Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Полная или частичная утрата зрения
может возникать по разным причинам. Чаще всего слепота развивается на
фоне диабетической ретинопатии, катаракты, дегенерации желтого пятна,
изменения проницаемости роговицы, трахомы, ксерофтальмии,
кератомаляции, глаукомы, травмах, воздействия ядовитых веществ и
инфекционного поражения глаз.
3
Возникновение патологии у детей может быть ассоциирована с
нехваткой витаминов группы А, врожденной ретинопатией или катарактой.
Слепота, связана с отсутствием у пациента зрительного восприятия,
она бывает обратимой и необратимой. Иногда при слепоте может
наблюдаться сохранение остаточного зрения или светоощущения. Пациенты,
страдающие слепотой? не могут различать цвета, размер и форму объектов, а
также их нахождение в пространстве, что значительно усложняет
передвижение. У большинства людей, страдающих слепотой, наблюдается
усиление ориентации на звук. Потеря зрения может происходить постепенно,
если она ассоциирована с какими-либо заболеваниями или резко.
Слепота бывает:
- абсолютной (тотальной), в этом случае зрачок больного не реагирует
на свет, зрительное восприятие полностью отсутствует в обоих глазах;
- практической, при этом типе у пациента сохранено остаточное зрение,
свето- и цветоощущение.
Цель исследования – изучить и проанализировать методику адаптивной
физической культуры для детей с тотальной потерей зрения старшего
школьного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты тотальной потери зрения у детей
школьного возраста и физической адаптации;
2) проанализировать методику адаптивной физической культуры для
детей с тотальной потерей зрения старшего школьного возраста.
Объект исследования – дети старшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика адаптивной физической культуры
для детей с тотальной потерей зрения.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста,
заключения и списка использованной литературы.
4
1 Теоретические аспекты тотальной потери зрения у детей школьного
возраста и физической адаптации
1.1 Тотальная потеря зрения у детей
Слепота – это состояние, характеризующееся абсолютной потерей
зрения временно или навсегда. Данное понятие используют для обозначения
тяжелых снижений зрения человека, или же снижения визуального
восприятия. Нарушения зрения могут быть тяжелой или же легкой формы. В
мире зарегистрировано более 400 миллионов людей с различными
нарушениями зрения, которое развивается по разным причинам. В 80 %
случаев это заболевание возникает у людей старшего возраста.
Виды слепоты:
- Полная слепота. Это состояние характеризуется абсолютной потерей
возможности видеть. Полная слепота может быть наследственной или
приобретенной. Может поражать один или оба глаза. Приобретенная слепота
развивается из-за травм, различных заболеваний глаз, хронических
заболеваний органов и систем (сахарный диабет);
- Дальтонизм или цветовая слепота. Это заболевание, при котором
человек не может различать цвета. В основном дальтонизм передается по
наследству, чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин. При этой болезни
люди видят все отчетливо и имеют нормальное зрение;
- Куриная слепота. Это заболевание, при котором возникают трудности
с ночным зрением, человек начинает плохо видеть в условиях пониженной
освещенности. Это заболевание может, как передаваться по наследству, так и
быть приобретенным. Куриную слепоту также не назовешь истинной
слепотой, ведь больной может прекрасно видеть в условиях освещения
пространства, проблемы возникают только с ночным зрением;
- Снежная слепота. Это заболевание характеризуется потерей или
частичным снижением зрения после воздействия ультрафиолетовых лучей. В
5
основном это временное явление (временная слепота), которое связано с
отеком роговицы. Но даже при самом тяжелом течении этого заболевания –
человек сможет увидеть формы и движения предметов .
Причины слепоты находятся во взаимосвязи с социальным и
техническим развитием общества. В наиболее развитых странах причиной
слепоты могут быть осложнения после ряда заболеваний, таких как
травматические повреждения роговицы, диабет, дегенерация желтого пятна.
В менее развитых странах слепота более распространена. Ее
причинами являются:
- катаракта;
- инфекции;
- глаукома;
- различные травмы;
- невозможность использовать очки.
В слаборазвитых странах причинами возникновения заболевания могут
быть речная слепота, проказа, трахома и т.д.
Люди, страдающие нарушением зрения, имеют абсолютно одинаковые
симптомы, но могут по-разному на них реагировать. К примеру, если человек
родился слепым, то у него больше шансов приспособится и адаптироваться в
социуме и реализовать себя. А человек, который потерял зрение в конце
своей жизни, может иметь больше проблемы с этим. Это касается и
психологических характеристик: люди, которые потеряли зрение внезапно, а
не постепенно – будут иметь больше проблем с адаптацией.
В зависимости от основной причины слепоты могут присутствовать
также такие симптомы, как напряжение в глазах, выделения из глаз,
ощущения боли или наличия инородного тела.
Если слепота настала вследствие инфекции роговицы, то она
приобретает белый цвет и может полностью закрыть оболочку глаза. Если
причиной слепоты является катаракта, то зрачок может стать черным.
6
Также имеет место внезапная потеря зрения. Потеря зрения считается
внезапной, если она развилась в течение периода от нескольких минут до
пары дней. Потеря зрения может произойти на одном или обоих глазах, и
может быть потеряно все поле зрения или его часть. Потеря только
небольшой части поля зрения (например, в результате незначительного
отслоения сетчатки) может ощущаться как размытое зрение. В зависимости
от причины потери зрения могут быть и другие симптомы, например, боль в
глазу.
У внезапной потери зрения есть три общих причины:
- помутнение структур, которые в норме являются прозрачными
- заболевания сетчатки (светочувствительной структуры в задней части
глаза);
- заболевания, поражающие нервы, по которым проходят сигналы,
передающие зрительную информацию от глаза в мозг (например,
заболевания зрительного нерва или нарушения зрительных путей).
Свету необходимо пройти через несколько прозрачных структур,
прежде чем попасть на светочувствительную сетчатку. Сначала свет
проходит через роговицу (прозрачную оболочку, расположенную перед
радужной оболочкой и зрачком), затем через хрусталик, а затем через
стекловидное тело (студенистое вещество, которым заполнено глазное
яблоко). Все, что препятствует прохождению света через эти структуры,
например, язва роговицы или кровоизлияние в стекловидное тело, может
привести к потере зрения .
В большинстве случаев, если заболевания поражают весь глаз, то они
становятся причиной полной потери зрения, если они поражают только часть
глаза, то они
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптивная физическая культура в практике работы с
инвалидами и другими маломобильными группами населения [Текст] : учеб.
пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. — М. : Советский спорт, 2014.
— 298 с.
2. Актуальные вопросы современной педагогики 2013 ноябрь.
Материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лайм,
2013. – 238 с
3. Бобунов Д.Н., Михайлов В.Д., Шапурко О.Н., Кочмарева А.И.,
Шарипов И.А., Шишелова В.С., Новоселов А.Д., Ануфриева Э.Р. Прионные
болезни: современные клинико-диагностические аспекты. // Уральский
медицинский журнал, 2018.-N 12.-С.124-129.
4. Использование средств адаптивной физической культуры при
реализации адаптированных образовательных программ дошкольного
образования : метод. рекомендации / сост.: А. П. Щербак, Е. Ю. Васильева.
— Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. —118 с
5. История адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
[Текст]: учеб. пособие / сост. А. П. Щербак. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО
ИРО, 2016. —56 с
6. Камскова Ю.Г., Сарайкин Д.А., Павлова В.И., Бачериков Е.Л.
Лечебная физкультура и массаж. Учебно-методическое пособие. —
Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. — 202 c.
7. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика. – Ростов /н Д.:
Феникс, 2006. – 381 с
8. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст] :
учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. — М. : Советский спорт, 2003. —
464 с
9. Адаптивная физкультура. - http://crcvoc.ru/adfiz.html
10. Внезапная потеря зрения. -
https://www.msdmanuals.com/ru/дома/глазные-болезни/симптомы-глазныхболезней/внезапная-потеря-зрения
8
11. Примерная адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования слепых детей // Реестр примерных основных
общеобразовательных программ : [сайт] / Министерство образования и науки
Российской Федерации. - http://fgosreestr.ru/registry/primernayaadaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnayaprogramma-doshkolnogoobrazovaniya-slepyh-detej/
12. Слепота. - https://doc.ua/bolezn/slepota#
13. Тотальная слепота. - http://seemeproject.ru/prozrenie/diagnozy/totalnaya-slepota/