Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2
Цель данной работы – анализ особенностей работы с историзмами и
архаизмами на уроках русского языка в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть специфику устаревшей лексики в русле словарного
запаса русского языка;
2) выделить особенности архаизмов в русском языке;
3) выявить специфику историзмов в русском языке;
4) проанализировать особенности представления устаревшей
лексики в средней школе в учебной программе;
5) составить упражнения по русскому языку, включающие
архаизмы и историзмы для изучения в средней школе.
Выбранная тема является крайне актуальной в наше время, когда
особенно остро встает вопрос о формировании нового поколения граждан
Российской Федерации, уважающих и ценящих весь культурный потенциал
своей Родины, обладающих патриотическим чувством и стремящихся
познать российскую культуру во всем ее многообразии.
Именно сейчас устаревшая лексика, включающая в себя архаизмы и
историзмы, становится значимой в учебном процессе, так как познание
родного языка невозможно без погружения в его исторические пласты, без
понимания развития языка в разные эпохи, в разных условиях.
Современный школьник, подвергаясь влиянию не только иностранных
культур и языков, но и специфическому влиянию жаргонизмов и упрощению
русского языка, вхождению бытовизмов в литературную русскую речь,
постепенно разучивается понимать устаревшую лексику, некогда
составлявшую суть живого языка, бытовавшего в те или иные эпохи, а также
начинает воспринимать архаизмы и историзмы, как витиеватые лексемы, не
несущие смысловой нагрузки, как нечто вроде затейливых завитушек. А
между тем, современный русский язык – это последовательно
развивающийся язык, черпающий опыт из прошлого русской культуры,
3
поэтому понимание историзмов и архаизмов, как части русской культуры в
целом и русского языка в частности, должно стать неотъемлемой частью
образования любого российского школьника.
Объект работы – русский язык в современной школе.
Предмет работы – изучение архаизмов и историзмов на уроках
русского языка в средней школе.
Практическая значимость работы заключается в создании специальных
упражнений, включающих примеры архаизмов и историзмов, используемых
в текстах классиков русской литературы, которые можно использовать на
уроках русского языка в средней школе.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключении и
списка литературы.
В первой главе рассматривается особенность устаревшей лексики в
целом, а также архаизмов и историзмов в частности, в современном русском
языке.
Во второй главе рассматриваются особенности представления
устаревшей лексики в средней школе в учебной программе, а также
анализируются примеры включающие архаизмы и историзмы из
классической литературы для изучения в средней школе.
Список литературы состоит из 32 источников.
Глава 1. Устаревшая лексика в системе русского языка
1.1. Специфика устаревшей лексики в словарном запасе русского
языка
4
В современных исследованиях русского языка с лингвистических
позиций устаревшую лексику принято относить к пассивному словарному
запасу языка.
При этом следует отметить, в современном языкознании бытуют две
противоположные точки зрения на пассивность и активность словарного
запаса как такового. Так, исследователи А.А. Реформатский, Д.Э. Розенталь,
Б.П. Баранникова, М.А. Теленкова и многие другие включают в пассив
словарного запаса русского языка те лексические единицы, которые имеют
ограничение по употреблению, связанное со спецификой обозначаемых ими
явлений.
К таким единицам можно отнести историзмы, архаизмы, неологизмы,
термины и собственные имена, которые можно использовать эффективно
только в ограниченных условиях – например, только в книжной речи или
исключительно в разговорной, а также в какой-либо другой стилистически
окрашенной лексике, например, сугубо профессиональной.
Другие исследователи, такие как Н.М. Шанский, М.И. Фомина, О.Н.
Емельянова, считают пассивом русского языка вполне понятную всем без
исключения часть русского лексикона, которая является при том
малоупотребимой в постоянном общении между людьми, однако до сих пор
не ушедшей из словаря, - например, историзмы, устаревшие или
устаревающие лексемы, а также еще имеющие мало хождения неологизмы.
То есть, эти исследователи включают в пассив русского языка лишь
небольшую часть устаревшей лексики, а также небольшую часть
неологизмов.
Обе точки зрения, однако, сходятся в том, что к пассивному словарю
можно отнести слова с низкой частотой употребления, временной
характеристикой и вытекающем из этих положений незначительном,
расположенном на периферии языка, месте этих слов в лексиконе.
5
В частности, О.Н, Емельянова, например, отмечает, что «термин
устаревшая лексика используется как обобщающее понятие по отношению к
терминам историзм и архаизм» .
Кроме того, современные исследователи отмечают, что определенную
сложность вызывает разграничение лексики по тематическим группам, так
как зачастую сложна и неоднозначна трактовка лексем по степени их
устаревания и архаичности.
Так как четкого определения устаревшей лексики в современном
языкознании не сформулировано, хотя и определено, что устаревшая лексика
относится к пассивному словарю, находящемуся на периферии живой
разговорной и литературной речи, возникает путаница между устаревшей и
устаревающей лексикой, - например, в отношении церковнославянизмов и
так называемой «возвращенной» лексики.
Долгое время церковнославянизмы относились (в советской языковой
практике) к устаревшим лексемам, однако в 90-е годы 20 столетия ни снова
вошли в обиход, завоевывая место в активном словаре. Это такие слова, как
всенощная, архимандрит, храм.
Такой же процесс наблюдается в наше время в отношении
возвращенной лексики, которая бытовала в русском активном словаре до
революции, была забыта и перенесена в разряд устаревшей в советское
время, а затем вернулась в 90-е годы в русский язык и стала отвоевывать
активность в словаре. К подобным словам можно отнести такие, как Дума,
полицейский, губернатор.
Противоположный процесс наблюдается, например, с советской
лексикой, ставшей неологизмом в советские времена, однако, в конце 20
столетия перешедшей в разряд устаревающих историзмов – к таковым можно
отнести слова пятилетка, совхоз, наркомпрос, партбюро, совхоз, маевка,
исполком.
О.Н. Емельянова отмечает также, что большие трудности вызывает
6
отделение высокой поэтической лексики (поэтизмов) от устаревшей лексики.
«Часто ввиду того, что поэтическая лексика имеет очень узкие границы
употребления, её относят к устаревшей лексике» .
Необходимо отметить, что сам процесс жизни, ход истории и
изменения быта и уклада народа ведут к выводу одних слов из активного
словаря и становлению их историзмами, и входу других слов в активный
словарь взамен ушедших.
И здесь большую роль в анализе устаревшей лексики играют
классические тексты литературных произведений, которые дают
исследователю возможность выстроить как процессы пополнения словарного
запаса, так и процессы архаизации отдельных лексем.
С. Е. Терехова обращает внимание, что «историзмами становятся и
многие обозначения религиозных обрядов, таких, как молебен, причастие,
венчание. С историей народа, а не с социально-экономическими
изменениями связан переход в историзмы слов: ротонда (вид женской
одежды), аршин, фунт, верста» .
Для того, чтобы стать архаизмом, лексема должна не просто пройти
путь из активного словаря в пассивный и быть заменена другими, более
современными словами, но и выпасть из времени, из актуальности в целом,
ста
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы:
пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Руссский язык. Теория. 5-9 классы»
для школ и классов с углублённым изучением русского языка/В.В.
Бабайцева, Л.Д. Беднарская. -М.: Дрофа, 2010. - 316 с.
2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник.
Предпрофильное обучение / В.В. Бабайцева. - 9-е изд., - М.: Дрофа, 2011. -
7
414 с.
3. Бабий С.Н. Архаизация лексики русского языка XX века / С.Н.
Бабий // Стратегии исследования языковых единиц: материалы Тверской
межвузовской научно-практической конференции. - Тверь: Тверской
государственный университет, 2006. - С. 32-36.
4. Бойнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и
поговорок/Т.М. Бойнова//Русский язык в школе. - 2002. - №3. - С. 44-47.
5. Бунеев Р. Н. Программа по русскому языку для основной школы.
5-9-й кл. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева //
Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ. Дошкольная
подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа. - М.: Баласс, Изд.
дом РАО, 2004. - С. 303-333.
6. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка:
хрестоматия/Ф.И.Буслаев -М.: Просвещение, 1992. - 198 с.
7. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: учебное
пособие для студентов пед. ин-тов / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992. -
512 с.
8. Емельянова О.Н. О «пассивном словарном запасе языка» и
«устаревшей лексике» / О.Н. Емельянова // Русская речь. - 2004. - №1. - С. 46
-50.
9. Калинин А.В. Лексика русского языка: учеб. пособие. 2-е изд.,
стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 320 с.
10. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. Г.И. Беленького. -
М.: Мнемозина, 2008. - 301 с.
11. Львова СИ. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват.
учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / СИ. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2010. -
216 с.
12. Львова СИ. Русский язык. 6 класс: справочные материалы:
8
приложение к учебнику. В 3 ч. Ч. 3/ СИ. Львова, В.В. Львов. - М.:
Мнемозина, 2010.-78 с.
13. Львова СИ. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват.
учреждений. В 3 ч. 4.1 / СИ. Львова, В.В. Львов. - 6-е изд., М.: Мнемозина,
2010.- 208 с.
14. Львова СИ. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват.
учреждений. В 3 ч. 4.1 / СИ. Львова, В.В. Львов. -М.: Мнемозина, 2010. - 156
с.
15. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для
студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А.
Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. -368 с.
16. Некрасова Л.С. Стилистические функции историзмов в
историческом романе // Альманах современной науки и образования. –
Тамбов: Грамота, 2007. N 3 (3): в 3-х ч. Ч. III. – C. 154-157.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 4-
е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
18. Панов М.В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват.
Учреждений / М.В.Панов, С.М.Кузьмина, И.С. Ильинская, Н.Е. Ильина, Т.А.
Рочко; под ред. М.В.Панова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2008. -
384 с.
19. Панов М.В. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват.
учреждений / М.В.Панов, С.М.Кузьмина, Л.Н.Булатова и др.; под ред.
М.В.Панова. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2010. - 384 с.
20. Панов М.В. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват.
Учреждений / М.В.Панов, С.М.Кузьмина, Л.Н.Булатова, Н.Е. Ильина, Е.В.
Красильникова, Т.А. Рочко; под ред. М.В.Панова. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД
«Русское слово - PC», 2010. - 296 с.
21. Разумовская М.М. Русский язык. 5 класс: учебник для
9
общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос и
др. - М.: Дрофа, 2007. - 286 с.
22. Разумовская М.М. Русский язык: учебник для 6 кл.
общеобразоват. Учреждений / М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос
и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2006. - 365 с.
23. Разумовская М.М. Русский язык: учебник для 7 кл.
общеобразоват. Учреждений / М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос
и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2006. - 318 с.
24. Супрун А.Е. Русский язык советской эпохи: книга для учащихся /
А.Е. Супрун. -М.: Просвещение, 1969. - 87 с.
25. Твердохлеб О.Г. Историзмы-экзотизмы // Филологический
аспект. – 2016. – № 10.
26. Терехова С. Е. «Внутренние» и «внешние» проблемы
исследования устаревшей лексики СЕ. Терехова // Научные ведомости
БелГУ. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 13. -2012. - №6 (125). - С.20-
26.
27. Терехова С. Е. Современные проблемы исследования устаревшей
лексики // Русская словесность. - 2014. - №1. - С. 54-57.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования: проект [Электронный ресурс]. - М., 2010. - Режим
доступа: ФГОС ООО. URL: http://standart.edu.ru/.
29. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И.
Фомина. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003. - 415 с.
30. Шипицына Г.М. О семантическом развитии лексики / Г.М.
Шипицына // Русская словесность. - 2010. - №5. - С. 9-13.
31. Шмелёв Д.Н. Архаические формы в современном русском языке /
Д.Н. Шмелёв. -М.: Учпедгиз, 1960. - 115 с.
32. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред.
В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685