Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема работы является актуальной на сегодняшний день, так как функционирование любой организации зависит от того, способна ли она генерировать и эффективно использовать прибыль. Правильное распределение и использование прибыли влияет как на благосостояние отдельных организаций, домашних хозяйств, так и на экономическую ситуацию в стране, в целом.
Приоритетным направлением использования прибыли является её капитализация, то есть реинвестирование значительной части полученной чистой прибыли в расширение деятельности организации. Капитализация прибыли позволяет организации и её собственникам в будущем получать ещё большую экономическую выгоду и наращивать темпы экономического роста организации.
В то же время направлять часть чистой прибыли на потребление (на выплату дивидендов акционерам или процентов учредителям, на социальное развитие) также необходимо, так как такое использование прибыли позволяет сохранить привлекательность организации для инвесторов (собственников, акционеров), а также создать стимулы для персонала организации. Использование чистой прибыли на социальное развитие организации фактически помогает создать и сохранить стабильный коллектив профессионалов (за счёт выплат премий, бонусов, пакета социальной защиты), а это положительно сказывается на производительности труда работников и способствует получению прибыли в будущем.
Цель работы: на основе анализа финансовых результатов организации разработать рекомендации по повышению прибыли.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях;
- провести анализ динамики прибыли, а также анализ показателей рентабельности АО «Сибтехэнерго»;
- разработать рекомендации по повышению прибыли организации.
Объектом исследования являются прибыль, как фактор повышения эффективности деятельности организации
Предметом исследования являются пути повышения прибыли и эффективности деятельности АО «Сибтехэнерго».
В процессе работы были использованы следующие приемы и методы: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, коэффициентный метод, факторный анализ и др.
Информационной базой данной работы являются статистические данные, труды отечественных и зарубежных экономистов (Бочаров В.В., Савицкая Г.В., Ковалев В.В., Шеремет А.Д. и др.), занимающихся вопросами формирования и распределения прибыли, материалы печати и учебно-методическая литература, данные в и бухгалтерской отчетности АО «Сибтехэнерго» за 2016-2018 гг.
1. Теоретические и методические аспекты формирования и распределения прибыли организации
1.1. Понятие прибыли организации и ее виды
Понятие прибыли в экономической литературе является дискуссионным.
В.В. Григорьев и М.А Федотова рассматривают прибыль, как экономическую категорию, отражающую чистый доход, созданный в сфере материального производства или в сфере услуг в процессе предпринимательской деятельности. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку, которую получил предприниматель в процессе продажи товаров, работ, услуг, и полную их себестоимость. Если выручка больше себестоимости, то финансовый результат является положительным, что означает наличие прибыли для индивидуального предпринимателя или собственников бизнеса. В противном случае, возникают убытки [4, с. 85].
И.Н. Герчикова определяют прибыль (убыток) или финансовый результат как прирост (уменьшение) собственного капитала организации за отчетный период, полученный в итоге финансово-хозяйственной деятельности организации [3, с. 275].
Ковалев В.В. трактует прибыль как некий доход от операции, требовавшей изначально определенной инвестиции и (или) расхода, и проявляющийся в увеличении совокупного экономического потенциала (богатства) инвестора по окончании (фактическом или условном) данной операции [8, c. 186].
В литературе с той или иной степенью аргументации и детализации описаны подходы к определению прибыли. Три из них – с условными названиями: академический, предпринимательский и бухгалтерский – можно рассматривать как базовые. Эти подходы взаимосвязаны, в рамках каждого из них определяется понятие прибыли, однако используемые счетные алгоритмы, а также принимаемые во внимание факторы формирования прибыли существенно различаются. Суть первого подхода – в исчислении прибыли с учетом экономически обоснованных доходов и расходов (базовая категория – прибыль экономическая); суть второго – в ее расчете по результатам изменения чистых активов фирмы (базовая категория – прибыль предпринимательская); суть третьего – в исчислении прибыли как разницы между доходами и затратами (расходами) фирмы, относимыми к отчетному периоду (базовая категория – прибыль бухгалтерская) [6, с. 95].
Рассмотрим некоторые классификации прибыли.
По основным видам деятельности организации различают:
прибыль от операционной деятельности представляет собой общий размер прибыли от продаж товаров, работ, услуг и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности;
прибыль от инвестиционной деятельности характеризует общий финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже внеоборотных активов (прежде всего, основных средств), нематериальных активов и оборотных производственных фондов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств;
прибыль от финансовой деятельности отражает финансовый результат операций, которые приводят к изменению величины и структуры собственного капитала и заёмного капитала организации [11, с.265].
По составу элементов, формирующих прибыль, различают:
- валовую прибыль;
- прибыль от продаж;
- прибыль до налогообложения:
- чистую прибыль организации.
Данные показатели прибыли отражают определённую степень «очищения» полученных доходов организации от понесенных ею затрат в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, то есть чистой прибыли различают капитализируемую и потребляемую ее части. Капитализированная прибыль отражает ту часть прибыли, которая реинвестируется в прирост внеоборотных и оборотных активов хозяйствующего субъекта. Капитализация прибыли обеспечивает прирост капитала организации в будущем (отсюда и происхождение термина «капитализация»), а также увеличение экономической выгоды по сравнению выгодой в текущем периоде.
Потребляемая часть прибыль отражает ту её часть, которая направляется на выплаты дивидендов собственникам (акционерам), персоналу или на социальные развитие организации. Такое направление использование прибыли не приносит прямого экономического эффекта в будущем, но с другой стороны экономический эффект формируется косвенно. Так, своевременная выплата дивидендов и увеличение их размера обеспечивает заинтересованность акционеров (собственник) в инвестициях в данную организацию, то есть способствует увеличению собственных средств организации и приросту инвестиций. Инвестирование части прибыли в социальное развитие и материальное поощрение персонала обеспечивает сохранение коллектива профессионалов и рост производительности труда.
По степени использования выделяют нераспределенную и распределенную прибыль организации. Нераспределённая прибыль представляет собой часть сформированной прибыли организации, которая еще не распределена, то есть не использована, на конкретные хозяйственные нужды. Распределённая часть прибыли показывает, какая часть сформированной прибыли на конкретную дату уже распределена и использована в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
По значению финансового результата функционирования предприятия различают положительный финансовый результат (собственно прибыль) и отрицательный финансовый результат, то есть убыток [2, с. 24].
Таким образом, прибыль организации характеризуется многообразием обличий, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль организации» понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время многообразием терминов. В связи с этим, в целях обеспечения эффективного и целенаправленного управления прибылью организации необходимо в первую очередь систематизировать ее терминологию.
1.2. Показатели прибыли и факторы, на нее влияющие
В экономической литературе и периодических изданиях можно встретить противоречие в отношении трактовки прибыли и корректности алгоритмов ее исчисления с точки зрения бухгалтеров и с точки зрения экономистов. Бухгалтеры считают, что при определении прибыли необходимо учитывать только явные издержки, а экономисты придерживаются точки зрения, что помимо явных издержек предприниматель несет так же неявные издержки (издержки упущенной выгоды), которые тоже следует учитывать при определении показателей прибыли. Бухгалтеры возражают против такого подхода, так как неявные издержки невозможно подтвердить документально, следовательно, невозможно принять к бухгалтерскому учету. На практике используется бухгалтерский подход к определению прибыли.
К современным подходам оценки прибыли организации и эффективности управления ею можно отнести концепцию управления стоимостью (ценностью) организации, в основу которой положен критерий добавленной экономической стоимости (ценности) (есonomiс valuе addеd, ЕVA). Данный подход получил широкое распространение [7, с. 95].
Рассмотрим суть критерия ЕVA. Капитал организации является его стратегической основой для развития. За мобилизацию и использование капитала организация как самостоятельный субъект экономики должна платить. Платой за использование собственного капитала является выплата процентов по вкладам учредителей или выплата дивидендов акционерам организации. Платой за пользование заемными средствами является выплата процентов по взятым обязательствам.
Платность источников финансирования выражается категорией средневзвешенной стоимости капитала (WAСС). Поскольку существует рынок капитала, то существует и некоторая среднерыночная отдача на инвестируемый капитал. Зная объем вложенного капитала в данную организацию и среднерыночный уровень рентабельности капитала, можно рассчитать для нее «нормальную» прибыль. С «нормальной» прибылью можно сравнить прибыль фактическую. Разница между ними покажет эффективность управления капиталом организации. Это показатель также характеризует эффективность работы топ-менеджера [7, с. 95].
Согласно наиболее распространённому алгоритму расчета ЕVA представляет собой разность между чистой операционной прибылью (ЕBIT), уменьшенной на величину налоговых выплат (T), и нормальными затратами капитала (DСС). «Нормальные» затраты определяются как произведение средневзвешенной стоимости капитала (WAСС) и величины инвестированного капитала (СЕ):
EVA = (EBIT – T)– DCC =(EBIT – T)– CE* WACC (1)
Тем не менее, Ковалев В.В. отмечает, что расчет значений компонентов ЕVA отличается исключительно высокой субъективностью, и это существенно снижает аналитическую ценность данного показателя.
Принципиальное различие между определенной выше предпринимательской прибылью (Pm) и добавленной экономической стоимостью (ЕVA) состоит в том, что первый показатель рассчитывается исключительно по данным рынка капитала, а второй – путем корректировки бухгалтерских данных на некоторые данные, генерируемые рынком капитала.
Одной из альтернатив концепции ЕVA является показатель добавленной рыночной стоимости (ценности) (markеt valuе addеd, MVA), рассчитываемый как разница между совокупной рыночной стоимостью организации (сумма рыночных оценок капитала собственников и заемного капитала) и совокупной учетной (балансовой) стоимостью организации (сумма балансовых оценок капитала собственников и заемного капитала).
Основное различие между ЕVA и MVA заключается в следующем: ЕVA дает оценку успешности работы с позиции прошлого и настоящего, тогда как MVA – с позиции будущего, поскольку при расчете MVA используются рыночные оценки собственного и заемного капиталов, которые в условиях эффективного рынка устанавливаются на основе оценки ожидаемых в будущем доходов. Кроме того, расчет индикатора MVA гораздо меньше сопряжен с условностями и сложностями, имеющими место при оценке WAСС и компонентов ЕVA.
Изучим факторы, воздействующие на прибыль организации. Их традиционно разделяются:
- на экстенсивные и интенсивные;
- внешние и внутренние;
- производственные и внепроизводственные.
К экстенсивным факторам относятся те факторы, которые отражают объем израсходованных производственных и финансовых ресурсов, их использование во времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (потери от брака, потери из-за роста отходов производства).
К интенсивным факторам относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или факторы, способствующие росту эффективности использования ресурсов. Например, к таким факторам можно отнести:
- повышение квалификации работников,
- рост производительности оборудования, рост качества сырья, материалов, топлива,
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Артамонов, В.С. Микроэкономика: учеб. пособ. / В.С. Артамонов, А.И. Попов, С.А. Иванов, Н.И. Уткин, Е.Б. Алексеев. СПб.: Питер, 2015. — 320 с.
Бланк, И.А. Управление формированием капитала / И.А. Бланк. 2е изд., стер. - М.: «Омега–Л», 2015. - 512 с.
Герчикова, И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие М.: АО Консалтбанкир, 2015. - 208 с.
Григорьев, В.В., Федотова, М.А. Оценка организации теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2016.- 320 с.
Канаш, И.С. Оценка рыночной стоимости собственного капитала организаций. Вопросы методологии и практики: Автореф дис., 2008. - 22 с.
Ковалев, А.П. Оценка стоимости активной, части основных фондов: учебно-методическое пособие. М.: Финстатинформ, 2015. — 175с.
Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2016. — 512 с.
Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2017. – 1024 с.
Официальный сайт АО «Сибтехэнерго» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibtе.ru.
Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент. М.: Дело и сервис, 2015. — 304 с.
Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – М., 2014. 328 с.
Экономика и организация производства: Учеб. / Ю.И.Трещевский, Ю.В.Вертакова и др.; Под ред. Ю.И.Трещевского и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 381 с.
Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2012. - 415 с.