Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях ассортиментная политика является важной частью общей стратегии
торгового предприятия. Ассортиментная политика - это заранее определённый курс действий по
которому осуществляется формирование товарного ассортимента. Предприниматели при
формировании ассортимента руководствуются, прежде всего, стремлением получить прибыль. С
одной стороны, расширение ассортимента обеспечивает магазину рост товарооборота и прибыли,
с другой - неминуемо увеличивает товарные запасы и замедляет оборачиваемость средств, а это
увеличивает издержки обращения и снижает прибыль. Формирование ассортимента охватывает
обширную сферу деятельности, начиная от стратегического планирования на всех стадиях
развития фирмы, заканчивая тонкостями выкладки товара на витрине, и вовлекает в работу
многие службы торговой организации.
3
Некомпетентность торгового персонала может создать проблему при формировании
оптимального ассортимента. Она выражается в отсутствии знаний о наиболее популярных товарах
и в стиле работы с поставщиками, результатом которого стеллажи магазина заполнены товарами,
лежащими без движения, но за которые были предложены выгодные условия.
Актуальность темы исследования курсовой работы обусловлена тем, что формирование
ассортимента является одним из основополагающих факторов успеха у потребителей розничного
торгового предприятия; оптимально сформированный ассортимент напрямую определяет
перспективы и потенциал продаж.
Объект исследования курсовой работы - продуктовый магазин ООО «Эконом», предмет
исследования - процесс формирования ассортимента розничного торгового предприятия
Цель исследования курсовой работы – анализ формирования ассортимента розничной торговой
организации и определение направлений его совершенствования.
Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение следующих задач:
1 - исследование теоретических аспектов формирования товарного ассортимента организации
розничной торговли;
2 - анализ структуры ассортимента магазина ООО «Эконом».
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследований: анализ,
методы математической статистики, анкетирование, сравнение и группировка, АВС-анализ, XYZанализ, совмещённый АВС-XYZ-анализ.
Информационную базу курсовой работы составили труды ведущих российских и зарубежных
учёных по управлению ассортиментом и маркетингу, а также данные финансовой и бухгалтерской
отчётности ООО «Эконом».
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы
и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет и объект исследования,
сформулированы цель и задачи, решение которых необходимо для её достижения.
В первой главе представлены теоретические аспекты формирования ассортимента розничных
торговых организаций. Во второй главе представлены результаты анализа ассортимента магазина
ООО «Эконом» и определены направления совершенствования формирования ассортимента
торгового предприятия.
В заключении подводятся итоги проделанной работы в соответствии с целью, задачами,
предметом и объектом исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность и основные характеристики торгового ассортимента
Ассортиментом называют множество товаров, представленных на рынке, и классифицированных
по признаку потребительского назначения или производственного происхождения. Ассортимент
является логическим распределением любого множества, образованного по различным
признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья [9, с. 12].
4
В научной литературе представлено несколько трактовок понятия «ассортимент».
Каждый автор трактует его по-своему. Значение слова «ассортимент» согласно Н.М. Сурай даёт
следующее определение: «Ассортимент является набором различных сортов и видов товара в
каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации» [14,
с. 153]. Значение понятия ассортимента по Ожегову выглядит так: «ассортимент является
наличием, подбором каких-либо товаров, предметов либо их сортов». Е.В. Попов трактует
значение как, «перечень продаваемых товаров в магазине, составляемых по сортам, типам,
видам, размерам и торговым маркам» [13, с. 101]. О.А. Артемьева определяет ассортимент как
«набор товаров, которые объединены по какому-то одному или нескольким признакам» [2, с.
116].
Ассортимент характеризует результаты деятельности торговой организации и отраслей, которые
производят потребительские товары; его необходимо рассматривать как один из самых
значимых факторов, определяющих уровень сбалансированности предложения и спроса на
определённом товарном рынке.
ГОСТ Р 51303-2013 содержит следующее определение ассортимента: «набор товаров,
объединённых по какому-либо одному или по совокупности признаков. Товарный ассортимент -
это совокупность всех товарных групп, предлагаемых компанией рынку в целом или каждому
сегменту в отдельности».
Ассортимент товаров - набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по
потребительному, торговому, производственному или материально-техническому признаку [4, с.
215].
С точки зрения интересов торгового предприятия под товарным ассортиментом следует понимать
набор связанных между собой товаров, оптимальное объединение которых при продаже
способно максимально удовлетворить спрос покупателей и принести предприятию прибыль. Если
торговое предприятие располагает большим набором различных товаров, ориентированный на
все вкусы и финансовые возможности покупателей, то у него возрастают шансы на то, что каждый
посетитель магазина сделает покупку, следовательно, принесет определённый доход
предприятию. При этом следует иметь в виду, что ни один магазин не в состоянии формировать
такой ассортимент товаров, который бы удовлетворил всех покупателей во всем разнообразии их
спроса.
Доля разнообразных товаров в структуре ассортимента розничной торговой организации зависит
от специализации, особенностей потребительского спроса, материально-технической базы:
поэтому считают, что торговый ассортимент является набором товаров, сформированных по
определённым признакам для удовлетворения спроса в определённый момент времени [9, с. 13].
Ассортимент товаров отвечает следующим требованиям:
- гарантия полноты охвата товаров;
- обеспечение гибкости построения и возможности ввода новых наименований товаров, не
нарушая общей системы классификации;
- учёт потенциальных изменений в ассортименте;
- обеспечение всестороннего изучения потребительских свойств товаров;
- содействие улучшения торговой деятельности предприятия.
Товарный ассортимент состоит из:
5
- товарных групп;
- товарных категорий;
- товарных линий;
- товарных единиц.
Товарная группа - совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому
сочетанию, важнейшим из которых являются схожее назначение товаров. Товарная категория -
совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной группы. Товарная линия -
совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам, или реализуемые через одни
и те же каналы сбыта или имеющие одинаковый ценовой диапазон [15].
Рассмотрим, чем отличается номенклатура от ассортимента.
Товарный ассортимент - это группа товаров, выполняющих схожие функции, предназначенных
одним и тем же клиентам в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые
заведения [3, с.215].
Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц,
предлагаемых конкретной фирмой [3, с.215]. Например:
- номенклатура - холодильники, стиральные машины;
- ассортимент - холодильники;
- ассортиментные группы - холодильники одно-, двухкамерные;
- ассортиментные позиции - двухкамерные холодильники марки А, Б.
Таким образом, понятие номенклатура шире, чем ассортимент.
Основными показателями ассортимента являются структура, широта, полнота, длина, глубина,
устойчивость, новизна, насыщенность и согласованность.
Структура ассортимента - это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их
общему количеству.
Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения». Документ предоставлен Электронным
фондом правовой и нормативно-технической литературы «Консорциум Кодекс»
http://docs.cntd.ru/document/1200108793
Основная литература:
1. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности: учебник. - М, Финансы и
статистика. 2017. – 416 с.
2. Артемьева О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: учебник / под общ. ред. С.В.
Карпова. - М.: Юрайт, 2016. - 424 c.
6
3. Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н. Маркетинг: учебник. - Спб.: Питер, 2017. - 448 с.
4 Васильев С.С. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2018. - 416 с.
5. Захарова Ю.А. Продакт-менеджмент, или Искусство управления товаром: практическое
пособие. - М.: Дашков и Кº, 2017. - 228 с.
6. Кондрашов В.М. Менеджмент продаж: учебное. пособие. - М: Вузовский учебник, 2017. - 278 с.
7. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. - 14-е изд. - Спб.: Питер, 2017. - 816 с.
8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник. - М.: Инфра-М, 2015. - 288 с.
Материалы периодической печати:
9. Алексеев А.В. Развитие оптового и розничного рынка в России. //Маркетинг. - 2017. - № 1. - С.
12-14.
10. Алексеев А.В. Современный розничный рынок: обретение устойчивости // Практический
маркетинг - 2017. - № 12. - С.19-23.
11. Капнин Г.М. Оптимальное управление ассортиментным портфелем // Вестник транспорта. -
2017. - № 2. - С. 42-44.
12. Магомедов Ш.М., Беспалова Г.П. Ассортимент как инструмент // Современная торговля. -
2018. - № 1. - С.12-16
13. Попов Е.В. Ассортиментная матрица - основа для формирования ассортиментной политики //
Известия Уральского государственного экономического университета. - 2017. - № 5. - С. 101-110.
14. Сурай Н. М. Механизм формирования и управления товарным ассортиментом // Вестник
Алтайского Государственного аграрного университета. - 2017. - № 8. - С. 153-160.
Интернет-ресурсы:
15. Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли //
www.marketing.spb.ru/lib-mm/assort_profit.htm
16. Ассортиментная политика. - Электронный документ. Режим доступа: // http://marketing.spb.ru