Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Реформа собственности является одной из главных экономических реформ в Российской Федерации, и по мере «углубления» процесса экономических преобразований она приобрела форму стремительной и всеобъемлющей передачи прежней государственной собственности в руки частных физических и юридических лиц. По аналогии с проводимым в развитых капиталистических странах локальным и избирательным процессом передачи из государственной собственности отдельных предприятий, корпораций, реже — отраслей, подчиненным нахождению оптимального соотношения частных и общих целей и интересов, в РФ такая передача получила название приватизации.
Для развитых стран приватизация означает продажу государственных предприятий частным собственникам в уже сложившейся рыночной экономике, т.е. в условиях действующего механизма определения рыночной стоимости предприятий. Приватизация на Западе по сути своей есть укрепление доминирующей — частной — формы собственности, опирающейся на развитую институциональную базу. Никому на Западе не приходит в голову делать заявления о необратимости процесса приватизации, подчиненного рациональным соображениям и рассматриваемого как подход в системе разнонаправленных мер по настройке экономики.
Большинство отечественных экономистов признают, что приватизация выступает в качестве стратегического направления развития постсоветской экономики. Однако вопрос о формах ее проведения вызвал широкую дискуссию среди отечественных специалистов.
Оптимальное соотношение государственной и частной собственности — сложнейшая проблема для всех стран, поскольку чрезмерное расширение государственной собственности снижает экономическую эффективность хозяйственной системы, а частной — чревато ростом социальной неустойчивости. Поэтому грань между этими основными формами собственность должна быть подвижной, что предполагает использование (с точки зрения прагматики, а не идеологии) процессов национализации и денационализации собственности.
Целью данной работы является изучение тенденций и перспектив развития собственности в современных условиях.
Задачами курсовой работы являются:
выявить связь форм собственности и типов экономических систем;
рассмотреть виды собственности в современной России;
провести анализ муниципальной и государственной собственности в России;
изучить состояние частной собственности России;
охарактеризовать политику оптимизации управления государственной собственностью;
выявить тенденции и перспективы развития частной собственности в России.
Объект исследования - современные тенденции в сфере собственности в России.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при различных формах собственности.
Методологическую базу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь диалектический и историко-логический, а также методы структурно функционального анализа, экономико-статистический, традиционные приемы экономического анализа — группировки, сравнения, обобщения.
Информационную основу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике параметров развития собственности в России.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы сферы собственности в России
1.1. Связь форм собственности и типов экономических систем
Каждая экономическая система – это сложившаяся ввиду различных причин система хозяйствования с определенными правилами и законами, порядками и отношениями между экономическими субъектами. На протяжении развития общества принято выделять следующие виды систем: традиционная (преимущественно аграрная, ручной труд); командная (централизованная или плановая); рыночная; смешанная. Каждая из вышеуказанных систем отвечает на три главных вопроса. Эти ответы характеризуют каждую систему. Первый вопрос – «что производить?» .
Важно, кому из экономических субъектов дается право отвечать на данный вопрос. В командной системе на поставленный вопрос отвечает государство, планируя и устанавливая объемы производства. В рыночной экономике частный сектор самостоятельно планирует объемы выпуска и решает, что именно будет производиться. Второй вопрос – «как производить?», третий – «для кого производить?» Отвечая на эти вопросы, нельзя не отметить влияние на систему форм собственности. Под формой собственности понимается тип прав на имущество, принадлежность такого имущества кому-либо.
Разделяют следующие типы отношения к собственности в экономических системах: традиционная экономическая система: общинный тип собственности; плановая экономическая система: государственный тип собственности; рыночная (частная); смешанная (различные типы прав на собственность). Рассмотрим особенности каждой из форм прав на имущество в различных экономических системах.
Собственность и рыночная система экономики. Данная система основана именно на свободном предпринимательстве. Это подразумевает наличие у частного сектора возможности оформлять право на собственность. Наличие преобладающей доли частной собственности свойственно экономикам с рыночным укладом. Государство не может вмешиваться в частную собственность. Договорные отношения между экономическими субъектами и собственниками происходит на рыночных принципах.
Однако, в рыночной экономике существует и государственная собственность. Например, во Франции большая часть предприятий стратегически важных сфер принадлежит государству. В Российской Федерации также наравне с частной собственностью существует и государственная собственность (преимущественно в оборонном комплексе, сфере транспорта) .
В сферах преимущественно социальных (здравоохранение, образование, транспорт, социальная защита) государственная собственность может быть эффективной. Право на частную собственность может появиться у различных экономических субъектов: население, предприятия, юридические лица.
Собственность и плановая система экономики. В такой системе предполагается монопольное положение государства. Частная собственность практически полностью отрицается. Все предприятия, имущество находится в ведении государства. Управление осуществляется централизовано. Все материальные, природные ресурсы – это государственная собственность. Однако, есть более демократичный подход предполагает наличие и государственной и частной собственности (индикативная плановая система).
Собственность и традиционная система экономики. Такая система свойственна обществу доиндустриальному. Все ресурсы в общинном владении. Ключевое отличие – это возможность передачи прав на управление (по наследству, старшинству, в связи с традициями, устоями). Но при этом такая собственность должна использоваться лишь на общее благо общества. Такой тип собственности был свойственен странам Европы. Основные ресурсы – это земля и капитал, труд.
1.2. Виды собственности в современной России
Современное развитие российского общества подразумевает развитие института частной собственности. Собственность может быть движимой, недвижимой, интеллектуальной, индивидуальной, коллективной и т.д.
Есть вещи, которые невозможно потерять, сломать, украсть, они уникальны в своем роде и очень тесно связаны с землей как в физическом, так и в юридическом плане. Это лишь некоторые признаки, которые относятся к понятию недвижимость.
Под объектом недвижимости, в первую очередь, мы понимаем земельный участок, составляющей частью которого могут быть некоторые важные элементы, такие как здание (сооружение), отдельные водные объекты, зеленые насаждения, инженерные сети и коммуникации, элементы хозяйственного, транспортного и инженерного обеспечения .
Как гласит статья 130 Гражданского Кодекса РФ, под объектом недвижимости понимается не только земельный участок, но и все объекты, перемещение которых без ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и другие.
Особенностью объектов недвижимости является то, что каждый из них имеет свое месторасположение, которое с легкостью можно найти. Собственник обязан реализовать свои права владения, что означает обладание им как своим; пользования – возможность извлекать полезные свойства; распоряжения – возможность для с
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алехин Э. В. Экономика государственного и муниципального сектора / Э. В. Алехин. – Пенза: ПГУ, 2018. – 288 с.
2. Бабун Р. В. Вопросы муниципальной экономики / Р. В. Бабун, З. З. Муллагаева. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 310 с.
3. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления / Р. В. Бабун. - М.: КНОРУС, 2016. – 400 с.
4. Балацкий Е. В. Элементы экономики государственного сектора / Е. В. Балацкий. - М.: Капитал страны, 2018. – 312 с.
5. Баранов М. Л. Правовая природа государственного контроля / М. Л. Баранов // Правозащитник. – 2018. – № 1. – С. 11-14.
6. Бедов Г. А. Муниципальная собственность как объект управления / Г. А. Бедов, В. Б. Нескородов // Экономика региона. – 2017. – № 18. – С. 11-16.
7. Борисевич В. И. Экономика региона / В. И. Борисевич. - М.: БГЭУ, 2017. – 432 с.
8. Быкова Ф. К. Муниципальная экономика и муниципальное управление: учебное пособие / Ф. К. Быкова. - Набережные Челны: Институт управления, 2017. – 217 с.
9. Васильченко Д. Г. Управление муниципальной собственностью и направления его совершенствования / Д. Г. Васильченко. – Воронеж: Наука, 2017. – 184 с.
10. Завьялов А. А. Формирование системы управления недвижимым имуществом в Российской Федерации (вопросы теории и практики / А. А. Завьялов. – М.: Норма, 2017. – 306 с.
11. Захарова Е. Н. Стимулирование устойчивого развития территории / Е. Н. Захарова, О. А. Корба. – Майкоп: ЭлИТ, 2017. – 526 с.
12. Зотов В. Б. Система муниципального управления в схемах: учебное пособие / В. Б. Зотов. - М.: Ось-89, 2017. – 192 с.
13. Колесников В. В. Развитие организационно-экономического механизма управления недвижимым имуществом на муниципальном уровне / В. В. Колесников. – Тамбов: Наука, 2017. – 148 с.
14. Конджакулян К. М. Некоторые проблемы в системе государственного управления: сравнительно-правовой анализ / К. М. Конджакулян // Закон и право. – 2017. – № 11. – С. 143-144.
15. Кочкаров Р. А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р. А. Кочкаров. – М.: Экономика, 2017. – 223 с.
16. Крупенков В. В. Государственное и муниципальное управление / В. В. Крупенков. – М.: Евразийский открытый институт, 2017. – 335 с.
17. Кузьмина А. Новый подход к построению моделей управления муниципалитетом / А. Кузьмина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2017. – № 1. – С. 14-18.
18. Кушнир И. Б. Управление недвижимой собственностью муниципальных образований: модели и механизмы / И. Б. Кушнир. – М.: Норма, 2017. – 127 с.
19. Лукашов В. В. Управление устойчивостью муниципальных социально-экономических систем / В. В. Лукашов. – М.: Норма, 2017. – 771 с.
20. Мелик-Степанян Н. В. Организационно-экономическая модель управления муниципальной недвижимостью / Н. В. Мелик-Степанян. - М.: Норма, 2018. – 228 с.
21. Пастухова Е. А. Управление системой ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования / Е. А. Пастухова. – М.: Норма, 2017. – 212 с.
22. Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора / А. В. Пикулькин. - М.: Юнити- Дана, 2017. – 464 с.
23. Попов Р. А. Региональное управление и территориальное планирование / Р. А.Попов. – М.: Инфра-М, 2018. – 288 с.
24. Ротбард М. Власть и рынок. Государство и экономика / М. Ротбард. – М.: Социум, 2016. – 126 с.
25. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления / В. Е. Чиркин. - М.: Норма, 2017. – 448 с.