Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Нашу современную действительность невозможно представить без новых
технологий. Мы живём в социуме, сформированном под влиянием стремительного развития
средств массовой информации.
Коммуникативная среда социума сделала общество информационным. Теперь средства массовой
информации – это возможность не только для читателя, пользователя узнать о происходящем в
мире, но и сформировать собственное мнение. Человек имеет потребность не в информации как
таковой, а в целом комплексе, состоящем из многих частей.
Информационный продукт должен иметь текст, мультимедийную часть, гиперссылки,
позволяющие переходить на другие материалы для расширения информационного поля.
Важнейшая часть информационного процесса – это обратная связь. СМИ и аудитория выступают в
тандеме, формируют общий информационный продукт. Соответственно, усиливается роль
явления, получившего в современной коммуникативной среде большое распространение –
интерактивность.
В большей мере эти вышеперечисленные свойства проявляются в интернет–СМИ.
Они отличаются от традиционных каналов распространения информации гипертекстуальностью,
мультимедийностью и интерактивностью.
На последнее свойство сетевых средств массовой информации обратим большее внимание.
Теория формирования постиндустриального и информационного общества с обоснованием его
сущностных признаков рассматривается в трудах Р.Ф. Абдеева, Д. Белла, М. Кастельса, М.
Маклюэна, Ф. Уэбстера.
Таким образом, изучение многочисленной зарубежной и отечественной литературы, а также
научных исследований выявляет отсутствие комплексного анализа, дающего целостное
представление об особенностях концептуальной модели интернет-СМИ в современном
информационно-коммуникативном пространстве.
Объектом исследования являются процессы формирования современного информационнокоммуникативного пространства, где при становлении информационного общества значительная
роль отводится интернету и прогрессирующим региональным медиакоммуникациям.
Предметом исследования является концептуальная модель интернет-СМИ и кросскоммуникативные аспекты ее развития.
Цель исследования - рассмотреть типологические особенности информационно-аналитического
портала SakhaNews.
3
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы задачи:
- проанализировать теоретические подходы к исследованию сущности и структуры
информационно-коммуникативного пространства как результата развития информационного
общества, выделить его основные элементы, определяющие специфику развития интернет-СМИ
региона.
- проанализировать интернет портал SakhaNews.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
1. ТИПОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТ СМИ
1.1 Типология СМИ как явления
Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае
принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации,
обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее
при этом имеет массовые масштабы. Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом
случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью
осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.
Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного
человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.
Процесс развития СМИ Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в
коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего
информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для
фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением
первых СМИ. С течением времени они развивались, гонцы передавали послания, написанные на
бересте или бумаге.
В V веке до нашей эры в Риме появились первые печатные издания, с помощью которых
население узнавало о тех или иных событиях. Существуют также сведения, что в это же время в
4
Азии начали распространяться листовки, которые современные ученые предпочитают называть
«прагазетным» явлением.
В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком
к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная
газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми
печатными изданиями могла похвастаться и Англия. В это время произошло первое разделение
прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она
стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере. В настоящее время
понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу
людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в
обществе.
В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого
оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить
информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали
просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в
современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет
различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.
Функции Исследователями были выделены главные функции СМИ:
Информационная ― сбор и передача населению информации о событиях действительности.
Регулятивная ― воздействует на принятые обществом стандарты поведения, формирует
общественное мнение.
Нормативная ― формирование социальных ценностей и норм.
Просветительская ― донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и
возможностях.
Социального контроля ― формирование и корректировка социальной политики. Политической
социализации общества.
Эмоциональной разрядки ― уменьшение или снятие напряжения.
У всех этих функций имеются одни цели: просвещение граждан, помощь в формировании своего
собственного взгляда на событие, развитие грамотности, предоставление народу возможности
взаимодействовать с другими участниками социально-политических процессов. Понятия и виды
СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод,
что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных
относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их
существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки
политической составляющей.
Признаки Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот
признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных
источников тех или иных сведений):
Массовость. Разговор в ограниченном круге лиц – это обычная передача данных между
несколькими людьми. СМИ же осуществляет сбор и анализ информации, которая затем поступает
ко всему населению.
5
Периодичность. Большинство телевизионных программ, печатных изданий, радиопередач и пр.
характеризуются тем, что они передают сведения различного характера 1 раз в определенный
промежуток времени. Например, свежий выпуск журнала можно приобрести каждый месяц.
Одновременность. Информация распространяется сразу для всех. При этом сведения,
передаваемые с помощью одного источника сигнала, воспринимаются сразу огромной
аудиторией.
К признакам СМИ можно отнести и то, что они распространяют информацию посредством
определенных механизмов. К ним относятся: продажа, доставка, подписка, вещание, раздача.
Средства массовой информации характеризуются следующими признаками: многочисленность
(не менее 1000 единиц выпускаемых печатных изданий); цикличность, временной промежуток не
должен превышать одного раза в год; обязательность: один источник сигнала — много
слушателей.
Цензура. В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы.
Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является
правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. - М.: Издательство
МГУ, 2003. - 272 c.
2. Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики / Е.В. Ахмадулин. - М.: Феникс, 2014. - 352 c.
3. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие / Е.А.
Баранова. - М.: Юрайт, 2015. - 272 c.
4. Баранова, Т. Г. Библиотечная Жизнь Кузбасса: Сборник. Вып. 1 (35) / Т.Г. Баранова. -
Москва: Гостехиздат, 2002. - 133 c.
5. Березин, В. М. Фотожурналистика / В.М. Березин. - М.: Издательство Российского
Университета дружбы народов, 2009. - 160 c.
6. Ворошилов, В. В. Журналистика / В.В. Ворошилов. - М.: КноРус, 2010. - 496 c.
7. Гераскина, Н. П. Обсуждаем, дискутируем, переводим. Пособие для аспирантов / Н.П.
Гераскина, И.К. Кочеткова. - М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2015. - 208 c.
8. Добросклонская, Т.Г. Язык средств массовой информации / Т.Г. Добросклонская. - М.:
Книжный дом "Университет" (КДУ), 2015. - 424 c.
9. Есин, Б. И. Три века московской журналистики / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта,
2005. - 755 c.
10. Жданов, О. Возвращение к языку. Наглый самоучитель райтера, журналиста и писателя / О.
Жданов. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 542 c.
11. Жилякова, Н. В. История отечественной журналистики конца XIX - начала XX веков. Учебное
пособие / Н.В. Жилякова. - М.: Юрайт, 2016. - 236 c.
12. Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное / под
ред. Г.В. Лазутиной. М.: Аспект Пресс, 2018.
13. Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-
практ. конф. М.: МедиаМир, 2019.
14. История русской журналистики XVIII-XIX веков. Учебник. - М.: Издательство СПбГУ, 2013. -
528 c.
15. Колесникова Е. А. Интерактивность как глобальный признак молодёжных масс-медиа //
Вестник Тамбовского университета. - 2015
16. Корконосенко, С. Г. Введение в журналистику / С.Г. Корконосенко. - М.: КноРус, 2011. - 272
c.
17. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики. Учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - М.:
КноРус, 2016. - 272 c.
18. Кривошеев, В. М. В творческой лаборатории журналиста / В. М. Кривошеев - М.: Логос,
2016. - 374 c.
19. Кульчицкая, Д. Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ. Особенности и технология создания. Учебное
пособие / Д.Ю. Кульчицкая, А.А. Галустян. - М.: Аспект пресс, 2016. - 832 c.
20. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов / Г.В.
Лазутина. – М.: РГГУ, 2001. - 240 c.
7
21. Матвеева, И.Ю. Библиотечная Инноватика / И.Ю. Матвеева – М.: СИНТЕГ, 2010. - 128 c.
22. Медиасистема России. Учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2015. - 384 c.
23. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной
России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019
24. Ткачева Н.В., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Гуреева А.Н. К вопросу о теоретическом понимании
новостей в цифровую эпоху: трансформация структуры, сил влияния, жизненного цикла // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 3. С. 3–16
25. Уланова М.А., Интернет-журналистика [Электронный ресурс] / М.А. Уланова. - М. : Аспект
Пресс, 2014. - 238 с