Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение жанров журналистики занимает одно из главных мест в подготовке будущего журналиста. Под жанром публицистического произведения понимаются устойчивые черты его содержательно-тематических характеристик, таких как отображаемая действительность, композиция, стиль.
Выбор той или иной жанровой формы диктуется не только требованиями редакционного плана и творческими интересами журналиста, но и его особенностями и особенностями. Они также включают в себя различные факторы.
Например, Гуревич выделяет следующие: назначение жанра, объект, предмет и способы отображения, выразительные средства, стиль текста и роль автора.
В то время А. А. Тертычный ограничивался только тремя основными: предметом, целевой установкой (функцией) и методом отображения. Если все журналистские материалы анализировать по этим жанрообразующим факторам, то можно выделить три основные родовые группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
Информационные материалы, включающие в себя заметку, интервью, отчет или репортаж, объединяют в себе насыщенный событиями повод для выступления. Они обычно оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Их главная цель-быстро сообщить о факте, событии или явлении. Одной из определяющих черт информационных жанров, прежде всего, является новизна.
Аналитические жанры включают статью, переписку, версию, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, рецензию, обзор прессы и рецензию. Их объединяет глубокое исследование и всесторонний анализ фактов. Художественно-публицистические - очерк, беседа, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, публицистическая сказка, публицистический рассказ-характеризуются образностью, типизацией, эмоциональной выразительностью и богатством литературно-художественных изобразительных средств, языковыми и стилистическими особенностями. В последнее время наблюдается все большая тенденция к смешению и взаимопроникновению жанров. Именно поэтому некоторые исследователи допускают ошибки при определении в качестве новых жанров тех, которые сочетают в себе черты двух или более известных жанров.
История районной газеты - это история нашего района, история нашей страны. Её страницы - большие и малые события, человеческие судьбы, факты, имена и даты, складывающиеся в самую полную и правдивую летопись, с бесстрастными цифрами официальных документов и напряжённо-эмоциональной оценкой людьми деятельности органов власти на разных этапах, а также с бесхитростными описаниями жизни, – всего, что волновало жителей района на протяжении девяти десятилетий.
Актуальность выбранной темы исследовательской работы заключается в том, роль периодической печати на любом этапе развития общества очень актуальна.
В связи с этим представляется своевременным и оправданным изучение специфики становления и развития районной периодической печати, как неотъемлемой части истории отечественной журналистики советского периода.
Объект исследования - газета Усть-Куломского района «Парма гор».
Предмет исследования – жанрово-тематические особенности газеты «Парма гор».
Цель исследования – рассмотреть жанрово-тематические характеристики районной газеты «Парма гор».
Задачи:
- изучить общую характеристику районных газет;
- рассмотреть жанровые особенности газеты "Парма гор".
Методы исследования: беседа, интервью, анализ печатных статей, работа с Интернет-ресурсами.
Исследование состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложений.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОННЫХ ГАЗЕТ
1.1. Общая характеристика районной печати
Россия занимает огромное пространство на карте мира, и было бы странно, если бы в стране была пресса только в центральных регионах, крупных городах. Поэтому широко распространена, региональная пресса, которая стремится аккумулировать и передавать новости конкретных областей, писать о выдающихся людях, живущих в разных уголках страны, а также о простых людях, которые своими ежедневными действиями меняют жизнь села, поселка, области к лучшему. Она должна информировать жителей о важных событиях, она просвещает, рассказывает об изменениях в жизни того или иного места. Поэтому районная газета по праву занимает особое место среди других изданий.
Районной газетой (или "районкой") обычно называют общественно-политическую местную газету, рассчитанную на массовую аудиторию – население данной местности, призванную помочь удовлетворить их культурные и образовательные потребности, а также, что немаловажно, информировать их.
И. В. Пьянзина дает следующее определение районной газеты: "это общественно-политическая местная газета, рассчитанная на массовую аудиторию – население данной местности, призванная помочь удовлетворить свои социальные, производственные и духовные потребности печатным словом" [15].
Действительно, районная газета играет важную роль в жизни жителей того или иного региона. В значительной степени потому, что она опирается в основном на местных жителей и их интересы в своей деятельности. По этой причине для того, чтобы быть успешными, региональные издания должны соответствовать ряду критериев, таких как популярность, специфичность в изложении, массовость распространения, а также близость к интересам жителей региона их распространения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бешукова, Ф. Б. К вопросу о «регионализации» печатных СМИ (на примере газетных и журнальных СМИ Республики Адыгея) / Ф. Б. Бешукова, Д. И. Куфанова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. – 2015. – Вып. 2 (58). – С. 72-77
2. Варецкий Б. И. У истоков советской печати / Б.И. Варецкий. - М.: Мысль, 1985. С. 39
3. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М. : Аспект-Пресс, 2014. - 288 с.
4. Евдокимов, В.А. Периодические печатные издания в информационном пространстве региона: учеб. пособие. - Омск: НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2014. - 52 с.
5. Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков. - М.: Издательство СПбГУ, 2015. - 320 c
6. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики: моногр. / М.Н. Ким. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2014. - 336 c.
7. Кислая, Л. Н. Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.10 / Л. Н. Кислая ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург : [б. и.], 2008. – 23 с
8. Коминформ. Газета Усть-Куломского района Коми "Парма гор" отмечает 75-летний юбилей // Информационное агенство. – 2004. - № 4
9. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 319 c.
10. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. - М.: «Аспект Пресс», 2014. - 240 с.
11. Лемке, М.К. Думы журналиста: За кулисами издательского дела в России на рубеже XIX-XX веков / М.К. Лемке. - М.: Ленанд, 2017. - 192 c.
12. Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество. - М.: Изд-во РИП-холдинг, 2015. -222 с.
13. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c.
14. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2015. - с. 272.
15. Пьянзина, И.В. Районная газета в информационном пространстве региона: типологические ориентации. – Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/rajonnaya-gazeta-v-informaczionnom-prostranstve-regiona-tipologicheskie-orientaczii (дата обращения: 04.10.2019).
16. Пуля, Ю. Районная пресса в разрезе. Пациент скорее жив? // Среда. - 2014. -№11 (ноябрь) (результаты исследования). - С. 23-31.
17. Рабочая книга редактора районной газеты. - М.: Мысль, 1988. - 576 с.
18. Радионцева, Е.С. Проблемно-тематические приоритеты районной прессы // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: сборник материалов научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. - С. 280-281
19. Районная газета в системе журналистики. Опыт социологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 266 с.
20. Реснянская, Л.Л. Журналистика и социология / Л.Л. Реснянская, Л.Н. Федотова. - М.: Московский Университет, 2012. - 200 c.
21. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/pechat2.html (Дата обращения 04.10.2019)
22. Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, E.JI. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2015. - 382 с.
23. Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2015. - 287с.