Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Определение понятия «государственная власть» является актуальной проблемой, поскольку
данный институт поддерживает высокий статус государства в обществе.
Современные реалии предъявляют повышенные требования к деятельности органов власти.
Так, построение модели правового государства является одной из главных и приоритетных
задач XXI века для многих стран, в том числе и для Российской Федерации. Как мы знаем,
одним из важнейших и основополагающих принципов функционирования правового
государства является принцип разделение властей.
Российская федерация в данный момент переживает время экономических, социальных и
политических реформ, которые приближают нашу страну к демократическому идеалу, а именно
к правовому государству. Именно поэтому, сейчас особую важность имеет рассмотрение и
изучение основных демократических принципов, и их реализацию на практике.
Исследование становления и развития системы исполнительной власти субъектов в
современной России актуально, поскольку исполнительная власть поддерживает высокий
статус государства в обществе. Правильная организация работы в органах исполнительной
2
власти субъектов имеет большое значение для повышения эффективности деятельности по
осуществлению государственного управления, призванного обеспечить защиту прав и свобод
человека и гражданина.
В связи с высочайшей нагрузкой на органы исполнительной власти субъектов и низким
уровнем оплаты труда работников, появляется «текучка» кадров. Некоторые органы
исполнительной власти в течение года вынуждены полностью обновлять свой аппарат, что
серьезным образом сказывается на качестве деятельности.
Не будет преувеличением тот факт, что от профессионализма и настроения работников органов
исполнительной власти во многом зависит и качество работы.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
- существует тенденция изменения системы коммуникации исполнительной власти и
граждан вносится новый элемент – информационные технологии, изменяющие формат и канал
связи;
- значение обращений в работе органов исполнительной власти заключается в
обеспечении обратной связи органов власти и государственного управления с населением. Это
способствует развитию гражданского общества и его демократизации;
- через реакцию исполнительной власти на обращения граждане оценивают власти ее
открытость, эффективность. Работа с обращениями граждан должна проводиться на основании
специальных регламентов.
Данную тему исследовали следующие авторы: Карташова М.Г. , Мищериков А.А. , Марков Р.С.
, Гелиев А.Г. , Бахтаирова Е.А. , Зеленцова С.Ю. , Коварда В.В. , Рябова В.Д., Терентьев Б.И. ,
Осипик Д.А. , Сидоров Ю.В., Коробейников А.А. , Чепус А.В. , Лохов Д.А. , Кадетова А.Д. ,
Зеленцова С.Ю., Фищук Е.Н. , Малофеев В.М. , Фадеева О.А. .
Цель исследования – выявить особенности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Задачи:
Объект работы деятельность органов исполнительной власти в субъектах РФ. Предмет
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный;
функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Нормативной основой выступили федеральные и региональные нормативные акты, методики,
закрепляющие порядок оценки эффективности органа исполнительной власти.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от
05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему
органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший
исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы
государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с
конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
При этом отмечается, что Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть
установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Проведем анализ на примере Москвы. Выборы мэра назначаются городской Думой.
3
Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее трех месяцев. Дата
проведения выборов согласовывается с мэром.
Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который был избран мэр.
Исчисление срока, на который был избран мэр, начинается со дня его избрания.
Допускается совмещение даты выборов мэра с ближайшей датой выборов в органы
государственной власти, если такое совмещение изменяет срок полномочий мэра не более чем
на шесть месяцев.
При досрочном прекращении полномочий мэра в порядке, предусмотренном Уставом и
законами города, Городская Дума назначает внео
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 14.11.2017 N 548 «Об оценке эффективности деятельности
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 28.06.2007 N 825 (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
3. Ажогина Н.Н., Артюхова А.А. Эффективность внедрения информационных технологий
в государственное управление // В сборнике: Современные проблемы управления социальноэкономическими системами: теория, методология, практика Труды международной научнопрактической конференции. Под ред. В.В. Некрасовой, А.А. Горбачевой. 2017. С. 95-100.
4. Аляутдинов Н.Ф. Предложения по повышению эффективности бюджетных расходов на
государственное управление в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы и
перспективы развития государственного и муниципального управления сборник научных
статей IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 25-28.
5. Анализ и оценка основных показателей эффективности в процессе осуществления
функции государственного управления / Куприн А.А., Шматко А.Д., Токарев С.И. // Экономика
и управление: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 10. С. 8-15.
6. Базуева Е.В. Гендерный критерий оценки эффективности развития национальных и
региональных социально-экономических систем // Вестник Нижегородского университета им.
Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 2. С. 9-16.
7. Бахтаирова Е.А. Мотивация деятельности членов общественных советов при органах
исполнительной власти субъектов российской федерации // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10.
№ 2. С. 12
8. Беседных А.С. Государственное управление в сфере налоговой политики: сущность и
эффективность // В сборнике: Финансово-экономическое законодательство и его роль в
современных реалиях сборник статей международной научно-практической конференции: в 2
частях. 2017. С. 14-17.
9. Боришкевич О.В., Лихтер А.В. Эффективность управления имуществом
государственных предприятий на примере ОАО «РЖД» // Молодежный научный форум:
общественные и экономические науки. 2017. № 6 (46). С. 130-136.
10. Буря Е.А. Повышение эффективности государственных и муниципальных услуг за счет
внедрения инновационных форм управления процессом // Евразийский научный журнал. 2017.
№ 5. С. 217.
11. Володина О.В., Пахомов И.Ю. Управление лояльностью государственных гражданских
служащих как фактор повышения эффективности деятельности органов государственной
власти // В сборнике: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления:
IV Сперанские чтения сборник статей Международной научной конференции, Москва, март
2017 г.. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский
государственный гуманитарный университет», Ассоциация малых и средних городов России.
2017. С. 71-77.
4
12. Гелиев А.Г. Проблемы оценки эффективности деятельности органов исполнительной
власти субъектов российской федерации // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. №
11 (29). С. 105-107.
13. Давыдова Л.В., Киселева А.Б. Управление государственным внешним долгом как
важнейший аспект повышения эффективности бюджетного менеджмента // В сборнике:
Проблемы и тенденции развития функционального и отраслевого менеджмента в условиях
современной экономики Материалы XII Международной научно-практической конференции.
2017. С. 24-29.
14. Дальниченко В.В., Телушкина Е.Н. Повышение эффективности государственного
управление на основе программного метода // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 3. С. 223-
227.
15. Зеленцова С.Ю. Управленческий опыт реализации проектной деятельности в
исполнительных органах государственной власти субъектов российской федерации // В
сборнике: Лидер (Люди. Идеи. Достижения. Единство. Результат) Сборник статей I
Управленческого форума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2019. С. 43-49.
16. Зеленцова С.Ю., Фищук Е.Н. Практический опыт и перспективы реализации проектной
деятельности в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской
Федерации // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 2 (45). С. 134-141.
17. Ирхин Ю.В. Эффективность современных моделей государственного управления //
Социально-гуманитарные знания. 2017. № 3. С. 27-42.
18. Кадетова А.Д. Органы исполнительной власти Российской Федерации в системе
субъектов правотворчества // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6
(58). С. 186-193.
19. Карташова М.Г. Решения конституционного суда российской федерации:
взаимодействие органов исполнительной власти субъекта российской федерации и органов
местного самоуправления // Конституционализм и государствоведение. 2019. № 1 (13). С. 56-64.
20. Киреева Е.Ф. Налоговые услуги в системе мер повышения эффективности
государственного управления // Белорусский экономический журнал. 2017. № 2 (79). С. 52-62.
21. Коварда В.В. Анализ динамики нормативного регулирования оценки эффективности
деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации // Вестник
евразийской науки. 2019. Т. 11. № 4. С. 1.
22. Ковгунова А.А. Сущность понятия «эффективность государственного управления» // В
сборнике: Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных
наук материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией
Насретдинова И.Т.. 2017. С. 456-457.
23. Кожевников С.А. Повышение эффективности государственного управления - ключевая
задача для современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции,
прогноз. 2017. № 3 (51). С. 78-99.
24. Колодина А.А. Государственное управление сферой культуры: структура, проблемы
эффективности // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития государственного
и муниципального управления сборник научных статей IV Международной научнопрактической конференции. 2017. С. 168-171.
25. Копылов Е.Д. Сущность понятия «эффективность» в государственном управлении // В
сборнике: вопросы совершенствования системы государственного управления в современной
России международный сборник научных статей. Москва, 2017. С. 219-224.
26. Лохов Д.А. Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти
субъектов российской федерации // В сборнике: Уголовно-исполнительная система России в
условиях реформирования сборник материалов межвузовской научно-практической
конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей. 2019. С. 103-106.
27. Малофеев В.М. Конституционно-правовое регулирование органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации // В сборнике: Современные исследования в
гуманитарных и естественнонаучных отраслях Сборник научных статей. Научный редактор
С.В. Галачиева. Москва, 2019. С. 67-70.
5
28. Марков Р.С. Правовые позиции конституционного суда российской федерации по
вопросам государственных органов исполнительной власти субъектов российской федерации //
Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. № 15. С. 72-78.
29. Мессель Е.О. Актуальность и многообразие подходов построения программы аудита
эффективности в государственном управлении // В сборнике: Институциональные и
инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем сборник статей
международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 29-31.
30. Мирясова Э.Э., Яруллин Р.Р. Проблемы государственных и муниципальных финансов в
РФ и способы повышения эффективности управления ими // В сборнике: Личность, общество,
государство: проблемы взаимодействия сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической интернет-конференции. Уфимский филиал Финансового университета при
Правительстве Российской Федерации. 2017. С. 120-124.
31. Мищериков А.А. Деятельность исполнительных органов государственной власти
субъекта российской федерации в системе государственной власти российской федерации // В
сборнике: Социально-гуманитарное знание как катализатор общественного развития сборник
научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Агентство
перспективных научных исследований (АПНИ). 2019. С. 61-65.
32. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по итогам 2014 года / Чепус А.В., Трифонов Ю.Н., Иванов А.В.,
Кондратенко А.Б., Беспалов С.В., Марача В.Г., Калмыков Н.Н., Сатырь Т.С. Чепус А.В. Режим
доступа: http://scipro.ru/article/11-03-16.
33. Осипик Д.А. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта российской федерации при согласовании проектов генеральных планов поселений //
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и
архитектура. 2019. Т. 19. № 2. С. 5-10.
34. Перетчин М.А., Телушкина Е.Н. Проектное управление как инструмент повышения
эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ (на примере
Хабаровского края) // В сборнике: Материалы секционных заседаний 57-й студенческой
научно-практической конференции ТОГУ в 2 т.. Тихоокеанский государственный университет.
2017. С. 39-42.
35. Петров Д.И. Система ключевых показателей эффективности при управлении
имуществом российских компаний с государственным участием // Наука и образование
сегодня. 2017. № 10 (21). С. 19-21.
36. Попова Н.Ф. Оценка эффективности государственного управления // Современный
юрист. 2017. № 1 (18). С. 8-17.
37. Программно-целевой подход в управлении АПК: показатели эффективности и
реализуемости государственных программ / Медведева Л.Н., Куприянова С.В., Медведев А.В. //
В сборнике: Тенденции и закономерности развития АПК России: национальный и
международный аспекты Материалы международной научно-практической конференции. 2017.
С. 329-335.
38. Рябова В.Д., Терентьев Б.И. Проблемы взаимодействия федеральных органов и органов
исполнительной власти субъектов в российской федерации // В сборнике: научное сообщество
студентов. Междисциплинарные исследования сборник статей по материалам LXXI
студенческой международной научно-практической конференции. 2019. С. 327-330.
39. Савицкая Ю.П., Рогалева А.С. Государственное управление и контроль: проблемы
измерения эффективности // В сборнике: Математические методы и модели в управлении,
экономике и социологии сборник научных трудов. Тюмень, 2017. С. 318-322.
40. Сидоров Ю.В., Коробейников А.А. Нормативно-правовые факторы, влияющие на
организацию и деятельность органов исполнительной власти субъектов российской федерации
// Электронный научный журнал. 2019. № 3 (25). С. 120-124.
41. Советов П.М. Методологические аспекты оценки эффективности программно-целевого
метода государственного управления социально-экономическим процессом // В сборнике:
6
Управление социально-экономическими системами Материалы международной научнопрактической конференции. В 2-х томах. 2017. С. 18-22.
42. Солодкая М.С. Надежность, эффективность, качество систем управления. Режим
доступа: http://credonew.ru/content/view/149/.
43. Управление государственным долгом российской федерации, повышение его
эффективности / Харебов Е.Ю., Миндзаева З.П., Бтемирова М.Т. // Экономика и
предпринимательство. 2017. № 4-2 (81-2). С. 65-67.
44. Фадеева О.А. Внедрение проектного управления в органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 39 (277). С. 58-61.
45. Чепус А.В. Парламентская ответственность органов исполнительной власти субъектов
российской федерации // В сборнике: Многосоставные государства: опыт и перспективы
развития Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. под ред.
А. Д. Гулякова. 2019. С. 171-177.
46. Чичерин А.Е. Зарубежный опыт повышения эффективности государственного
управления экономикой региона // В сборнике: Механизмы развития социально-экономических
систем региона сборник статей 10 международной научно-практической конференции. 2017. С.
81-89.
47. Экспертная оценка эффективности государственной системы управления сельским
хозяйством на основе анализа существующих условий агробизнеса / Владимиров В.В., Белов
В.В., Филиппова С.П. // Известия Международной академии аграрного образования. 2017. №
33. С. 51-58.