Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном обществе и, особенно,
сознании молодежи, под влиянием политико-правовых, социально-экономических и культурнорелигиозных факторов наблюдается некоторое искажение значения толерантности, что, безусловно,
влечет за собой негативные последствия как для индивида, так и всего общества в целом.
Актуальность исследования по проблеме неопределенности в психологической науке обусловлена
важностью данной категории как для теории, так и для практики науки и процессов принятия
решений.
В отечественных психологических исследованиях нечасто можно встретить употребление такого
научного конструкта, как «толерантность к неопределенности», хотя за рубежом история его
разработки насчитывает уже более 60 лет.
Толерантность к неопределенности, как черта личности и внутренняя позиция человека,
выступает в качестве «тенденции воспринимать неопределенные ситуации как желательные»
(S.Budner), является источником развития, приобретения нового опыта. Личность, толерантная к
неопределенности, не испытывает деструктивной тревоги в неопределенных ситуациях, способна
активно и продуктивно действовать в них, способна принимать конфликт и напряжение,
которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязности и противоречивости
информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью.
Как отмечают Н.С. Глуханюк, М.Н. Юртаева практическая значимость исследований ТН
обусловлена ее ресурсной составляющей по обеспечению жизнеспособности, жизнестойкости
личности, способности эффективно принимать решения и сохранять продуктивную активность,
достигать успеха и совладать с трудными жизненными ситуациями.
Изучению проблемы толерантности посвящены работы отечественных (А.И. Гусева, М.С.
Мириманова, А.С. Обуховой, Н.И. Петровой, М.Н. Юртаевой) и зарубежных психологических
исследованиях посвящены работы (E. Frenkel-Brunswik, K. Durheim и D. Foster, S. Budner, S. Bochner
и др.) психологов.
При достаточном разнообразии исследовательских проектов показана связь этого феномена с
когнитивно-стилевыми и личностными характеристиками человека (М.Н. Юртаева), развитием
идентичности личности (А.И. Гусєв), особенностями принятия решения в ситуации личностного
выбора (Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова) выявлены социальная, культурная, профессиональная и
возрастная специфика проявления толерантности к неопределенности).
Большинство исследований направлено на изучение толерантности как, феномена социокультурной
эволюции-человека, в основе которого лежит позиция «Я и Другой» (И.В.Абакумова, А.Г.Асмолов,
А.С.Ахиезер, 4 С.Р.Чоксум, А.Ю.Шадже, Е.Н.Шапинская и др.), как этической (В.М.Золотухин,
Ф.Карлгрен, Б.Э.Риэрдон и др.) и психологической (А.Адлер, Е.Ю.Клепцова, К.Роджерс, Э.Фромм,
А.Швейцер и др.) категорий, как психического явления (И.Б.Гриншпун, М.В.Руднева, Н.А.Русина и
3
др.). В работах С.К. Бондыревой, И.Б. Гриншпуна, Д.В. Колесова, Г.С. Кожухаря, В.А. Петрицкого
представлены различные классификации типов толерантности.
Толерантность к неопределенности важное условие, определяющее осознанность,
последовательность, устойчивость и гармоничность профессионального самоопределения
старшеклассников.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности и
значимости лиц ближайшего социального окружения в юношеском возрасте.
Объект исследования – толерантность к неопределенности в юношеском возрасте.
Предмет исследования – формирование толерантности к неопределенности и значимости лиц
ближайшего социального окружения в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования толерантности к неопределенности в психологопедагогических исследованиях.
2. Определить уровень толерантности к неопределенности и значимости лиц ближайшего
социального окружения в юношеском возрасте.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
2) диагностические методы: беседа, анкетирование, тестирование;
3) методы обработки экспериментальных данных (количественно качественный анализ результатов
исследования).
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по формированию
толерантности в современном обществе.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 5.
Выборку исследования составили 40 старшеклассников: 20 обучающихся 10 «А» класса и 20
обучающихся 10 «Б» класса .
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ К
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ ЛИЦ БЛИЖАЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Конструкт «толерантность – интолерантность к неопределённости» в контексте психологического
благополучия
Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши
убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».
Сам термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения
«терпимости» иммунной системы организма (ослабления иммунологического ответа организма на
данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам).
В 1950-х гг. понятие толерантности было заимствовано психологами для обозначения способности
человека канализировать в «безопасное» русло чувства протеста, неприятия, возмущения по
отношению к тому или иному лицу или явлению.
Усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, в последние десятилетия
толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны
основываться взаимоотношений людей, народов и стран в условиях глобализации.
Феномен «толерантность к неопределенности» (в дальнейшем будем использовать сокращённое
название – ТН) в современном быстроменяющемся мире приобретает всё более широкую
популярность среди отечественных и зарубежных исследователей.
Термин «толерантность к неопределённости» («tolerance for ambiguity») введено в круг
психологических исследований Э. Фрэнкель-Брусвик в 1948-1949 годах. в контексте проблем
этнических стереотипов и антисемитизма (Frenkel-Brunswick, 1948).
Ранее понятие ТН встречалось в работах психолога Jaensch (1938), который рассматривал конструкт
как особенность восприятия человеком различных неопределенных стимулов, способных влиять на
формирование его личностных свойств [1].
Э. Френкель-Брусвик трактовала ТН как отношение человека к ситуации, которая является
неоднозначной, неопределённой, быстроменяющейся.
В общем виде ТН – это способность адекватно воспринимать и преодолевать неопределенные
ситуации, стойкость в противостоянии вызовам окружающей действительности.
В дальнейшем Э. Френкель-Брунсвик, ввела термин «интолерантность к неопределённости»,
который охарактеризовала как «тенденцию человека приходить к двухполюсным решениям «черное
и белое» [1], спешить при оценивании обстоятельств, не брать во внимание особенности каждой
отдельной ситуации.
Российская исследовательница Т.В. Корнилова в процессе апробации суммарного опросника А.
Фернхема выделяет ещё одну характеристику «Межличностная интолерантность к
неопределенности» (далее МИТН). МИТН – это принятие неопределенности в межличностных
отношениях [2]. Автор подчеркивает, что на сегодняшний день это наиболее надежный опросник
5
измерения ТН и ИТН на русскоязычных выборках [3], поэтому в своём исследовании мы используем
разработанный ею опросник – Новый опросник толерантности к неопределенности.
На современном этапе развития психологической науки, существующие многочисленные
исследования феномена толерантности к неопределённости позволяют судить о нём с разных
позиций:
ТН как индивидуальная переменная (Э. Фрэнкель-Брунсвик);
как индивидуальная склонность (С. Баднер);
как некая тенденция восприятия (Р. Нортон); как различия в реакциях и оценках ситуаций (Д.
Маклейн);
как характеристика индивидуальной саморегуляции (К. Стойчева);
как социально-психологическая установка (Е. Луковицкая);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахчиева О.А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества
// СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2017. - №2. - С. 41-43.
6
2. Бережная М.С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве
образования и искусства // Философские науки. - 2015. - №4. - С. 58-68.
3. Жмырова Е.Ю. О понятии «толерантность» и ее видах / Е.Ю. Жмырова // Вестник Тамбовского
государственного технического университета. - 2015. - Т.12 №4. - С. 1265-1272. 123
4. Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? //
Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.
5. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки
креативности // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 3-13.
6. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация /
Т.Л. Кузьмишина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. - 2014. - №1. -
С. 16-26
7. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности:
дис. канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 1998. С. 173.
8. Оконешникова Н.Л. Проблема толерантности личности в современной зарубежной
психологии. Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность. //
Материалы Сибирского психологического форума, 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томс. гос. ун-т, 2004.
С. 215-221.
9. Пономарева Т. О. Молодежь выбирает толерантность // Современная библиотека. - 2015. -
№3. - С. 45-49.
10. Столяренко Л. Д. Основы педагогики и психологии : учеб. пособие для СПО / Л. Д. Столяренко,
В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт. — 2016. — 134 с.
11. Ткаченко Н.С. Влияние стиля семейного воспитания на толерантность личности в юношеском
возрасте / Н.С. Ткаченко, А.Г. Рынзина // Заметки ученого. - 2019. - №2.-С. 120-124
12. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных
концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 95-129.
13. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.:
«Питер», 2014. - 656 с.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека
зарубежной психологии). С. 342.
15. Ryff C.D. Psychological well-being. In J. E. Birren (ed.), Encyclopedia of gerontology: age, aging, and
the aged. San Diego, CA: Academic Press. 1996. P. 365-369