Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С ее помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычка к труду, улучшается работа психических функций.
Первые попытки творческих изображений ребенок предпринимает в рисовании. Познавательный интерес подталкивает к тому, чтобы малыш взял карандаш или фломастер и поводил им по листу бумаги. С первых каракулей начинается развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем проходит несколько этапов или стадий.
Трехлетние дети способны только к хаотичным «узорам». Кто-то просто рисует круги и завитушки, сплетенные друг с другом. Другие стремятся подражать взрослым, если они показывают им азы изобразительного искусства. Возможны попытки нарисовать прямые линии или даже подобие простых фигур.
После окончания «марания» ребенок изучает получившееся и осознает, что его действия привели к результату – некоему изображению. Эту стадию развития психологи называют доизобразительной.
К 4-летнему возрасту ребенок приобретает большую точность в изображении линий, а также понимает, что рисунок может отображать некий сюжет или задумку. Разглядывая переплетения линий, он начинает понимать, как их «сложить», чтобы получилась не абстракция, а домик, мама, солнышко. Ребенок подключает наблюдательность, замечает характерные признаки предметов, которые можно изобразить.
Поначалу изображение более эмоционально, чем графично, отличается субъектностью. Взрослым распознать замысел довольно сложно, а малыш в разный период времени может менять название своей картины. Солнышко превращается в апельсин, простые зигзаги становятся забором.
В рисунках старших дошкольников замысел вполне узнаваем. Более того, в этом возрасте дети прилагают особенные усилия для придания сходства изображаемого предмета с реальным. Важный момент – в 6-7 лет дошкольник не готов пока рисовать с натуры. Все изображения отличаются своеобразием, сделаны по памяти на основе собственных представлений детей. Актуализация своего опыта помогает ребенку найти идеи, как изобразить задуманное.
Цель работы: изучить особенности развития изобразительной деятельности у детей с отклонениями в развитии.
Задачи: Рассмотреть характеристики процесса развития деятельности у детей как целого психического процесса;
Выявить основные особенности детей с ЗПР;
Рассмотреть особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР;
Раскрыть основное значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР.
Главная задача изобразительной деятельности заключается не только в том, чтобы обучить детей изображать какие-либо предметы и явления, а в том, чтобы способствовать развитию смежных психических процессов, а так же в формировании гармонично развитой личности.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть характеристики процесса развития деятельности у детей.
Проанализировать развитие изобразительной деятельности у дошкольников в норме и в патологии.
Объектом исследования является особенности изобразительной деятельности детей с отклонениями в развитии.
Предметом исследования являются изобразительная деятельность детей с отклонениями в развитии.
Коррекция нарушений реализовывается путем избирательного влияния (по Л.С. Выготскому) на нарушения или отклонения функций у детей, путем регулярного воспитания и улучшения у них верного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом главные признаки, определять схожесть и отличие между объектами. Эффективность подобной работы повышается с помощью использования вариативных и неоднократно повторяющихся графических действий с употреблением многообразного изобразительного материала.
Под воздействием изобразительной деятельности улучшаются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, формируются наблюдательность и произвольное внимание, происходят позитивные сдвиги в исполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в мере способствует улучшению эмоционально-волевой, двигательно-моторной сферы, обогащению и формированию речи детей, служит одним из способов социальной и трудовой адаптации.
Исследователи детского изобразительного творчества Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.П. Флерина указывали на то, что в процессе рисования изобразительная деятельность ребенка обретает художественно-творческий характер по мере овладения способами рисования. Следует выделить исследования Н.А. Ветлугиной, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, посвященные проблеме развития творчества в онтогенезе.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психологические особенности понятия «деятельность»
Активность лежит в основе психического отражения действительности. Она характерна всему живому. Характерной для человека такая форма активности, как деятельность, порождается потребностями, мотивами и волевыми усилиями человека.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, которую регулирует осознанная цель. Исторический прогресс произошел именно благодаря человеческой деятельности, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира.
Личность человека формируется и проявляется в деятельности. Согласно общепсихологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание, а в широком смысле - психику следует изучать как деятельность реального субъекта. Психологическую теорию деятельности разрабатывали отечественные и зарубежные психологи Л. Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, А. Лурия, А. Запорожец, П. Гальперин, Г. Костюк и др.
Основными особенностями человеческой деятельности являются [3]:
1. Человеческая деятельность является продуктом культурно-исторического развития человечества. Потому как внешнюю, так и внутреннюю деятельность следует формировать и развивать.
2. Деятельность человека носит продуктивный, творческий характер, то есть она создает что-то новое по сравнению с тем, что дала природа.
3. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются или как инструменты, или как предметы удовлетворения потребностей, или как средство собственного развития человека.
4. Деятельность человека преобразует самого человека, его способности, потребности, условия жизни.
5. Человеческая деятельность осуществляется индивидуально. Под индивидуальным стилем деятельности понимают устойчивые, обобщенные особенности выполнения деятельности конкретным лицом.
Индивидуальная деятельность человека охватывает два измерения: внутренний и внешний. Внутренняя организация деятельности - это ее мотивационная, целевая и инструментальная основа.
Мотивационная основа деятельности включает мотивационно-потребностную сферу человека и связана с переживаниями человеком необходимости в чем-то и побуждениями к деятельности в связи с удовлетворением определенных потребностей. Сложные виды деятельности побуждаются, как правило, не одним, а несколькими мотивами, то есть они являются полимотивироваными.
Целевая основа деятельности предполагает достижение человеком той или иной цели. Целью является то, чего хочет человек, образ конечного результата. Это может быть как реальный материальный предмет, который создает человек, так и идеальный результат (например, теории, мнения и т.д.). В отличие от мотивов, цель человеческой деятельности всегда осознанная. Процесс выбора цели называется целеполагания.
Между мотивационной и целевой основой деятельности является сложная взаимосвязь. Так, одни и те же виды деятельности, которые имеют целью один и тот же результат, могут вызываться различными мотивами. Например, все студенты имеют цель закончить высшее учебное заведение, однако их мотивы могут быть разными. У одних – это получить высшее образование, у других – благодаря диплому найти лучшую работу, у третьих – овладеть определенной профессией и т.п. [21].
Так же имея один и тот же мотив деятельности, например, интерес к человеку, можно при этом иметь разные цели: завязать с ним дружеские отношения, получить необходимую информацию, с его помощью познакомиться с другим человеком и тому подобное.
Общепсихологическим механизмом развития действий является смещение мотива к цели деятельности. Так, студент может на первом курсе учиться для того, чтобы получать стипендию. Однако, при положительном подкреплении его учебной деятельности, при достижении успеха, он со временем начинает учиться для поддержания своего престижа отличника. Таким образом, произошло смещение мотивов деятельности.
Ни мотивация, ни цель не привели бы к конечному результату, если бы человек в своей деятельности не применял определенных инструментов. Инструментальная основа деятельности заключается в использовании человеком различных средств деятельности, например, слова, книги, компьютера, орудий труда и тому подобное. Совокупное их использование позволяет человеку стать компетентной в конкретном виде деятельности и извлечь соответствующие знания, умения и навыки [1, с. 21].
Внешняя организация деятельности оказывается в действиях, поведении и операциях. Действие – это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной цели. В зависимости от того, в каком плане выполняются действия, их разделяют на внешние и внутренние. Действия, которые выполняются во внешнем плане, называют предметными действиями. Благодаря ним человек меняет состояния и свойства предметов внешнего мира. Действия, выполняемые во внутреннем плане, называют умственными действиями. И внешние, и внутренние действия имеют следующие компоненты: моторные (двигательные), сенсорные (чувствительные) и центральные (мыслительные). Моторные компоненты выполняют действие, сенсорные контролируют, центральные регулируют.
По своему происхождению внутренняя (психическая) деятельность производная от внешней (предметной). Сначала человек овладевает предметными действиями и только потом в результате накопления опыта становится способным выполнять то же действие во внутреннем плане, в голове.
Процесс перехода от внешнего предметного действия к внутреннему психическому называют интериоризацией. Средством такого перехода является речь. При интериоризации действия сворачиваются, автоматизируются. Например, если сначала при выполнении сложной математической действия студент записывает все промежуточные действия в тетради, то впоследствии он все действие от начала до конца выполняет в голове. В таком случае считают, что человек усвоил конкретный вид деятельности.
Процесс перехода, от внутреннего психического к внешнему предметному действию называют экстериоризацией. Например, человек осуществляет в практической деятельности, что запланировала. Иногда екстериоризация наступает в случае нарушения внутренних компонентов деятельности, возникновении затруднений в ее исполнении. Тогда сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются и начинают контролироваться со стороны сознания. Так, если студент умеет выполнять упражнение в голове, но на этот раз делает его в необычной ситуации, например, очень шумно или он устал, для успешного завершения задания результаты промежуточных действий записывает в тетрадь.
В зависимости от способа выполнения, действия разделяют на рефлекторные инстинктивные, импульсивные, непроизвольные, произвольные и волевые действия.
Рефлекторные действия – это действия в ответ на раздражители, обусловленные деятельностью центральной нервной системы. Они могут быть, безусловно, и условно рефлекторные. Безусловно-рефлекторные действия являются врожденными (например, когда человек ест очень кислую цитрина, она морщится), условно-рефлекторные – приобретенными (например, когда человек видит цитрус, она начинает морщиться) [16, с. 8].
Инстинктивные действия рассматриваются как приспособительные генетически фиксированные действия, обусловленные наследственностью. Они осуществляются независимо от контроля сознания. Например, инстинкт сосания у ребенка, самосохранения – у взрослого человека.
Импульсивные действия – это спонтанные, внезапные, недостаточно осознанные действия. Они непосредственно подчинены потребностям и эмоциям человека. Например, внезапная вспышка гнева или раздражения. Для непроизвольных действий характерно отсутствие цели и осознанных мотивов. Такое действие непосредственно не направлено на свой конечный результат, а происходит за счет интереса к деятельности, субъективной значимости ситуации, установки выполнить действие и тому подобное. Например, непроизвольное восприятие, память, внимание и тому подобное.
Произвольные действия, наоборот, характеризуются тем, что они направлены на достижение осознанной цели и выходят из осознанных мотивов. Например, произвольное восприятие, память, внимание и тому подобное. Цели и задачи произвольного действия задаются извне и могут либо приниматься, либо не приниматься человеком.
Вторым проявлением внешней организации деятельности является поведение – система взаимосвязанных бессознательных и сознательных (физических и психических) действий человека, в которых выражается общественная природа человека и направленных на достижение определенной цели. Оно осуществляется на основе принятых в данном обществе норм и правил. Специфическим видом умственно волевого действия человека, в котором проявляется характер и поведение, является поступок. Человеком поступок воспринимается и осознается как общественный акт, в котором выражается отношение к другим людям [3].
Действие состоит из более мелких элементов поведения – операций.
Операция – это способ реализации действия. Одно и то же действие может выполняться с помощью не похожих друг на друга операций. Например, запомнить материал (действие) можно благодаря самым разным способам (операции); решить задачу (действие) можно, используя анализ, обобщение, классификация и т.д. (операции).
Средствами, с помощью которых осуществляется деятельность человека, есть знания, умения и навыки. Это производительные элементы деятельности.
Знание – это совокупность сведений человека о чем-то, его способность ориентироваться в системе социальных отношений и действовать по обстоятельствам.
Умение – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умение всегда опираются на знания. Так, прежде чем научиться грамотно писать, необходимо знать основные правила грамматики. Человек может много знать, но мало уметь. Умение составляют основу мастерства личности [1, с. 22].
Усовершенствованные путем многократного упражнения компоненты умений, проявляющихся в автоматизированном выполнении действий, называют навыками.
Автоматизация достигается за счет того, что из сознания исключаются отдельные компоненты сознательного действия, благодаря которым это действие выполнялось. Умения и навыки можно рассматривать как разные уровни усвоения человеком деятельности: сначала у человека формируются умения, а затем на основе этого – навыки как автоматизированные умения. Умение означают, что человек усвоил знания и может их применить на практике, контролируя каждый свой шаг; навыки означают, что умение стали автоматизированными. При сложившемся навыке нет необходимости каждый раз вспоминать правило или способ действия, отбрасываются лишние и ненужные движения, отдельные движения объединяются, меняется сенсорный контроль за ними и центральная регуляция. Итак, большее внимание можно обратить на качество исполнения [21].
Согласно другому взгляду, умения и навыки – это разные действия. Навыки – это автоматизированное выполнение простых действий, а овладение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции имеющихся у человека знаний и навыков, называют умениями. Из этого следует, что умение – это сознательное использование имеющихся знаний и навыков для выполнения сложных действий.
Важное значение, для формирования умений и навыков имеют упражнения – многократное выполнение определенных действий с целью их усвоения, которое опирается на понимание и сознательный контроль. Упражнения –