Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вузовское книгоиздание составляет 30% от общего объема книжного ассортимента страны, и эта
цифра продолжает расти.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости оценки значения издательской
деятельности в вузах России.
В последние годы издательства являются неотъемлемой структурной единицей вузов. Это
обусловлено тем, что вузам необходимо обеспечивать учебный процесс всей необходимой
литературой: учебниками, учебными пособиями, методическими указаниями и другими видами
учебной, методической и научной литературы.
В силу своей специфики такие издательства стоят особняком в процессе книгораспространения. В
связи с этим целью написания статьи стала выработка возможных стратегий развития вузовских
издательств, нахождение путей повышения потребительского интереса к их продукции.
Научная новизна состоит в оценке деятельности издательств вузов России. В информационном
пространстве отсутствует литература, отражающая деятельность вузовских издательств в полном
объеме. Информация существует только в виде отдельных статей, докладов и сайтов, но они
касаются конкретных издательств и не дают оценку деятельности вузовских издательств в целом.
В процессе разработки ключевых вопросов были использованы статьи таких авторов как Т. Ю.
Шорец, А. В. Подчиненова, К. В. Толбатовой и других авторов. Наиболее объективное и полное
представление о проблемах книгоиздания в российских вузах была встречена в статьях А. В.
Иванова.
Методологической основой данного исследования является комплексный анализ деятельности
вузовских издательств России.
Предметом работы является организация издательской деятельности в вузах.
Объектом работы является издательская деятельность в вузах России.
Целью данной работы является изучение деятельности издательств, относящихся к вузам.
В соответствии с заявленной целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать роль вузовских издательств.
2. Проанализировать деятельность вузовских издательств.
3
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты упростят
работу сотрудников издательства, а также станут полезным источником информации как для
сотрудников университета, так и для студентов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы,
заключения, списка использованной литературы и приложений, которые помогают более
подробно изучить рассматриваемую тему.
1. Роль вузовских издательств в книгоиздании
1.1. Характеристика и особенности вузовских издательств
Издательство - предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное),
осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции. По видам выпускаемой продукции
различают издательства книжные, книжножурнальные, газетные и газетно-журнальные.
Вузовское издательство - предприятие, являющееся структурной единицей вуза, которое
осуществляет подготовку и выпуск печатной продукции для обеспечения учебного процесса в
вузе.
Вузовские издательства имеют ряд отличий от обычных издательств. Перечислим основные
отличия.
1. Цели. Вузовские издательства, прежде всего, занимаются выпуском изданий,
необходимых для учебного процесса вуза.
2. Издательский портфель в вузовских издательствах в основном состоит из изданий,
утвержденных в плане выпуска изданий ректоратом вуза. Существует несколько планов (на
разные виды изданий).
3. Целевая аудитория. Главными «потребителями» в вузовских издательствах,
нуждающимися в выпускаемых изданиях, являются студенты. В обычных издательствах, как
правило, более широкая аудитория (не считая тех издательств, которые занимаются выпуском
определенного вида изданий).
4. Прибыльность, сбыт. В обычных издательствах прибыль приходит за счет
распространения, продажи больших тиражей. В вузовских издательствах прибыли практически
нет, так как часть и без того малого тиража уходит в библиотеку вуза, часть отправляется в
Российскую книжную палату, часть книг раздается кафедрам и авторам, и только оставшаяся часть
уходит на продажу. В связи с тем, что бюджетное финансирование практически отсутствует, все
расходы по подготовке издания к выпуску и печати тиража берет на себя сам вуз. Как правило
приобрести издание можно в магазине вуза (если он есть).
5. Тиражность. Как было сказано ранее, вузовские издательства отличаются малыми
тиражами по отношению к тиражам обычного издательства. Средний тираж учебных изданий вуза
- 100-300 экземпляров. Для обычного издательства средний тираж - 2-5 тысяч экземпляров.
6. Реклама. Обычные издательства уделяют особое внимание рекламе выпускаемых
изданий. Рекламируя издание, издательство пытается убедить потенциального читателя
приобрести издание, а также привлечь внимание к самому издательству. Как мы уже определили,
целевая аудитория вузовского издательства - студенты. Они приобретают и пользуются
4
изданиями в связи с тем, что это необходимо для учебного процесса. Поэтому, как правило,
реклама изданий в вузе отсутствует.
7. Конкуренция. В обычных издательствах наблюдается большая конкуренция за аудиторию.
Издательство пытается привлечь читателя широкой тематикой выпускаемых изданий, качеством
печати и оформлением, рекламой, ценовой политикой. В этом плане вузовское издательство
значительно отличается, и конкуренция может проходить, в основном, между издательствами
вузов за показатели тиражей, количество печатных листов, позиции в престижных рейтингах (что,
конечно, свойственно и обычным издательствам).
8. Трудовые правоотношения автора и издательства в первую очередь отличаются тем, что в
большинстве случаев автор является сотрудником вуза, поэтому его книга будет считаться
служебным произведением. Так как произведение служебное, то имущественные права
переходят к работодателю.
В 1997 г. ведущие университеты северной столицы выступили учредителями Издательскополиграфической ассоциации вузов Санкт-Петербурга. Главные цели создания Ассоциации -
координация деятельности ее членов, а также представление и защита их общих имущественных
и иных интересов в сфере издательского, полиграфического и рекламного бизнеса. В качестве
первоочередных задач в Уставе ассоциации названы следующие:
- участие через уполномоченных лиц в совершенствовании действующего
законодательства, регламентирующего издательскую, полиграфическую и рекламную
деятельность, а также налогообложение соответствующих юридических лиц;
- представительство интересов своих членов в федеральных и муниципальных органах
законодательной и исполнительной власти;
- оказание содействия своим членам в установлении связей с соответствующими
государственными органами власти и заинтересованными организациями;
- организация совместной деятельности членов Ассоциации в сфере издательских,
полиграфических и рекламных услуг;
- проведение выставок и конкурсов учебной и научной литературы, обеспечение
представительства своих членов на выставках соответствующего профиля, проводимых на
территории Российской Федерации и за рубежом;
- консультирование по вопросам издательской и полиграфической (в т. ч. техники и
технологии отдельных способов печати, разработки внутренней нормативной документации,
организации сбыта готовой продукции и т. п.), а также рекламной деятельности;
- организация и проведение конференций, семинаров, консультаций, встреч по вопросам
издательского, полиграфического и рекламного бизнеса.
С 1998 г. Ассоциация ежегодно проводит семинары и научно-практические конференции,
неизменно привлекающие внимание специалистов, работающих в сфере учебного книгоиздания.
Начиная с 2002 г., на базе Учебного центра подготовки руководителей (г. Пушкин) для
сотрудников и руководителей издающих подразделений вузов ежегодно проводятся семинары
«Издательская деятельность вуза». В их работе принимают участие представители федеральных
министерств и ведомств, специалисты по вопросам авторского права, представители компаний,
выпускающих полиграфоборудование и расходные материалы.
5
Продвижению книг университетских издательств на рынки России и зарубежных стран призвана
способствовать деятельность по организации ст
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александр Иванов: вузовские издательства — в горячей двадцатке. -
http://libinform.ru/read/interview/Aleksandr-Ivanov-vuzovskie-izdatelstva-v-goryachej/
2. Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России Текст.: Науч-метод. пособие/ А.Б.
Антопольский. -М.: Либерея, 2014. – 424 с.
3. Бейлина, E.H. Результаты исследования: качество комплектования библиотек в условиях
конкурсных процедур / E.H. Бейлина, A.M. Митрофанова // Университетская книга. - 2015. - №7. -
С.38-41
4. Берулава, М.Н. Высшее образование в России в свете рыночных реформ Текст. /М.Н.
Берулава // Педагогика. - 2014. - №8. - С. 96-101
5. Гендина, Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе.
Стандарты высшего учебного заведения / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. Кемерово, 2018. – 170 с.
6. Гречихин А.А. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация /
А.А. Гречихин, Ю.Г. Древс. - М.: Логос, 2014.
7. Грибкова, Д.Н. Электронные информационные ресурсы библиотек: к проблеме интеграции
/ Д.Н. Грибкова // Библиотековедение. - 2015. - №4. - 50 с.
8. Гусарова, E.H. Педагогическое творчество: монография / E.H. Гусарова. - Краснодар, 2014. –
139 с.
9. Издательства в процессе перемен: Проблемы и перспективы развития учебного и научного
книгоиздания в высшей школе и его нормативно-правовое регулирование. - М.: Логос, 2015. - 188
с.
10. Методические указания автору вузовской книги / под ред. А.В. Иванова, СанктПетербургский государственный технический университет. - СПб.: СПбГТУ, 2015. - 92 с.
11. Мильчин А.Э.Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление
издания / А.Э. Мильчин, Л.К. Чельцова. М.: Олимп, 2014. - 688 с.
12. Сергованцева Т.В. Как написать и издать учебное пособие: методические рекомендации /
Т.В. Сергованцева, В.К. Марцишевская; Московский государственный агроинженерный
университет им. В.П. Горячкина. - М.: МГАУ, 2015. - 49 с.
13. Смирнова Е.В. Издательская деятельность в современном вузе: учебное пособие /
Е.В.Смирнова, З.Н. Федотова. - М.: Логос-МГУП, 2014. - 184 с.
14. Сковородина, Ирина Сергеевна Вузовское Книгоиздание В Омской Области / Сковородина
Ирина Сергеевна. – М.: Машиностроение, 2014. - 859 c
15. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению и литературному
редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова,
Н.П. Кабанова. М.: ЧеРо, 2014. 400 с.