Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время многие страны находят решение проблем
экономического роста в повышении качества менеджмента, основанного на получении,
использовании и передаче знаний. Стоит отметить, что уровня квалификации руководства
зачастую недостаточно для решения таких задач. Вследствие отсутствия определенных навыков,
знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.
В таком случае обоснованным шагом представляется привлечение консультантов из внешних
структур, обладающих необходимыми знаниями и практическим опытом. Результатом их работы
становится индивидуальная программа по развитию или решению проблем организации-клиента.
Такой ход для компании является более рациональным: обладающие опытом и знаниями
3
эксперты способны найти быстрый способ решения поставленной задачи, выработать стратегию,
учесть расходы. И в том случае, если возникнет необходимость в обучении действующего
персонала, то это займет минимум времени и в наименьшей степени окажет влияние на качество
выполнения сотрудниками своих основных функций.
Итак, консалтинг (от англ. consulting) – консультационные услуги, предоставляемые
специализированными консалтинговыми фирмами производителям, продавцам, покупателям и
включающие в себя решение вопросов в сфере экономики, финансов, права,
внешнеэкономических связей и т.д. Консалтинговые фирмы проводят маркетинговые
исследования, сопровождают процессы слияния и поглощения, проводят работу по оптимизации
управления персоналом в компании и другое.
По своей сути консалтинг – это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть
востребованы в любой сфере человеческой деятельности.
Объектом исследования является предприятие ООО «Эмит».
Предметом исследования является менеджмент-консалтинга как формы бизнеса.
Цель работы заключается в изучении перспектив развития менеджмент-консалтинга как формы
бизнеса.
Исходя из поставленной цели, поставленные задачи могут быть сформулированы следующим
образом:
изучить историю менеджмент-консалтинга;
раскрыть задачи менеджмент-консалтинга;
представть общую характеристику предприятия;
провести анализ рынка консалтинговых услуг Краснодарского края;
рассмотреть перспективы развития консалтинговой компании ООО «Эмит».
Методологическая основа исследования представлена достижениями научной мысли
отечественных и зарубежных ученных в области экономики, управления, планирования и
развития рынка консалтинговых услуг.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТ-КОНСАЛТИНГА КАК ФОРМЫ
БИЗНЕСА
1.1. История менеджмент-консалтинга
Консалтинг, консультационные услуги не являются жизненно необходимыми – этим можно
объяснить их относительно позднее появление и развитие. До начала $XX$ века технологии не
4
менялись в течение долгого времени, сложных организационных структур не существовало, и все
функции бизнес выполнял самостоятельно, без помощи внешних консультантов.
Развитие экономики и рост производства привел к тому, что один человек уже не мог
осуществлять все операции самостоятельно, не мог обрабатывать растущие объемы поступающей
информации. Это способствовало появлению сложных организационных структур, разделения
труда, которое впоследствии переросло в развитие консалтинговых услуг.
Первоначально услугами сторонних консультантов пользовались для решения каких-либо
нестандартных задач или проблем, которые были не по силам руководству компании и требовали
наличия специальных знаний или опыта [9, с. 54].
Целью консультантов было решение таких задач для повышения эффективности деятельности
организации.
Первыми профессиональными консультантами считаются Фредерик Тейлор, Артур Д.Литтл,
Гаррингтон Эмерсон и Тоуэрс Пэррин. Силами последних были основаны первые консалтинговые
компании. Первые консультанты и консалтинговые компании фокусировались на повышении
эффективности производства через рационализацию труда, снижение издержек и устранение
отходов.
Развитие теории и практики менеджмента в 20-е годы привело к расширению сферы
деятельности консультантов, а также к усилению интереса к ним. После периода «Великой
депрессии» консультационные услуги стали распространяться за границами США и
Великобритании – в других развитых странах Западной Европы. Уже в 40-е годы услугами
консультантов пользовались государственные организации и компании военно-промышленного
комплекса этих стран.
Вторая половина XX века Послевоенный период считается золотым веком консультационных
услуг. В то время рост спроса на услуги профессиональных консультантов был особенно
интенсивным.
Причинами такого бума можно считать общий подъем экономики после войны, расцвет
строительства и промышленности, а также интернационализацию бизнеса и развитием
технического прогресса.
В 1980-е годы консалтинг получил такое распространение, что появился термин
«консультантовооруженность», который отражает отношение общего числа жителей страны к
числу консультантов. Этот показатель в развитых странах достигает 10 тыс. человек. Однако в
развивающихся странах в настоящий момент консультантовооруженность составляет 200-300
человек [13, с. 157].
Можно утверждать, что развитие консалтинга напрямую зависит от развития экономики страны и
технологий управления. Этапы развития консалтинга 1900 - 1970-е. Для рынка характерно
стабильное и равномерное развитие производства, cлабое влияние технического прогресса,
длинный жизненный цикл продукции, устойчивость и предсказуемость рыночной ситуации.
Консультант представляет собой способ превращения теории в практику, выполняет функции
справочника. Продукт консалтинга – разработанная методология. Деятельность консультантов
ограничена и слабо распространена. 1971 - 1990-е. Для рынка характерно быстрое развитие науки,
5
внедрение научных изобретений в производство, cокращение жизненного цикла продукции,
дестабилизация рынков, усложнение техник и методов управления.
Происходит активное распространение деятельности консультантов, консультанты являются
частью организационной деятельности, они способны увидеть проблемы в компании и решить их.
Необходимость консалтинга обусловлена высоким уровнем профессионализма консультантов и
их незаменимым опытом. 1991 – настоящее время.
Для рынка характерен рост интенсивности научно-технического прогресса и динамичности рынка,
интернационализация экономики, усиление конкуренции, тотальная компьютеризация.
Происходит усложнение роли консультантов и содержания их деятельности. Консультант
представляет собой эксперта в определенной области и аналитика, который способен
диагностировать и решить проблему, а также генератора идей, методов и технологий,
применяемых в бизнесе [5, с. 20].
1.2. Задачи менеджмент-консалтинга
Консалтинг (от англ. сonsulting – консультирование) – это система по оперативному поиску
необходимой информации и комплексному анализу данных для принятия наиболее оптимальных
в конкретной ситуации решений. Консалтинг можно характеризовать как помощь для высшего
менеджмента компании при принятии решений касательно ключевых проблем, а также помощь
для достижения устойчивого развития компании и её конкурентоспособности. Наиболее
популярным видом такой помощи выделяют консалтинговый проект.
В большинстве своем, консультационные услуги обладают следующими задачами:
Диагностика компании и обнаружение слабых мест или проблем, которые она испытывает.
Разработка практического плана действий или рекомендаций (они могут принимать вид проекта
по изменениям в компании).
Разработка наиболее эффективной стратегии.
Внедрение рекомендаций в практику деятельности компании.
Таким образом, консультанты должны находить решения на те вопросы