Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Финансовый результат является одним из основных показателей, характеризующим эффективность деятельности любого предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли или убытков и уровнем рентабельности. После продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Именно поэтому исследованию сущности, порядка определения, а также методики учета финансовых результатов в экономической литературе уделяется достаточно много внимания.
Цель работы – раскрыть учет финансовых результатов и рекомендации по его улучшению.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность финансовых результатов;
- представить основы учета финансовых результатов;
- дать характеристику объекта исследования;
- представить характеристику учета финансовых результатов в организации;
- рассмотреть рекомендации по улучшению учета финансовых результатов в организации.
Предмет исследования – организация учета финансовых результатов в организации.
Объект исследования – ООО «Обской партнер» с. Красноглинное Новосибирская область, осуществляющее розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами.
Теоретические основы. В качестве теоретических основ исследования выступили труды отечественных авторов в области исследования и учета финансовых результатов: Архипов С.А., Васильева Ю.П., Ковалев В.В., Кутернега Ю.Е. и пр.
Правовая база исследования: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) , федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Информационные материалы. В качестве информационных материалов использована отчетность ООО «Обской партнер» за 2016-2018 гг., внутренние данные учета и материалы сети Интернет.
Методы исследования: диалектический подход, системный и функционально-структурный метод исследования, метод сравнительного анализа, методы табличные и графические, метод группировок.
1 Теоретические основы учет финансовых результатов организации
1.1 Понятие и значение финансовых результатов
Финансовый результат является показателем хозяйственный деятельности организации, в условиях современных рыночных отношений показывает с финансовой точки зрения уровень ее развития, самостоятельности. А также под финансовым результатом можно понимать прирост/снижение стоимости собственного капитала компании, что образовался при ведении предпринимательской деятельности в течение отчетного периода.
Далее представим определения финансовых результатов различных авторов.
Известный ученый Й. Шумпетер утверждает, что финансовый результат есть разница между суммой выручки и суммой затрат фирмы [9, с.305].
Под финансовым результатом деятельности организации О.В. Ефимовой понимается полученная прибыль [10, с.78]. Но вместе с тем ею отмечается, что действительно конечный результат будет тем, право распоряжаться которым будет у собственников.
Г.В. Савицкой дается утверждение, что финансовые результаты деятельности организации характеризуются полученной суммой прибыли и уровнем рентабельности [18, с.10].
Как можно увидеть, авторы сходятся на том, что финансовый результат выражается в прибыли организации.
Прибыль является одной из основных категорий современной экономической науки. В реальной действительности прибыль является основной целью и одним из основных показателей эффективности функционирования любой организации. Это вызвано тем, что в качестве целевой функции организации в условиях рыночных отношений выступает максимизация прибыли [16, с.119].
Рассмотрим, как представляют понятие прибыли разные авторы.
А. Смит и Д. Рикардо прибыль представляли в качестве результата использования факторов производства [17, с.611].
Выдающим американским экономистом и социологом Й. Шумпетером прибыль определяется в качестве стоимостного выражения того, что создает предприниматель наподобие того как заработная плата является стоимостным выражением того, что создается рабочим [9, с.305].
Российским ученым В.В. Ковалевым прибыль согласно экономическому подходу представляется как прирост капитала собственников организации [15, с.316].
Все представленные выше определения понятия «прибыль» позволяют сделать вывод, что прибыль является особо важной категорией в экономике, основной целью существования любого субъекта экономики. Указанные причины демонстрируют, что в прибыли находит собственное отражение величина того чистого дохода, создание которого произошло именно в материальной производственной сфере. Обобщенным образом представить прибыль можно как конечный финансовый результат функционирования организации, которая является коммерческой, прибыль является важнейшей целью ее деятельности на рынке.
Представленные выше аспекты подводят к тому, что, именно получая достаточные суммы прибыли, предприятие сможет более уверенно чувствовать себя на рынке. Иначе говоря, если предприятие посредством получаемой прибыли сможет улучшить свое финансовое обеспечение, что будет способствовать его расширенному воспроизводству, оно будет более уверенным на рынке, укрепит с финансовой точки зрения свою конкурентоспособность [12, с.39].
Можно представить определение понятия конкурентоспособности как возможности субъекта экономики к достижения определенного рода целей при условии сопротивления со стороны иных рыночных участников. Как правило, речь идет о тех рыночных участниках, которые функционируют в данной отрасли в указанным субъектом экономики.
Соответственно именно прибыль как важнейшая категория экономики для предприятия является одним из основных источников его конкурентоспособности. Этот вывод базируется на том, что прибылью выполняют две важнейшие функции [7, с.129]:
1) прибыль является характеристикой конечных финансовых результатов деятельности предприятия, размером его денежных накоплений;
2) прибыль выступает в качестве основного источника финансового обеспечения расходов на развитие предприятия.
Таким образом, если предприятие получает все большие суммы прибыли, можно говорить о том, что оно укрепляет свои рыночные позиции. При этом опять же, получая большие суммы прибыли, предприятие сможет совершенствовать свой производственный процесс, что опять же в дальнейшем приводит к улучшению качеств производимых товаров (работ, услуг), более полным образом удовлетворяющих потребительские предпочтения на рынке, а это неизменным образом влечет за собой повышение уровня конкурентоспособности предприятия.
Сегодня выделяют такие виды прибыли [8, с.376]:
- валовая прибыль (определяется как разница между выручкой и себестоимостью продаж предприятия);
- прибыль от продаж (иначе называют операционной прибылью) – прибыль от основной деятельности, определяемая как разница между валовой прибылью и суммами коммерческих и управленческих расходов;
- прибыль до налогообложения (определяется как сумма прибыли от продаж и доходов от прочих видов деятельности за минусом расходов от данных видов деятельности);
- чистая прибыль представляет собой разницу между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.
Именно чистая прибыль в итоге будет являться для предприятия конечной целью, так как ее распределяют на выплату дохода учредителям (участникам) предприятия и на его развитие. Оставшаяся часть чистой прибыли предприятия, направляемая на его развитие, называется нераспределенной прибылью, именно она – источник финансового обеспечения деятельности предприятия в условиях рыночных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч. 2) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 29.09.2019) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http//www.consultant.ru.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.11.2011 г. №402-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 №481-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/.
3. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н (в ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http//www.consultant.ru.
4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (в ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99») [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http//www.consultant.ru.
5. Архипов С.А. Прибыль как основной финансовый результат деятельности организации // Вектор экономики. 2019. №6. С.140-143.
6. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. 335с.
7. Васильева Ю.П., Самигуллина А.Р. Экономическая сущность финансовых результатов деятельности организации, методика формирования, методы оценки качества использования прибыли // Студенческие научные достижения: сборник статей II Междун. науч.-исслед. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С.128-131.
8. Глоба О.С., Стукова Ю.Е. Стукова Финансовые результаты деятельности коммерческой организации // Аллея науки. 2019. Т. 1. №7. С.375-381.
9. Егоричев В.А., Зорина А.Ю., Малярчук П.И., Бочтовая А.А., Теремов Д.О. Й. Шумпетер о предпринимательстве как факторе производства // Экономика и предпринимательство. 2019. №5. С.163-165.
10. Ефимова О. В., Шнайдер О.В., Басова М.М., Ушанов И.Г. Финансово-аналитические инструменты устойчивого развития экономических субъектов: учебное пособие. М.: КноРус, 2019. 362 с.
11. Калиничева Р.В., Татаренко В.А. Организация учета и анализа доходов и расходов экономического субъекта // Актуальные проблемы, технологии и инновации в образовании и науке: Сборник научных статей по итогам Междун. науч.-практ. конференции. Волгоград: НИКО-ПРИНТ, 2018. С.89-93.
12. Каменева С.В. Приоритетные аспекты управления финансовыми результатами деятельности организации // Финансовая экономика. 2019. №6. С.39-41.
13. Каморджанова Н.А., Карташова И.В., Шабля А.П. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие. СПб.: Питер, 2018. 480 с.
14. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: учебник. М.: Дашков и К, 2019. 582 с.
15. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 3-е изд. М.: Проспект, 2017. 1104с.
16. Кутернега Ю.Е. Пути повышения прибыли предприятия в современных условиях // Символ науки. 2017. Т. 1. №4. С.119-121.
17. Панфилова Е.С. Формирование и распределение прибыли компаний // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XIII Международной конференции. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2019. С.611-615.
18. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. Методологические аспекты: монография. М.: Инфра-М. 2017. 291с.
19. Симоненко Л.Г., Доскалиева Д.Е. Учет и анализ распределения прибыли // ADVANCED SCIENCE: сборник статей VIII Междун. науч.-практ. конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 29-33.
20. Фаррахова Ф.Ф., Мухаметова В.Р. Теоретические аспекты бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности организации // Тенденции развития науки и образования. 2019. №46-4. С.78-81.