 25-29.
17. Севрюгин К.В. Административная ответственность государственных гражданских
служащих за коррупционные правонарушения // Известия Байкальского государственного
университета. – 2015. - № 4. – С. 18-24.
18. Смоленский М.Б. Административное право: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 314
с.
19. Смоленцева Э. Н. Особенности труда государственных служащих/Э.Н. Смоленцева
//Государственное и муниципальное управление. – 2015. - № 4. – С. 24-26.
20. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права: Государственная служба.
Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.:
Издательство НОРМА, 2014. – 214 с.
21. Турисбек А.З. Понятия и классификация государственных должностей и государственных
служащих//Государственное и муниципальное управление. – 2016. - № 4. – С. 18-26.
7
22. Чернов С.Н. Административное право. Часть I: учеб. пособие / С.Н. Чернов. – Петрозаводск:
Изд-во ПетрГУ, 2018. – 219 с.
23. Чистяков И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской
Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 415-417.
24. Шевцова А.К. Государственная служба и ее особенности/А.К. Шевцова//Наука. – 2017. - №
6. – С. 16-18.
25. Шевцова А.К. Государственный гражданский служащий/А.К. Шевцова//Наука. – 2016. - №
8. – С. 29-36.