Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственный финансовый контроль является основной формой проведения государством финансовой политики. В рамках осуществления государственного финансового контроля государство управляет значительным пластом общественных отношений.
Государственный финансовый контроль в той или иной степени осуществляет множество государственных органов. Система органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, на сегодняшний день представляет собой сложное структурное образование. Деятельность контрольно-счетных органов регулируется нормативно-правовыми актами с закреплением их полномочий. Законодатель осуществляет четкое разграничение между функциями уполномоченных органов государственного финансового контроля, однако на практике создаются сложности по реализации их функций. Перечисленные аспекты и определяют актуальность темы исследования.
Цель работы – анализ осуществления финансового контроля РФ для определения направлений совершенствования.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты государственного финансового контроля.
2. Проанализировать государственный финансовый контроль на примере Счетной палаты РФ.
3. Определить пути совершенствования государственного финансового контроля.
Объект исследования – государственный финансовый контроль.
Предмет исследования – государственный финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации.
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля
1.1. Подходы к определениям государственного финансового контроля
Контроль как процесс, реализуется по нескольким направлениям, одним из которых является финансовое. Финансовый контроль является важным элементом бюджетного процесса, обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Некоторые подходы к определению государственного финансового контроля, систематизированные В.И. Комышевой и Э.В. Рогатенюк, представлены в таб. 1.
Таблица 1.
Определения понятий «государственный финансовый контроль»
Автор Определение
Федеральный закон «О государственном финансовом контроле» «контроль за исполнением федерального бюджета, федеральных внебюджетных фон¬дов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоя¬нием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ, финансовыми результатами, полу¬ченными от использования государственного имущества, закрепленного за государ¬ственными органами, организациями, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в федеральной собственности»
А Г. Грязнова «это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченны¬ми органами, с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления установленных норм права, а так¬же для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализа¬ции принятых управленческих решений в процессе образования, распределения и ис¬пользования финансовых ресурсов»
В.М. Родионова, В.И. Шлейников «основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по провер¬ке законности и целесообразности в сфере образования, распределения и использова¬ния денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способ-ствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому и эффективному экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения, установленной государством в финансовой дисципли-ны»
Н.И. Химичева «осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими пол¬номочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной дея¬тельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности»
Обобщив представленные определения, отметим, что государственный финансовый контроль (ГФК) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленная на контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Субъектами ГФК является: Счетная палата РФ; Контрольно-счетные палаты субъектов РФ; Главное контрольное управление Президента РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов (Налоговая служба, Казначейство, Служба финансового надзора, Служба страхового надзора); Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Объекты ГФК - денежные распределительные процессы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, в том числе процедура исполнения государственного бюджета, бюджетов субъектов федерации и органов местного самоуправления, бюджетов внебюджетных фондов; организация наличного денежного обращения; применение кредитных ресурсов (бюджетных ассигнований); обеспечение государственного долга РФ и государственных резервов; обеспечение финансирования различных льгот определенных категорий населения.
Цель ГФК - выявление отклонений от общепринятых стандартов и нарушений принципов законности, производительности и экономии расходования материальных ресурсов в предельно вероятной ранней стадии, что позволило бы утвердить исправляющие меры, а в единичных вариантах - привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за нанесенный вред либо реализовать мероприятия, согласно предотвращению или уменьшению подобных нарушений в будущем.
К основным задачам государственного финансового контроля относят:
– формирование и выполнение контроля за своевременным исполнением прибыльных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов согласно размерам, структуре и целевому предназначению; определение производительности и целесообразности расходования государственных средств и применение федеральной собственности;
– оценку обоснованности прибыльных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
– исследование обнаруженных отклонений с определенных характеристик федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовку предложений, ориентируемых на их ликвидацию, а кроме того на усовершенствование бюджетного процесса в целом;
– контроль за законностью и своевременностью перемещения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, поверенных банках и других финансово-кредитных учреждениях РФ;
– обеспечение поступления в прибыльную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и других платежей, обеспечивающих развитие доходной доли государственного бюджета;
– оценку производительности работы министерств и ведомств согласно применению средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
– контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
– усовершенствование бюджетной и налоговой дисциплин и другие.
Говоря о сущности ГФК, следует рассмотреть выполняемые им функции:
а) операционную функцию - выполнение субъектами контроля двух основополагающих процедур - выявления отклонений и анализ причин их возникновения;
б) функцию коррекции - реализуется в несколько шагов: а) выявление типовых нарушений на основе анализа накопленной субъектами контроля информации; б) внесении изменений в отдельные нормативно-правовые акты, при реализации которых возникают такие нарушения; в) разработка конкретных предложений и мероприятий по устранению выявленных отклонений в его деятельности;
в) превентивную функцию - профилактика возможных нарушений, предоставление официальных разъяснений по вопросам применения законодательства в установленной сфере деятельности;
г) функцию правоохраны - пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, привлечение их к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.
От полноты реализация вышерассмотренных функций зависит качество и самого ГФК, и происходящих в стране преобразований. Осуществляемая в настоящее время модернизация является основой перехода российской экономики на инновационный путь развития. Её конечная цель - создание новой модели экономики, способной выдерживать различные вызовы и быть конкурентоспособной. В этих условиях повышается важность ГФК за обеспечением основных трансформаций, а именно:
– поддержание стабильной политической обстановки и проинвестиционной политики для обеспечения доверия и привлечения инвесторов;
– внедрение определённой дисциплины предпринимательства путём перекрытия каналов для непроизводительных инвестиций и оттока капитала,
– развитие высокотехнологичных и наукоёмких производств, стратегическая интеграции в ми
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ –1998 – N 31 – ст. 3823.
2. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ // СЗ РФ – 2013 – N 14 – ст. 1649.
3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (постатейный) / А.Н. Борисов. – М.: Юстицинформ, 2014 – 314 с.
4. Мельник М.В. Ревизия и контроль: учебное пособие / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. - М: КНОРУС, 2006. - 640 с.
5. Писклюкова Е.В. Государственный и муниципальный финансовый контроль: учебное пособие / Е.В. Писклюкова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 82 с
6. Рогатенюк Э.В. Финансы: учебное пособие / Э.В. Рогатенюк, И.М. Пожарицкая. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Симферополь: «Национальная академия природоохранного и курортного строительства», 2007. – 280 с.
7. Бандурин В.В. Анализ состояния бюджетного устройства Российской Федерации / В.В. Бандурин // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - Т. 6. № 2. - С. 11, 12.
8. Комышев В.И. О соотношении понятий «контроль», «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль» / В.И. Комышев // Вестник Науки и Творчества. – 2017. – № 1 (13). – С. 112-122.
9. Макин М.В. Основные направления деятельности счетной палаты РФ в системе государственного финансового контроля РФ / М.В. Макин // Интеллектуальный и научный потенциал современной науки: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Омск, 9 февраля 2017 г.) – Иркутск: «Научное партнерство «Апекс», 2017. – С. 43-47
10. Мамедова В.В. Структура органов внешнего государственного финансового контроля / В.В. Мамедова, Е.А. Тюхова, О.А. Шапорова // Научные записки ОрелГИЭТ – 2015 – №1(11). – С. 340
11. Гварлиани Т.Е. Исследование методологии финансового контроля [Электронный ресурс] / Т.Е. Гварлиани – Режим доступа: http://www.auditfin.com/fin/2003/4/fin_2003_41_rus_01_01_gvarliany/fin_2003_41_rus_01_01_gvarliany.asp (дата обращения 11.02.2019).
12. Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста [Электронный ресурс] / Н.Л. Зайцев – Режим доступа: http://jurisprudent.site/ekonomika/finansovyiy-kontrol-37455.html (дата обращения 11.02.2019).
13. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/ (дата обращения 11.02.2019).
14. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг – Режим доступа: http://www.ebk.net.ua/Book/Ses/f/0626.htm (дата обращения 11.02.2019).