Фрагмент для ознакомления
2
Введение
После установления власти рабочих и крестьян в России партия большевиков стала правящей партией. Она ставила перед собой задачи по укреплению Советского государства, защите его от врагов, борьбе с эпидемиями, ликвидации неграмотности.
Марксистско-ленинская идеология у большинства педагогической интеллигенции вызывала не-приязнь. Учителя должны были полностью перестраиваться на советское преподавание с его идеологическими установками. А советской власти нужны были старые специалисты, чтобы раз-вернуть свою бурную «культурную революцию», и главной задачей новой власти являлось «пе-ревоспитание» «старых» учителей.
Система образования в СССР в официальных документах называлась системой народного обра-зования. С момента зарождения в 1917 году ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с определявшей жизнь общества коммунистической идеологией. Главной нравственной целью советского образования всех уровней - от детского сада до вуза - считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего «светлое будущее». Этим установкам на протяжении всего периода суще-ствования советской образовательной системы было подчинено преподавание не только гума-нитарных дисциплин, но и естественных и даже точных наук.
Школа 1920-х по сей день является самобытным «островком» свободы и творчества в истории начального и среднего образования в России. В ней формировались и активные, думающие, по-рой не умевшие «сдерживать своих инстинктов» жизнеспособные личности (в терминологии ДКР — «эмбрионы» и «личинки»), критически воспринимавшие окружавшую их действитель-ность, но при этом остававшиеся в рамках коммунистических идеалов и морали.
На рубеже 1920-1930-х гг. педагогические эксперименты, кратковременный и относительный демократизм и плюрализм мнений 1920-х уходили в небытие. В стране наступала эпоха аске-тизма и ригоризма. Для решения новых задач по невиданной переделке общества нужно было уже иное поколение молодежи и совершенно другие литературные произведения и их герои.
Многие ученые (Д.И. Латышина, А.И. Пискунов, Н.А. Константинов, Т.В. Варенова, П.Ф. Капте-рев, и др.) рассматривают разные аспекты становления системы образования и воспитания в первые годы советской власти.
Тем не менее, данный вопрос нельзя считать до конца раскрытым.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования, целью которого является изучение особенностей становления системы образования и воспитания в первые годы советской власти.
Объектом данного исследования является образование и воспитание, предметом - становление системы образования и воспитания в первые годы советской власти.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности становления системы образования и воспитания в первые годы со-ветской власти;
- исследовать реформы образования в советской школе 1918-1941 гг ;
- изучить развитие системы образования в первые годы советской власти
на примере Курской губернии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Особенности становления системы образования и воспитания в первые годы советской вла-сти
В.И. Ленин еще до Октябрьской революции разработал план создания социалистической систе-мы школьного обучения и воспитания, в котором предусматривалось всеобщее обязательное и бесплатное образование, запрещение наемного труда детей и подростков до 16 лет, отделение церкви от государства и школы от церкви, снабжение детей из бедных семей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства, обучение на родном языке, создание школ, подготов-ка учителей за счет государства, широкое привлечение работников просвещения, профсоюзов, молодежных организаций, родителей к обсуждению вопросов народного образования, органи-зация в школах ученических коллективов с выборными органами и т. д.
29 октября 1917 года в своём обращении к гражданам России нарком просвещения А. В. Луначар-ский поставил вопрос об организации «единой для всех граждан абсолютно светской школы в нескольких ступенях» [2].
9 (22) ноября 1917 года ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет о создании под председательством наркома Государственной комиссии по просвещению, главной задачей которой стала выработка новой концепции, построенной на социоцентризме. Всё школьное дело в стране, согласно зако-ну, передавалось органам местного самоуправления, которым, предписывалось строго следо-вать указаниям центральных властных органов.
20 ноября (3 декабря) был издан Декрет о роспуске Государственного Комитета по народному образованию, созданного Временным правительством [3].
Таким образом, за три месяца новая власть решила проблему организации народного просве-щения, передав 11 (24) декабря дело воспитания и образования из Духовного ведомства в веде-ние народного комиссариата по просвещению.
Завершил этот процесс Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, приня-тый 20 января (2 февраля) 1918 года.
Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не до-пускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом [3].
Были созданы Народный комиссариат по просвещению и его местные органы, а также Государ-ственная комиссия по просвещению, обратившаяся 29 октября 1917 г. с воззванием к гражданам России.
В воззвании говорилось о необходимости добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности, удовлетворить жажду образования у взрослых, о создании единой, абсолютно советской школы, об улучшении материального положения учителей. 23 января 1918 г. (ст. ст.) был опубликован декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», запрещающий преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также част-ных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы.
Отметим, что советская власть перед работниками народного образования поставила задачу преобразования учебно-воспитательного дела, объединения и обновления его на новых нача-лах. Для успешного решения этой задачи Совет народных комиссаров опубликовал 5 мая (23 ап-реля) 1918 г.
Декрет о передаче в ведение Наркомпроса всех начальных, средних, высших общеобразова-тельных и специальных учебных заведений (кроме тех, которые преследуют исключительно технические цели), а также учреждений дошкольного воспитания и внешкольного образования. Важным шагом на пути преобразования школы явилось принятое Наркомпросом 31 мая 1918 г. постановление «О совместном обучении и способах его проведения».
Это и другие решения по вопросам народного образования, принятые в первый год существова-ния советской власти, привели к изданию 16 октября 1918 г. Положения и Декларации о единой трудовой школе. Положением присваивалось школе наименование «Единая трудовая школа».
Обучение в ней должно было носить общеобразовательный характер с политехническим укло-ном. Основой школьной жизни объявлялся производительный труд. Подчеркивалась необходи-мость сближения школы с жизнью и применения активных методов преподавания.
Провозглашалось принципиально иное, по сравнению со старой школьной муштрой, отноше-ние к учащимся, требующее уважения к личности ребенка и учета его индивидуальности. Вид-ное место отводилось физическому и эстетическому воспитанию.
Обучение в школе подразделялось на две ступени: первая — 5-летний курс для детей от 8 до 13 лет, вторая — 4-летний курс для детей от 13 до 17 лет.
Большое значение для усиления работы по ликвидации неграмотности сыграл декрет СНК от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». 30 августа 1923 г. СНК издал декрет о введении всеобщего обучения. Но за 1923—1926 гг. существенных изменений в сети учреждений народного образования не произошло[2].
На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 16.06.1928 страна перешла с губернского на окружное административно-территориальное деление.
Ведущими идеями в перестройке школы стали антирелигиозная пропаганда и политическое воспитание под контролем большевистской партии. Содержание образования в новых условиях всё более адаптируется к требованиям марксистской идеологии и методологии. Это была со-вершенно ново для России.
Многочисленные предложения по созданию Единой трудовой школы были сведены в два направления, условно названных московским и петроградским проектами.
В московском проекте предусматривалось создание круглогодичных школ-коммун непрерывно-го цикла обучения, упразднялась классно-урочная система, предметное обучение; отсутствова-ло строго определённое количество учебных часов в день, отменялись учебники и отчётность в течение и по итогам года. Основным провозглашался трудовой метод обучения и воспитания с фактической заменой учебных предметов производственной практикой. Учитель обучал тому, что ему предлагали на уроках дети.
Согласно второму (петроградскому) проекту сохранялись проверенные годами классноурочная система, домашние задания, курсовое обучение [4].
10 ноября 1918 года Совнарком принял декрет «О введении новой орфографии» тут же поста-вивший перед школой задачу всеобщего грамматического переучивания.
Методистам-дидактам удалось убедить торопливых нововведенцев, что новые правила право-писания согласно законам дидактики надо вводить постепенно и не одновременно во всех клас-сах, а начиная с младшей группы I-й ступени. Под их же влиянием в декрете было указано, что при проведении реформы не допускается принудительное переучивание тех, кто уже усвоил прежние правила орфографии [5].
Были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой шко-ле» (публикация от 16 октября 1917 г.), предусматривавшие двухступенчатую светскую бесплат-ную школу совместного обучения мальчиков и девочек.
Ст. 2 Положения закрепляла девятилетнее образование: на первой ступени обучаются дети 8-13 лет (5-летний курс), на второй от 13 до 17 лет (4-летний курс) [6].
Теперь школы работали постоянно. Любые два не соседних дня в неделю выделялись из общего числа учебных дней: первый – для ученических собраний, работы на улице, экскурсий, посеще-ния спектаклей, чтения. Второй день - для написания рефератов, развивающей работы в лабора-ториях. Домашние задания не допускались. Все экзамены отменялись; вводилось самоуправле-ние.
В начале 30-х годов всё ещё не была до конца решена задача ликбеза, выдвинутая еще в 1919 году. Продолжали действовать комиссии и школы грамоты.
Главной задачей оставалась научить в кратчайшие сроки грамоте (30 занятий) и перевести этих учащихся в разряд малограмотных. В программах ликбеза предусматривались не только занятия по специально созданному букварю «Будем учиться», но и письмо, счёт, беседы на обществен-но-политические темы [12].
Начальное обучение согласно Постановлению ЦИК РСФСР от 14 августа 1930 года стало всеоб-щим и обязательным. В разгар Первой пятилетки ВЦИК и СНК СССР определяются уровни всеоб-щего обязательного обучения: в сельской местности начальное четырёхлетнее, в городах – се-милетнее. Темпы осуществления этих глобальных замыслов в разных частях страны были не-одинаковы. Так, например, на Северном Кавказе массовая неграмотность была ликвидирована лишь к началу 1940-х годов, в реализации этой политической цели существенную роль сыграло создание единого алфавита горских народов на основе русской графики с постепенным отходом от латиницы [13].
Но решающим становится партийное постановление «О начальной и средней школе» 5 сентября 1931 года, в котором говорилось о грубейшем извращении идей политехнической школы при отрыве от прочного усвоения основ наук, и прежде всего физики, химии, математики. Их препо-давание предлагалось вести по тщательно разработанным программам и строго установленно-му расписанию.
Труд провозглашался не целью, а средством обучения и воспитания. В каждой школе создава-лись мастерские или рабочие комнаты. Предлагалось с 1 января 1931 года перейти на новые про-граммы, в которых следовало отразить системность знаний. Но только в январе 1932 года они были опубликованы, слишком долгим оказался путь согласования [14].
Составленные программы были в целом одобрены ЦК ВКП (б), но были отмечены и недостатки. Итогом стало Постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 года.
Главные идеи документа превозносили ранее осуждаемые Советской властью тезисы о том, что урок является основной формой организации учебной работы; преподавание основ поли-технического образования должно быть систематическим. Программы по всем учебным пред-метам надле
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, И.Л. Анализ системы дошкольного образования в России / И.Л. Авдеева // Век-тор экономики. 2018. № 10 (16). С. 47.
2. Алдакимов, А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: исто-рико – педагогический и социальный аспекты / А.Н. Алдакимов // Проблемы современного пе-дагогического образования. 2017. № 57-3. С. 3-9.
3. Буторина, Т.С. История педагогики и образования / Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В. Се-дова. - М.: Academia, 2016. - 384 c.
Васильева, З.И. История педагогики и образования: Учебник / З.И. Васильева. - М.: Академия, 2014. - 224 c.
4. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 675 c.
5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века 3-е изд. / А.И. Пискунов и др. - М.: Сфера, 2017. - 496 c.
6. Капранова, В.А. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Инфра-М, 2017. - 512 c.
7. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Ин-фра-М, 2017. - 448 c.
8. Каптерев, П. Ф. Антология гуманной педагогики. Каптерев / П.Ф. Каптерев. - М.: Изда-тельский Дом Шалвы Амонашвили, 2014. - 224 c.
9. Князев, Е.А. История педагогики и образования: Учебник и практикум для академическо-го бакалавриата / Е.А. Князев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 505 c.
10. Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Ша-баева. - М.: Просвещение, 2016. - 446 c.
11. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для акаде-мического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 260 c.
12. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для акаде-мического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 260 c.
13. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: Учебник для академического бака-лавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 314 c.
14. Латышина, Д. И. История педагогики / Д.И. Латышина. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 584 c.
15. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2017. - 603 c.
16. Лельчицкий, И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педаго-гике первой трети ХХ века / И.Д. Лельчицкий. - М.: Российская академия образования (РАО), 2017. - 292 c.
17. Мамяченков, В.Н. Возникновение и развитие системы высшего образования в России: проблема периодизации / В.Н. Мамяченков // Научный диалог. 2018. № 2. С. 243-251.
18. Попов, В.А. История педагогики и образования: Учебник / В.А. Попов. - М.: Academia, 2017. - 80 c.
19. https://www.sovremennoepravo.ru/
20. https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/sovetskaya.html