Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Прогнозирование является определенным процессом разработки различных прогнозов, который основан на определенных научных методах познания различных явлений, а также использовании совокупности средств и методов, а также способов прогностики.
Прогнозирование соотносится с таким намного более широким понятием, как предвидение именно как опережающее отображение действительности, которое основано на познании различных законов природы и общества, а также мышления. Именно в зависимости от определенной степени конкретности, характера воздействия на ход изучаемых процессов принято выделять три определенных формы предвидения, а это гипотеза, прогноз, а также план.
Хотелось бы отметить, что функционирование современных отечественных социально-экономических систем сегодня в условиях рынка вызывает острую необходимость стратегического управления на предприятиях, а именно, прогнозирования различных тенденций их развития. Увеличение эффективности работы организаций в достаточно жестких конкурентных условиях сегодня требует формирования четкого и достоверного прогноза определенного изменения ключевых экономических показателей ее работы.
Сейчас прогнозирование всегда должно рассматриваться именно как особенно необходимый элемент всей системы управления определенной социально-экономической системой, ключевая задача которого определяется некоторой упреждающей ориентацией управления на различные возможные изменения состояния, а также развития объектов управления, определенной внешней среды их функционирования в ближайшем будущем. Определенное предвидение, а также оценка результатов всегда является свойственной управленческой деятельности, именно поэтому какое-либо управленческое решение в некоторой мере обязательно включает в себя прогноз.
Таким образом, можно сказать, что изучение экономического и делового прогнозирования представляет на сегодняшний день большой интерес.
Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Аксенов А.П., Быстров О.Ф., Крум Э.В., Паламарчук А.С. и других.
Целью курсовой работы является изучение экономического и делового прогнозирования.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть понятие прогноза и сущность прогнозирования в экономике;
- изучить сущность делового прогнозирования;
- рассмотреть прогноз как условие снижения рисков предприятия;
- определить роль экономического прогнозирования на предприятии;
- выделить методы прогнозирования деловой среды.
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДЕЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1 Понятие прогноза и сущность прогнозирования в экономике
Прогнозирование – разработка прогнозов, научное исследование конкретных перспектив развития каких-либо явлений. Оно находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением.
Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений и других составляющих этого процесса.
Целенаправленное прогнозирование и планирование – средство решения задач перед обществом, перед коллективом.
Прогноз – предсказание, предвидение, основанное на имеющихся данных. План – порядок работы на определенный период. План и прогноз, как производные экономического предвидения имеют много общего.
Методы планирования и прогнозирования совершенствуются и обогащаются. Эффективность функционирования деятельности предприятия определяется следующими обстоятельствами:
– выбором алгоритма: что, как, сколько, какого качества производить с учётом спроса и предложения;
– выбором оптимальной организации и технологии производства;
– своевременным ресурсным обеспечением;
– величиной оборотного и основного капитала.
В рыночных условиях хозяйствования диапазон использования данных факторов огромен. Поэтому любое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию [1].
Экономическое прогнозирование основывается на следующих принципах: научная обоснованность, системность прогнозирования, адекватность прогнозов объективным закономерностям развития.
Принцип научной обоснованности, основывается на детальном изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогноза.
Принцип системности прогнозирования – совокупность методов и моделей, которые помогают разработать согласованный прогноз.
Принцип адекватности прогноза – выявление и оценка устойчивых тенденций в развитии объекта, а также создание реальных экономических процессов с их точной имитацией.
Принцип альтернативности прогнозирования основывается на предположении о возможности качественно различных вариантов развития.
Назначение прогноза состоит в определении вероятных альтернатив экономического развития для принятия наиболее рациональных решений.
Прогноз – возможные состояния объекта в будущем, альтернативные пути и сроки их осуществления.
Прогноз является предплановой стадией работы.
По масштабу прогнозирования выделяют макроэкономический и структурный прогнозы развития народно-хозяйственных комплексов (агропромышленный, топливо-энергетический, инвестиционный и др.), отраслевые и региональные, прогнозы первичных звеньев народно-хозяйственной системы: предприятий, производственных объединений, а также отдельных производств.
По времени утверждения прогнозы подразделяются на: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные. Оперативный прогноз имеет период утверждения до месяца, краткосрочный – от месяца до года, среднесрочный – от одного до пяти лет, долгосрочный – от пяти до двадцати лет, дальнесрочный – выше двадцати лет. Количественные оценки ожидаемых событий детально отражаются в оперативных прогнозах.
Дальнесрочный прогноз предусматривает преимущественно общие закономерности развития исследуемого объекта.
По направлению прогнозы подразделяются на нормативный и поисковый.
Поисковый прогноз основывается на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем. При этом не берутся во внимание условия, которые могут изменить эти тенденции.
Нормативный прогноз основывается на базе заранее определенных целей. Его задача состоит в определении пути и срока достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Поисковый прогноз отталкивается от прошлого и настоящего объекта. Нормативный же осуществляется в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям в свете поставленной цели.
Оба типа прогноза выступают на практике одновременно в качестве направлений, подходов к прогнозированию и используются совместно.
Поисковое прогнозирование может быть традиционным и новаторским.
Традиционный подход предполагает гладкое и непрерывное экономическое развитие, альтернативный же исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, развитие фирмы происходит скачкообразно, прерывисто или существует определенное число вариантов будущего развития фирмы.
Новаторский подход сравнительно молод, но быстро завоевывает популярность в практике внутрифирменного планирования.
В рамках новаторского подхода создаются прогнозы, включающие сочетания различных вариантов развития выбранных показателей и явлений.
В зависимости от степени вероятности будущих событий прогнозы делятся вариативные и инвариативные. Если вероятность прогнозируемых событий велика (фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды), то прогноз предлагает только один вариант развития, т.е. является инвариантным.
Вариантный прогноз – наоборот, представляет собой метод сценариев.
Без прогнозирования и представления об ожидаемом ходе развития событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.
Далее приведем методологию прогнозирования.
Метод прогнозирования – алгоритм разработки единичного локального прогноза, основанный на применении логических, эмпирических или математических зависимостей. На практике используются 15-20 методов прогнозирования.
Метод экспертного прогнозирования – работа специалистов по обсуждению проблемы и выработке по ней общего решения.
Все методы прогнозирования следует использовать в различных комбинациях. Это повышает качество анализа информации, увеличивает объективность и достоверность самих прогнозов.
1.2 Сущность делового прогнозирования
Прогнозирование как любая хозяйственная деятельность основывается на основе упорядоченных правил, решении целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства. [1]
Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:
– анализ экономических, социальных, технических процессов, происходящих в организации, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;
– формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;
– обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового), возможных стратегий.
Процесс прогнозирования состоит из следующих этапов:
– определение потребностей в прогнозе;
– уточнение характеристик объекта прогнозирования;
– установление и анализ активных факторов прогнозного фона;
– формирование информационной базы;
– выбор моделей и методов прогноза;
– формулировка и оценка вариантов;
– разработка рекомендаций по принятию решений.
Прогнозы учитывают требования плана, они являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени и ресурсам, выраженным в деньгах [9]. Начальным этапом экономического прогнозирования на предприятии является определение социально-экономического заказа со стороны общества на выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса. В самом общем плане социально-экономический заказ характеризуется тем, что помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он содержит и ограничения со стороны ресурсов, которые потребители могут затратить на приобретение, а предприятие – выделить на производство продукции для удовлетворения этих потребностей. Связь «потребность ресурсы» должна бы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. М.: НИЦ ИНФРАМ, 2013. 320 c.
2. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и К, 2013. – 372 c.
3. Быстров О.Ф. Экономика предприятия (фирмы). Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Л.П. Афанасьева, Г.И. Болкина, О.Ф. Быстров. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 319 c.
4. Бочаров, В.В. Финансовый анализ: учебное пособие / В.В. Бочаров. СПб.: Питер, 2014. 240 с.
5. Варламова, М.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.А. Варламова. М.: Дашков и Ко, 2014. 304 с.
6. Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: финансовый анализ: практикум / Н.А. Виноградская. М.: МИСиС, 2011. 118 c.
7. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. М.: Проспект, КноРус, 2015. 597 с.
8. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т.И. Григорьева. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. 462 c.
9. Дыбаль, А.Г. Финансовый анализ: (теория и практика). М.: Бизнес-Пресса, 2015. 336 с.
10. Екимова, К.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / К.В. Екимова, Т. В. Шубина. М.: ИНФРА-М, 2013. 375 с.
11. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. М.: Омега-Л, 2013. 349 c.
12. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник / А.Н. Жилкина. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. 332 c.
13. Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2015. 365 с.
14. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: учебное пособие / В.П. Литовченко. М.: Дашков и К, 2014. 216 c.
15. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / Т.Ю. Мазурина. М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2012. 160 c.
16. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. М.: КноРус, 2013. 536 c.
17. Павлова, Л.Н. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Л.Н. Павлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 269 с