Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" здоровье дошкольников отнесено к
приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Известно, что уровень развития ребенка характеризуется тремя основными
показателями: физическим, психическим (в том числе и личностным), социальной
адаптацией к условиям меняющегося современного общества.
В науке о человеке и в практике обучения детей в последние годы уделяется
2
большое внимание физическому развитию ребенка как основе формирования
разносторонней личности, особенно дошкольников с тяжелой зрительной
патологией.
Физическое воспитание в специальных (коррекционных) школах для детей с
глубоким нарушением зрения является неотъемлемой частью всей системы
учебной и воспитательной работы. Оно осуществляется в тесной связи с
умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, профессиональнотрудовым обучением и занимает одно из важных мест в подготовке учащихся к
социализации и интеграции в общество зрячих.
Занятия (АФК) адаптивной физкультурой (ранее использовался термин ЛФК)
являются частью процесса физического воспитания дошкольников с глубоким
нарушением зрения и одной из форм коррекционно-воспитательной работы в
школе.
Глаз самый тонкий по своему строению орган человеческого тела. Через зрение
ребенок получает максимальную часть всевозможной информации об
окружающем его мире, то есть при обзоре дети формируют представление о
передвижении в плоскости, окраске, форме, составе вещей. Чтобы полнее
прочувствовать значимость оптической функции в жизни, можно завязать глаза и
попробовать прожить несколько часов не снимая повязки, при этом выполняя все
повседневные дела. Почти все аномалии органа зрения, возникающие у взрослых,
зарождаются самом в раннем детстве, нередко причина заболеваний органа
зрения обнаруживается в неонатальном периоде, зачастую даже внутриутробно.
Статистика неумолима, по сведениям Росстата число малышей до года имеющих
патологию зрения составляло в 2017 году 76 на 1000, а в 2014 уже 98 человек на
1000 годовичков. По статистике медицинских учреждений и по результатам
осмотров дети в возрастном периоде от 1 до 15 лет с дефектами зрения составляли
в 2017 году 5577 человек на 100 тыс. а в 2014 уже 6000 тыс. детей [20]. К причине,
постнатальных офтальмологических деприваций могут привести острые инфекции,
корь, сахарный диабет, анемии нарушения кроветворения, дисбаланс ритма работы
и отдыха. Внезапное ухудшение зрения зачастую скрывает за собой заболевания
ЦНС: менингиты, энцефалиты, опухоли мозговых оболочек, травмы черепной
коробки [9]. Ухудшение зрительного восприятия у ребятишек нового поколения
часто формируется из-за неконтролируемой работы с всевозможными телефонами,
планшетами и другими электронными устройствами, а также понижения
двигательной активности ребенка еще в садиковском периоде. Проблему здоровья
3
детей начальных классов с дисфункцией зрения поднимали многие научные
деятели. Ученые доказали, что основополагающей составной частью сохранения
здоровья, явилась своевременная диагностика нарушений, для более эффектной
скоординированности оздоровительных и предупреждающих мероприятий. По
отзывам множества авторов, наличие сопровождающих заболеваний у ребятишек
первой ступени образования с отклонениями зрительной функции варьируется от
55 до 82%. Максимально часто выявляемые, среди них - это изменение осанки,
уплощение стопы, заболевания органов кардио-респираторной системы,
отмечается взаимосвязь, с повышением степени нарушения растет цифра
сопутствующих заболеваний. Взаимозависимость, снижения зрения и
присоединения сопутствующих заболеваний, определены в теории сложной
структуры аномального развития детей с дефектами Л.С. Выготским еще в 30-х
годах прошлого века. Он считал, что у плохо видящих детей потеря зрения
считается первичным дефектом, он также действует на эволюцию других органов и
подсистем. Именно поэтому, особую значимость приобретают коррекционнопревентивные или оздоравливающе мероприятия, которые должны поводиться в
младенческом возрасте и направляться на формирование компенсирующих
средств деятельности, предупреждения и коррекции нарушений, появившихся
вследствие оптической дисфункции.
Актуальность: слабое зрение изменяет сформированность моторных навыков,
приводит к ухудшению активных движений, по мере того нарушается структура
формирования многих физических качеств, в том числе и координации движений.
Поэтому нам видится достаточно актуальным исследование по выявлению
качественных средств и методов развития координационных способностей
дошкольников с нарушением зрения.
Объект исследования: методика адаптивной физической культуры для слепых детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства и методы адаптивного физического воспитания
слепых детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности методики адаптивной физической
культуры для слепых детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику нарушений зрения.
2. Изучить адаптивную физкультуру для лиц с депривацией зрения.
3. Изучить коррекционное воздействие адаптивной физической культуры при
4
нарушении зрения в детском возрасте.
Практическая значимость работы: заключается в возможности использования
материалов, приведенных в работе, как теоретического материала при изучении
адаптивной физической культуры, а также для разработки методик проведения
занятий адаптивной физической культурой среди детей инвалидов по зрению.
Глава 1. Анализ научно - методической литературы
1.1. Характеристика нарушений зрения
Оптическая система новорожденного существенно отличается от аналогичной
системы взрослого. Анатомическая структура глаза, способствующая обеспечению
зрительной функции, проходит огромные реконструкции в процессе становления
организма. Завершение развития сенсорной системы у безболезненного ребенка
протекает сравнительно быстро, хотя и с неодинаковой скоростью (Аветисов, Э.С.
Занятия физической культурой при близорукости. / Э.С. Аветисов Е.И Ливадо. Ю.И.
Курпан. - М.: «Медицина», 2017. - 182с.).
. Наблюдение за эмбрионом доказывает, что зрительный анализатор является
участком мозга, выделенным за его пределы. К окончанию 2-й недели
антенатального развития зародыш глазного яблока отделяется. Зарождение
палочек и колбочек возникает в 10 недель. Из кожных складок образуются веки,
они зарождаются сверху и снизу от глазничного бокала, разрастаются, направляясь
друг к другу и соединяются вместе. Спаечка рассасывается к 7 месяцам
антенатального периода. Около 5 месяцев внутриутробного развития раскрываются
слезные пути в носослезную полость. На момент рождения плода, циклы
структурирования глаза и его дополнений не завершены. В неонатальный период
осуществляется регресс составных частей зрачковой мембраны, стекловидного тела
и хрусталика, перепонки слезоотводящего канала, сохраняется формирование
макулярной области и чувствительности.
Естественным, стабильным раздражителем глаза является световое излучение.
Основным содержимым оптического анализатора служат фоторецепторы сетчатки:
общее содержание колбочек - около 7 миллионов, а палочек около 120 миллионов
(Аветисов, Э.С. Занятия физической культурой при близорукости. / Э.С. Аветисов Е.И
Ливадо. Ю.И. Курпан. - М.: «Медицина», 2017. - 182с.). Компактнее всего колбочки
располагаются в основной ямке макулярной области, в то время как там нет
палочек. По мере смещения от центра плотность расположения колбочек
постепенно снижается. Максимальная плотность палочек в кольце вокруг фовеолы
5
(область сетчатки), отдаляясь от центра, их масса также уменьшается. По функции
палочки и колбочки также имеют свои отличия. Высокочувствительностью к
недостаточному свету характеризуются палочки, однако они не способны
передавать чувство цветности. Периферическое зрение обеспечивают именно
палочки. Колбочки отвечают за дифференцировку цвета и работают при ярком
свете. Центральный зрительный аппарат функционирует благодаря колбочкам,
связано это, с их централизованной концентрацией в серединной области сетчатки,
что специализируется на цветовосприятии и остроте зрения.
Зрительная система выполняет пять функций; периферического зрения;
бинокулярного зрения; светоощущения; цветоощущения, центрального зрения.
Взгляд, который определяет две точки под углом зрения в одну минуту, положено
считать стопроцентным, приравненным к единице (1,0). В разном возрасте
чувствительность центрального зрения видоизменяется. У детей в неонатальный
период она очень невелика. После 2 месяца жизни у малыша появляется
форменное зрение, к 1 году ступень за ступенью подходит до 0,1- 0,3D. Острота
зрения становится нормальной к 10-15 годам (Агаев, Ф. Б. Сравнительная оценка
факторов и степени риска миопии у детей / Ф. Б. Агаев, А. Р. Шукюрова //
Педиатрия. - 2010г. №3. - С. 44-45.). В периоде около 3-х месяцев малыш способен
к стойкому бифокальному слежению, фиксирует взгляд на объектах разной формы
и объема, лежащих на различном удалении от его взора. В таком же возрастном
периоде наступает конвергенция - схождение оптических осей двух глаз на
зафиксированном объекте. Возникновение фузии, т. е. возможности объединять в
коре головного мозга бинокулярную картинку в одно начинается на 5-6 месяце, и к
2 годам синхронное функционирование участков сенсорной и моторной систем
двух глаз ускоряется. Совершенствование двухфокусного зрения завершается к 7-15
годам.
Светоошущение – это умение глаза к перцепции света разноспектровой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аветисов, Э.С. Занятия физической культурой при близорукости. / Э.С.
Аветисов Е.И Ливадо. Ю.И. Курпан. - М.: «Медицина», 2017. - 182с.
2. Аветисов, Э.С. Близорукость./ Э.С. Аветисов. - М.: «Медицина», 2017. - 288 с.
3. Агрис, А.Р. Нейропсихологические особенности детей с расстройством
координации движений: аналитический обзор зарубежных исследований / А.Р.
Агрис, О.И Егорова// Психологические исследования журнал. - 2013 №. 29 - С. 16.
4. Агаев, Ф. Б. Сравнительная оценка факторов и степени риска миопии у детей
6
/ Ф. Б. Агаев, А. Р. Шукюрова // Педиатрия. - 2010г. №3. - С. 44-45.
5. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: Учеб, пособие для студ. высш. пед.
учеб, заведений / Л.И. Аксенова Н.М. Назарова. - М.: «Академия», 2017, - 355с.
6. Александер, Ф.Р. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое
применение / Ф.Р. Александер - М.: «ЭКСМО - Пресс», 2015,- 382с.
7. Ахмадуллина, И. А. Программа коррекции физического развития
слабовидящих учащихся средних специальных учебных заведений /
И.А.Ахмадуллина, З.М. Кузнецова // Омский научный вестник 2010- №5,-С. 186-189.
8. Бауэр, О.П. Теория и методика физической культуры додошкольников: Учеб,
пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.П.Бауэр; С.О.Филиппова,
Е.Н.Пономарева. - СПб.: «Академия» - 2004, - 322с.
9. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С Выготский - СПб.: «Лань», - 2003.
-654 с.
10. Глазные болезни: Учебное пособие /сост. Т.И. Брошевский. - М.: «Лидер - М»,
2008. - С.272 - 273.
11. Головина, Т. П. Особенности восприятия действий и эмоций человека
дошкольниками с нарушением зрения / Т.П. Головина // Реабилитационная работа
со слепыми и слабовидящими. Л.: - 2001,- №2-242 с.
12. Григорьева, Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий
длительной депривации у детей с низким зрением /Л.П. Григорьева// Физиология
человека, 2007. - № 5. - С. 85.
13. Демирчоглян, Г.Г. Профилактика близорукости у детей. Практ. советы / Г.Г.
Демирчоглян./ - М.: «Советский спорт», 2000. - 125с.
14. Дейлор Д. Детская офтальмология./ Д. Дейлор К. Хойт. Пер. с англ. М.:
«Издательство Бином», 2017 , - 267с.
15. Дубровский, В.И Спортивная медицина: Учебник для сред и высш. учеб,
заведений / В.И. Дубровский. - М.: «Владос», 2012,- С. 512.
16. Евсеев , С.П. Теория и организация АФК: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в
специальность. История, организация и общая характеристика АФК / Под общей
ред. Проф. С.П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Советский спорт», 2017, - 355с.
17. Егоров, Е.А. Офтальмология. Учебник для вузов / Е.А. Егоров Т. В.Ставицкая,
В.Н.Алексеев А. Астахов / Издательство: «Гэотар - Медиа», 2010 , - 246 с.
18. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики. / В.П. Ермаков Г.А.
Якунин. Учебное пособие для вузов. М.: 2000,- 119 с.
19. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической
7
культуре и спорте: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. / К.Ж Петров
Ю.Д. Железняк - М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 264 с.
20. Зрение у детей. Проблемы развития / сост. Базарный В.Ф.- Новосибирск.:
«Наука», 1991. - С. 140.
21. Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре:
Учебное пособие / Курдыбайло С.Ф. С.П. Евсеев, Г.В. Герасимова - М.: «Советский
спорт», 2016. - 184 с.
22. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура: Психологопедагогическая
характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие / Н. Л. Литош. -
М.: «Спорт Академ Пресс», 2015, - 255с.
23. Пашков, И.Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных
способностей / И.Н. Пашков // Физическое воспитание студентов творческих
специальностей: 2008. - № 1. - С. 38-44.
24. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под
ред. Л. В. Шапковой. - М.: «Советский спорт», 2003, - 355с.
25. Шмалей, С.В. Адаптативные занятия физической культурой детей с дефектом
зрения/ С.В. Шмалей// Педагогика, психология и медико - биологические проблемы
физического воспитания и спорта, - 2017. № 6,-С. 303-310