Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Многонациональный народ России осуществляет свою власть как непосредственно, так и через
органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). В
зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и
непосредственная демократия. Представительная демократия выражается в осуществлении
народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения,
выражающие волю тех, кого они представляют.
Непосредственная демократия это форма непосредственного волеизъявления народа или
каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа,
3
указывается в Конституции РФ (ст. 3), являются референдум и свободные выборы». Главное в
выборах то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти.
Наиболее существенный признак выборов заключается в прямом волеизъявлении граждан и
выдвижении ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.
Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении
государством предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим
гражданством. Избирательное право есть право не просто человека, а гражданина. Проблема
национальных выборов в России и роли судебной формы защиты избирательных прав
интересует ученых различных гуманитарных наук историков, политологов, социологов и,
естественно, юристов. Для ученых Российской Федерации эта тема является практически
новой, поскольку формирование органов власти в нашей стране столетиями происходило по
иной модели, чем в настоящее время. Передача власти осуществлялась либо по наследованию,
либо путем «выборов», которые можно считать весьма условными.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, взгляды ученых,
регламентирующие выдвижение кандидатов на выборах в России.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие при
реализации выдвижения кандидатов на выборах в России.
Целью работы является исследование выдвижения и регистрация кандидатов на выборах в
России.
Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
изучить выдвижение и регистрацию кандидатов;
раскрыть этапы стадий выдвижения и регистрации кандидатов;
рассмотреть виды выдвижений;
охарактеризовать предоставление кандидатам на должность высшего должностного
лица субъекта РФ возможности самовыдвижения.
Среди учёных, занимающихся изучением выдвижения кандидатов на выборах в России,
необходимо назвать Авакьян С.А., Баглай М.В., Бондарь Н.С., Иванченко А.В., Козлову Е.И.,
Кутафина О.Е., Кынева А., Князева С.Д., Колюшина Е.И., Любарева А., Лапаеву В.В. и др.
Методология исследования определенаκстоящими перед курсовой работой целью и задачами.
За основу в исследовании принятκдиалектический метод познания,
предполагающийκвсесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы порядка выдвижения и регистрации кандидатов
1.1. Выдвижение и регистрация кандидатов
4
Законодательством Российской Федерации предусмотрено право граждан быть избранными и
избирать (статья 32 Конституции). Этим правом вправе воспользоваться самовыдвиженцы,
непосредственно избиратели и избирательные блоки (объединения). Также
законодательством на соответствующих уровнях определяется порядок выдвижения,
регистрации кандидатов и статус выдвиженцев.
У некоторых субъектов этот порядок разнится, поэтому необходимо рассмотреть его общие
элементы. Сущность выдвижения и регистрации кандидатов Нормы, регулирующие
реализацию права граждан избираться и избирать, содержатся в нескольких актах. Порядок
выдвижения и регистрации кандидатов регулируется федеральным законом № 67-ФЗ от 12
июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» . Этот закон определяет основные гарантии
прав избирателей и прав лиц, участвующих в референдуме.
Указанные принципы проведения выборов в России закреплены в статье 3. Выдвижение и
регистрация кандидатов, как и их последующее избрание, осуществляется путем
волеизъявления всех участников этого процесса с помощью тайного голосования. Реализуя
положения законодательства, дающие каждому гражданину право в определенной им степени
принимать участие в политической жизни общества, граждане объединяются в группы
политического типа на трех уровнях: федеральном; региональном; местном. Кратко
выдвижение и регистрацию кандидатов можно определить как одну из важнейших стадий в
избирательном процессе. Ее цель определение будущего персонального состава органа,
который будет представлять интересы граждан на одном из уровней власти.
Созданные объединения политического типа образуют избирательные блоки, которые также
считаются избирательными объединениями. В дальнейшем проводится съезд или
конференция представителей объединений общественных групп, на котором проходит
выдвижение граждан из числа этих представителей объединений. Общественное
объединение, которое входит в избирательный блок, вправе находиться только в одном
избирательном блоке. Оно не имеет права выставлять на выборы кандидатов как
самостоятельное избирательное объединение.
1.2. Этапы стадии выдвижения и регистрации кандидатов
Данная стадия имеет три самостоятельных этапа:
Определение кандидатур, подлежащих выдвижению (выдвиженческая инициатива).
Поддержка выдвиженческой инициативы (сбор подписей или внесение залога избирательного
типа).
Регистрация выдвигаемых граждан .
Выдвижение и регистрация списков кандидатов начинаются с наступления одного из двух
событий:
5
Со дня, когда были официально опубликованы схемы округов избирателей, если территория
проведения выборов делится по избирательным округам. По этому принципу рассматривается
избирательная система мажоритарного типа.
Со дня, когда официально было опубликовано решение назначить выборы, если территория
считается единым округом избирательного типа. По этому принципу рассматривается
избирательная система пропорционального типа (выбор депутатов или должностных лиц).
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов определяет срок, который на основании
законов федерального уровня или уровня субъекта считается периодом выдвижения выборных
граждан.
Периоды выдвижения для сбора подписей и регистрации кандидатов следующие: От 45 дней,
если речь идет о выборах в орган государственной власти на федеральном уровне или прочие
государственные федеральные органы. От тридцати дней, если речь идет о выборах в орган
государственной власти на уровне субъектов РФ. От двадцати дней, если речь идет о выборах в
орган власти на местном уровне, а также о выборах главы муниципального образования или
прочих должностных муниципальных лиц .
Условия выдвижения кандидатов для регистрации – необходимые предпосылки, дающие
возможность субъектам выдвижения реализовывать свои права на избрание. Условия
выдвижения имеют две стороны: процессуальную и материальную. Материальное условие
выдвижения для регистрации кандидатов на выборах – наличие у выдвигаемого кандидата
избирательного пассивного права (права на избрание в конкретный государственный орган
власти, орган самоуправления на местном уровне или на место должностного лица).
Процессуальное условие выдвижения – представление выдвигаемым лицом уведомления в
письменном виде о согласии на выдвижение его кандидатом.
Заявление на регистрацию содержит следующие сведения: личные биографические данные;
место службы или работы; данные удостоверяющего личность документа; данные о наличии
(отсутствии)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //
Российская газета. – 2002. – № 106.
2. Алексеев, И. А. Избирательное право России в схемах. Учебное пособие: моногр. / И.А.
Алексеев, Р.Э. Арутюнян, М.И. Цапко. - М.: ИЛ, 2017. - 772 c.
3. Алексеев, И.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебное
пособие / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 774 c.
4. Алексеев, И.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебное
пособие / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2018. - 482 c.
6
5. Андреева, Г.Н. Избирательное право в России и в зарубежных странах / Г.Н. Андреева. -
М.: Норма, 2018. - 742 c.
6. Вискулова, В. В. Гарантии избирательных прав граждан: вопросы теории и практики /
В.В. Вискулова. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 296 c.
7. Вискулова, В. В. Гарантии избирательных прав граждан. Вопросы теории и практики /
Вискулова В. В. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ),
2019. - 196 c.
8. Водовозов, В.В. Всеобщее избирательное право на Западе / В.В. Водовозов. - М.:
Нобель Пресс, 2018. - 516 c.
9. Водовозов, В. Избирательное право в Европе и России / В. Водовозов. - М.:
Машиностроение, 2017. - 683 c.
10. Всеобщее избирательное право. - М.: ЁЁ Медиа, 2017. - 940 c.
11. Головин, А. Г. Избирательное право России / А.Г. Головин. - М.: Норма, 2017. - 350 c.
12. Головин, А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Курс лекций / А.Г.
Головин. - М.: Норма, 2019. - 378 c.
13. Дмитриев, Ю. А. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев. - М.: Юстицинформ, 2017. - 337
c.
14. Дмитриев, Ю. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Ю.А.
Дмитриев, В.Б. Исраелян. - М.: Феникс, 2018. - 864 c.
15. Избирательное право. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. - 656 c.
16. Кубелун, А.Н. Защита избирательных прав граждан на муниципальном уровне. Научнопрактическое пособие / А.Н. Кубелун. - М.: РИОР, 2018. - 792 c.
17. Никольский, В.К. Избирательное право / В.К. Никольский. - М.: РГГУ, 2018. - 340 c.