Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Следует отметить тот факт, что совре-менная социально-экономическая ситуация формирует запрос на умение представить себя в различных ситуациях: от ситуаций трудоустройства до ситуаций публичных выступлений.
Способности личности сформировать благоприятное впечатление о себе в целом позволяет эффективно реализовать определенную стратегию в коммуникативном процессе, что становится основой для эффективной реа-лизации жизненных планов, организации эффективных действий, и нахо-дит определенное отражение в требованиях, предъявляемых к личностным качествам современной молодежи. Чтобы данный процесс действительно отличался своей эффективностью, необходимы развитые коммуникативные умения личности. Исходя их этого, мы можем говорить о необходимости развития коммуникативной компетентности и грамотности личности.
Как указывают исследователи, коммуникативные умения складыва-ются из комплекса психологических, социальных качеств личности. Ком-муникативное взаимодействие представляет сложное явление, в связи с тем, что оно состоит из системы умений разного порядка и характера.
Эффективность коммуникативного процесса обусловлена индивиду-ально-личностными и социально-психологическими условиями и предпо-сылками. К первой группе можно отнести следующие: ясное понимание целей общения; наличие соответствующих мотивов; владение вербальными и невербальными средствами общения. Ко второй группе предпосылок и условий относятся: адекватное взаимовосприятие, психологический кон-такт как двухсторонняя связь между общающимися, интерес, взаимопони-мание, взаимная удовлетворенность и взаимное содействие в достижении целей.
Актуальность исследования обусловлена приоритетной установкой современного образования на формирование и развитие высокообразо-ванной целостной личности, с максимальной степенью включенности в дея-тельность, в придании ей личностных смыслов, осознании целей и приня-тии ответственности за ее результативность. При этом приоритетным явля-ется развитие личностных (коммуникативных) особенностей учащихся.
Цель исследования: выявить психологические условия эффективной коммуникации.
Объект исследования: коммуникация.
Предмет исследования: психологические условия эффективной ком-муникации.
Гипотеза исследования: одним из важных психологических условий эффективной коммуникации в сложных конфликтных ситуациях являются особенности невербального поведения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологических усло-вий эффективной коммуникации.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование психологи-ческих условий эффективной коммуникации.
3. Разработать практические рекомендации на основе результатов исследования.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, эмпирическое исследование, метод психодиагности-ческого тестирования, методы математической статистики и обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в возможности ис-пользовать результаты исследования в социально-педагогической практи-ке при формировании коммуникативной компетентности у подростков.
Структура работы. Курсовая работа изложена на 32 страницах, со-стоит из введения (2 стр.), двух глав: теоретической (10 стр.) и практиче-ской (12 стр.), заключения (2 стр.), списка литературы из 20 источников и приложения, содержащего 3 таблицы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1. Характеристика коммуникации
Коммуникация – понятие, близкое к понятию общения, но расши-ренное. Общение рассматривается как многоплановый процесс установле-ния и развития контактов между людьми, осуществляемое знаковыми средствами. Коммуникация понимается как связь, в ходе которой проис-ходит обмен информацией между системами [6].
Коммуникации между людьми имеют ряд особенностей:
- Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом общения. При этом их взаимное информирование означает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения или другой информации, ее значимости. Информация должна быть не только принята, но и осознанна и осмысленна.
- Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга благо-даря системе знаков. То есть обмен такой информацией обязательно предусматривает влияние на поведение партнера, потому что знак, слово, символ изменяют состояние участников коммуникативного процесса. Ком-муникативное влияние, которое здесь возникает, является психологическим воздействием одного участника коммуникативного процесса на другого с целью изменения его поведения, представлений, знаний, отношений и т.д.
- Коммуникативное воздействие возможно только при наличии еди-ной или похожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, получа-ющего информацию).
- Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко прослеживается связь между общением и отношением [6].
Межличностная коммуникация имеет определенные функции, кото-рые могут отличаться из-за формы и той сферы, в которой осуществляют-ся.
К основным функциям межличностной коммуникации относятся ин-формационная, экспрессивная и прагматическая.
Информационная функция заключается в обмене информацией меж-ду участниками процесса общения: это мысли, идеи, размышления и т.д.
Экспрессивная функция подразумевает обмен эмоциями в процессе общения: у участников коммуникации может изменяться настроение из-за восприятия эмоционального состояния собеседника.
Прагматическая функция заключается в том, что коммуникация вли-яет и на поведение ее участников: она побуждает к действию, изменяет его и т.д.
Также можно выделить такие функции как взаимодействие и воздей-ствие [12].
Любой информационный посыл коммуникатора реципиенту воспри-нимается и расшифровывается им, а в ответ реципиент (став уже сам ком-муникатором) отправляет коммуникатору (теперь уже реципиенту) ответ, то есть дает обратную связь, которая также является информационным по-сылом и т.д.
Таким образом, коммуникация рассматривается как смысловой ас-пект социального взаимодействия.
Внутри любой социальной группы устанавливаются коммуникаци-онные связи членов группы друг с другом. Данный вид коммуникации но-сит название межличностной. Таким образом, благодаря межличностной коммуникации членов группы между собой происходит обмен информа-цией, эмоциями, побуждение к действиям и т.д. [12].
Человек – существо социальное, поэтому его жизнь невозможна без общения. Общение, таким образом, выступает одной из основных потреб-ностей современного человека.
Исходя из этого, межличностная коммуникация, как психо – соци-альный феномен, характеризуется неотвратимостью и неизбежностью. Неотвратимость понимается как тот факт, что невозможно уничтожить ска-занное (высказывание «слово не воробей» как раз и свидетельствует о неотвратимости коммуникативного акта).
Неизбежность понимается таким образом, что человек, даже если он не хочет или избегает общения, являясь членом общества, все равно столк-нется с коммуникацией, не прямой (непосредственное общение с другим человеком), так косвенной, опосредованной (воздействие СМИ, чтение книг, поиск информации в Интернете и т.д.) [9].
В процессе межличностной коммуникации выстраиваются межлич-ностные отношения – это установление и укрепление контактов между людьми на когнитивном, эмоциональном и поведенческих уровнях.
Одной из характеристик межличностной коммуникации является ее поэтапность. Данная характеристика заключается в том, что межличност-ная коммуникация – это процесс, который имеет определенную динамику и этапы. Так, можно выделить такие этапы коммуникационного процесса между людьми, как установление контакта, подъем и спад интенсивности общения, прекращение и возобновление отношений между участниками коммуникации.
Также важной характеристикой межличностной коммуникации явля-ется многоканальность. То есть, общение между участниками происходит одновременно на нескольких уровнях или, другими словами, каналах. Так, при общении собеседники не только видят и слышат друг друга, но и мо-гут прикоснуться к партнеру по общению, ощутить его запах, оценить рас-стояние, на котором он находится он него и т.д. Параллельно с вербаль-ным общением происходит взаимодействие и на невербальном уровне – таким образом, это тоже каналы коммуникации [12].
Существует определенная сложность в процессе моделирования межличностной коммуникации. Связано это с многообразием форм ком-муникативного взаимодействия между людьми. Так коммуникация может происходить в виде непосредственной беседы двух или более участников диалога, может осуществляться по телефону или при помощи различных Интернет – технологий (сегодня имеется возможность общения сразу не-скольких людей, не выходя из дома, однако они могут видеть друг друга).
Обретение опыта общения способствует приобретению устойчивых умений и навыков межличностных коммуникаций, основанных на соци-альных нормах регуляции, с представителями разных групп в обществе. Личными качествами, затрудняющими межличностные коммуникации яв-ляются: самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство, тщеславие, догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партне-ром, двуличие и неискренность [13].
Для успешной реализации коммуникативной деятельности человеку необходимо владеть неким набором коммуникативных действий – симво-лически опосредованных действий, которые регулируются нормами пове-дения, направленные на достижение взаимодействия между людьми – освоение которых ведет к формированию и применению на практике опре-деленных коммуникативных умений.
Коммуникативные умения в структуре коммуникативной культуры личности являются ее необходимой составляющей, обеспечивающей воз-можности реализации целей и задач общения. Овладевая коммуникатив-ными умениями, человек овладевает и коммуникативной культурой, ее практическим компонентом [5].
Коммуникативные умения в подростковом возрасте еще не сформи-рованы окончательно. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки прояв-ляют негативизм по отношению ко взрослым (учителям), трагически пере-живают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня - я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бра-вируют своей независимостью, приверженностью материальным интере-сам, испытывают потребность в общении.
В подростковом возрасте притягателен мир сверстников потому, что он дает возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опы-ту, силам, умениям. Принадлежность к группе: повышает уверенность подростков в себе и дает возможности для самоутверждения. У подростка появляется желание показать себя,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Атватер И. Рефлексивное слушание // Психология влияния. СПб.: Питер, 2001.-512 с.
3. Бендер П.А. Секреты эффективной межличностной коммуника-ции. Пер. с англ. Т. Н. Юсова. — Мн. : ООО «Попурри», 2006. — 368 с.
4. Васильева В.П. Психология массовой коммуникации: коммуни-катор, аудитория, сообщение, каналы, эффекты и эффективность. Хресто-матия. – Челябинск, ЮУрГУ, 2007. – 265 с.
5. Веселкова О.А. Педагогические условия актуализации комму-никативно-нравственной культуры младших школьников [Текст] / О.А. Ве-селкова: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Омск, 2000. - 21с.
6. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Го-ловин. – М.: Харвест, 2007. – 800с.
7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
8. Кинан К. Эффективное общение. М.: Рипол Классик, 2006. - 78 с.
9. Классическая социальная психология : учеб. пособие для сту-дентов вузов [Текст] / И. Г. Антипов и др., общ. ред. Е.И. Рогова. - М.: Гу-манитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 414 с.
10. Клюев Е.В. Речевая коммуникация [Текст] / Е.В. Клюев. - М.: Рипол классик, 2012. - 315с.
11. Константинова Л.А., Щенникова Е.П., Юрманова С.А. Деловая риторика. Учебное пособие. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. - 304 с.
12. Красноплахтова Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах [Текст]: учебное пособие / Л.И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
13. Куницына В. Н. Межличностное общение [Текст] / В. Н. Куни-цына, Н. В. Казаринова, Н. В. Погольша. – СПб.: Питер, 2007. – 367с.
14. Леонов Н.И. Психология делового общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 256 с.
15. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная ком-муникация. / В.П. Морозов. – М.: ИПРАН, 1998. – 155 с.
16. Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 352 с.
17. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2011.
18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психоло-гии. – СПб.: Речь, 2007.
19. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / пер. с англ. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2016. — 334 с.
20. Яковлева Н.Ф. Деловое общение: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 269с.