Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития геополитической, геоэкономической и военно-стратегической обстановки в современном мире, появление новых геополитических и военных вызовов и угроз, а также переход к ведению высокотехнологочных форм и способов военных действий выдвигают новые требования к принципам, направлениям, методам и содержанию военного строительства, развития ВС РФ и других силовых структур. При ведении высокотехнологичных войн боевая готовность и боеспособность Вооруженных сил определяются, главным образом, степенью их оснащенности современными средствами вооруженной борьбы.
Обеспечение своевременного и качественного выполнения заданий государственного оборонного заказа является ключевой задачей, стоящей перед оборонно-промышленным комплексом России в свете массового пере вооружения армии и флота.
Степень изученности темы. Особенности государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации были исследованы в работах Г.В. Атаманчука. Д.Н. Бахраха. И.Л. Бачило, Г.А. Кузьмичевой. А.Е. Лунева, А.Ф. Ноздрачева, В.Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова и др.
Объектом исследования является государственный оборонный заказ.
Предмет исследования составляют военно-экономические отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, государственными заказчиками и организациями–исполнителями ГОЗ в процессе размещения и выполнения оборонного заказа.
Цель работы – изучить систему государственного оборонного заказа в Российской Федерации.
Поставленная цель обусловила логику изложения и определила следующие основные задачи работы:
изучить теоретические и организационно-правовые основы системы государственного оборонного заказа;
раскрыть систему государственного оборонного заказа в Российской Федерации;
рассмотреть государственный оборонный заказ и проблемы его реализации.
Источниковая база. В данной работе использован широкий круг письменных «источников различного происхождения, которые можно квалифицировать следующим образом: нормативно-правовые акты; делопроизводственные материалы государственных органов; статистические материалы; архивные материалы; периодическая печать; электронные документы.
Методология исследования. В основе исследования лежит диалектический метод изучения объективных экономических законов, закономерностей, явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи. В процессе работы применялись общепринятые методы и приемы научного познания экономических явлений: обобщение, систематизация и формализация информации, методы сравнительного анализа и экспертных оценок.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
1.1 Понятие и сущность государственного оборонного заказа
Государственные закупки, которые регулируются федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 г. № 44–ФЗ, и государственный оборонный заказ – это разные понятия.
Государственные закупки (далее – госзакупки) – конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Государственный оборонный заказ (далее – ГОЗ) – это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.
Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ .
Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также государственные корпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.
К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).
Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275–ФЗ .
Стратегические цели совершенствования национальной обороны, как определено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Для обеспечения высокого уровня обороноспособности государства необходимо производство и постоянное обновление военной техники, создание новых образцов вооружения, проведение научно–исследовательских и опытно-конструкторских работ, строительство и модернизация объектов военного назначения, предназначенных как для производства, размещения, ремонта, эксплуатации, а также боевого применения и уничтожения (утилизации) военной техники, серийного производства и поставок вооружения и военной техники и целого ряда других видов деятельности.
В отличие от других видов государственных нужд состав оборонного заказа многообразен. Государство в специальном порядке определяет потребности не только в готовой продукции военного назначения, но и осуществляет планирование производства такой продукции, строительство объектов, необходимых для производства оборонной продукции и другие виды работ.
1.2 Принципы и способы размещения государственного оборонного заказа
Среди принципов регулирования цен на товары в рамках оборонного заказа можно выделить следующие:
применение антимонопольных мер;
прибыльность поставок продукции;
рациональность и правомерность затрат исполнителей;
общее нормативно–правовое регулирование действий всех участников гособоронзаказа;
поощрение к сокращению расходов на поставки товаров;
соблюдение равновесия интересов между участниками.
Основные особенности размещения оборонного заказа закреплены в статье 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 настоящей статьи государственные закупки по государственному оборонному заказу осуществляются в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:
Закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов закупок и графиков закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При размещении государственного оборонного заказа с использованием конкурсных методов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на создание, модернизацию, поставку, ремонт, обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники государственный заказчик вправе не устанавливать требования по обеспечению исполнения государственного контракта, если он устанавливает требования, определенные Правительством Российской Федерации для участников размещения государственного оборонного заказа, о наличии соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, финансовые и трудовые ресурсы для исполнения государственного контракта.
При размещении государственного оборонного заказа на создание, модернизацию, поставку, ремонт, обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, ракет–носителей, разгонных блоков и космических аппаратов (кораблей) не требуется обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет оказываться банковская поддержка .
При размещении государственного оборонного заказа на поставку вооружения, военной и специальной техники, а также военного имущества, принимаемого на вооружение, поставку и эксплуатацию, конкурсная документация, аукционная документация и документация запроса предложений должны содержать указание наименований или товарных знаков такого оружия, военной и специальной техники, военного имущества.
Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа с использованием конкурсных методов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа с одним поставщиком (исполнителем, подрядчиком) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Если в ходе исполнения государственного контракта, предметом которого является поставка продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственной программой вооружения, утвержденной Президентом Российской Федерации, и срок ее поставки на который составляет не менее трех лет, произошло изменение цены на эту продукцию, цена такого контракта может быть изменена по решению Правительства Российской Федерации при утверждении государственного оборонного заказа на очередной год и плановый период либо при уточнении государственного оборонного заказа на текущий го
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 №2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 256.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53 (часть I). – ст. 7600.
6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 23. – ст. 2750.
7. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Российская газета. – 1997. – № 45.
8. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 30. – ст. 3610.
9. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 31 (часть I). – ст. 3434.
10. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. – 2008. – № 266.
11. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. – 2013. – 13 апреля.
12. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60–ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Российская газета. – 1994. – 21 декабря.
13. Постановление Правительства РФ от 02 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Список литературы
14. Антонов, В. И. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике / В. И. Антонов, О. В. Киселева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 24–28.
15. Антропова, Т. Основные нововведения Закона о контрактной системе / Т. Антропова // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2018. – № 11. – 21–23.
16. Анчишкина, О. В. Национальные контрактные системы: российское перепутье / О. В. Анчишкина // Этап: экономическая теория, анализ, практика. – 2018. – №2. – С. 19–23.
17. Бабунова, С. А. Понятие и юридическая природа государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд / С. А. Бабунова // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 2016. – С. 96–99.
18. Барыбина, Е. Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право. – 2018. – № 10. – С. 78.
19. Беляева, О. А. Торги: основы теории и проблемы практики: Монография / О. А. Беляева. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Инфра–М, 2019. – 247 с.
20. Беляева, О. А. К вопросу о размещении государственных и муниципальных заказов / О. А. Беляева // Журнал российского права. – 2018. – № 3. – 54–56.
21. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) (2–е издание, переработанное и дополненное) / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. – М.: Деловой двор, 2016. – 210 с.
22. Бордунова, С. А. Правовое регулирование государственных и муниципальных заказов по законодательству Российской Федерации: автореферат дис. ...канд. юрид. наук / С.А. Бордунова. – М., 2018. – 32 с.
23. Борисов, О. И. Способы заключения государственного (муниципального) контракта / О. И. Борисов // Юрист. – 2019. – № 21. – С. 13 – 17.
24. Василенко, Н. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2019. – 415 с.
25. Васенин, В. А. Противодействие коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / В. А. Васенин // Законность. – 2019. – № 9. – С. 17 – 21.
26. Воробъева, А. И. Внедрение федеральной контрактной системы: ожидаемые изменения в сфере госзакупок / А. И. Воробьева // Бюджет. – 2018. – № 7. – С. 14–18.
27. Гатаулина, Л. Ф. Торги как способ заключения государственного и муниципального контракта / Л. Ф. Гатаулина // Конкурентное право. – 2019. – № 2. – С. 40 – 43.
28. Гатаулина, Л. Ф. Проблемы и перспективы электронных торгов в сфере государственных закупок // Тенденции развития частного права: Сборник научных трудов, посвященный 80-летию Саратовской государственной академии права. – Саратов: Изд–во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2018. – С. 39–45.
29. Головщинский, К. И. Основные направления создания и развития комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации / К. И. Головщинский, А. Т. Шамрин. – М.: ВШЭ, 2018. – С. 15.
30. Горбунцов, М. А. Современная система государственных закупок. Размещение заказов и санкционирование расходов / М. А. Горбунцов // Бюджетный учет. – 2019. – № 7. – С. 49–51.