Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной
педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый
период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми
переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций
ребенка. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма,
3
который происходит на разных уровнях – физиологическом,
психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой
неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в
нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и
взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. В последнее время
повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения
с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с
другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к
условиям детского сада особенно актуальной. В процессе адаптации
участвуют все системы организма.
Глава 1. Теоретические аспекты условий адаптации детей младшего
дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1. Адаптация – понятие и сущность
Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации
являлась объектом исследования целого ряда наук: социологии, психологии,
психофизиологии, дошкольной педагогики и др. Поступление ребенка –
новый период, сопряженный с новыми, не всегда положительными
переживаниями, которые сопровождаются изменениями поведенческих
реакций ребенка, функционирования органов и систем и др. Адаптация
является сложным процессом приспособления организма, который
происходит на нескольких уровнях: физиологическом, психологическом и
социальном. Впервые термин «адаптация» был введен в XIX веке немецким
физиологом Аубертом Г., поначалу употреблялся в рамках биологической
науки и определял приспособления функций организма, его организмов и
клеток к условиям среды.
Позже термином «адаптация» стали обозначать процесс и результат
приспособления индивида к условиям социальной среды. В педагогической
энциклопедии дается следующее определение: адаптация (от лат. adaptatio –
4
приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться
к различным условиям внешней среды. В основе адаптации лежат реакции
организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды.
Адаптация обеспечивает адекватное развитие, оптимальную
работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в
разнообразных условиях окружающей среды [8]. Согласно точке зрения А.В.
Брушлинского, в результате процесса адаптации «достигается оптимизация
функционирования всех систем организма и сбалансированность в системе
«человек-среда». Механизмы, выработанные в процессе адаптации,
обеспечивают возможность человека, существовать в постоянно меняющихся
условия среды» [6].
Анализ научной литературы позволяет выделить два подхода к адаптации
человека: биологический и социальный. Первичные изучения проблемы
функционирования живого организма как целостной системы, были
представлены в трудах К. Бернара. В дальнейшем идея Бернара была
поддержана У. Кэнноном (свойство гомеостаза) [7]. Понятие адаптация
также основывается на трудах отечественных ученых, таких как П.К.
Анохина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова и др. Основные аспекты адаптации
разработаны в трудах отечественных ученых Л.В Белкиной, Ф.Б. Березина,
Л.И. Божовича, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева и др., в зарубежных - Э.
Брена, У. Джеймса, Ж. Пиаже, Г. Селье, Л. Филипса и др.
1.2. Психологические трудности детей младшего дошкольного возраста в
процессе адаптации
При рассмотрении теоретических вопросов, связанных с психологией и
педагогикой личностного развития, Д.И. Фельдштейн рассматривает
адаптацию, как фазу личностного становления человека, который входит в
относительно стабильную социальную общность.
Развитие личности представляется как процесс вхождения в новую
социальную среду, адаптацию и, наконец, интеграцию с ней. Процесс
5
адаптации детей раннего возраста к новым условиям стал предметом
изучения отечественных ученых таких, как В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н.
Исаев, Е.О. Смирнова и др. Исследователи указывают на необратимое
нарушение личного развития ребенка, когда он не имеет психологической
готовности к переходу к новым социальным условиям. Выделяются три
аспекта адаптация детей раннего возраста:
- медико-биологический аспект включает в себя адаптацию организма к
изменяющимися условиям окружающей среды, такими как: температура,
влажность, атмосферное давление и другие физические факторы. А также
изменениями в организме: болезнь, дисфункциональность любого органа.
Процессы адаптации в целом направлены на поддержание функций
гомеостаза;
- социальная адаптация подразделяется на два аспекта: социальный и
педагогический. Социальная адаптация – это процесс приспособления
ребенка к условиям макросоциальной среды, при этом есть конкретные
факторы, к которым ему необходимо приспособиться: новая обстановка,
присутствия взрослых, режим дня. Педагогическая адаптация представляется
как явление, которое характеризует наибольшую приспособленность ребенка
к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация означает, что ребенок
находится в наиболее оптимальных условиях для социализации;
- психологический аспект в отношении ребенка раннего возраста условно
разделяют на социально-психологическую и собственно-психологическую
адаптацию. Социально-психологическая адаптация трактуется как
приспособление ребенка к определенным социальным требованиям, нормам,
условиям, принимая во внимание его личные, индивидуальные качества,
особенности психики. Собственно-психологическая адаптация (общение,
контакт) – это коммуникация человека с окружающими его людьми, его
активная деятельность среди других людей [7].
В.Г. Крысько рассматривает социально-психологическую адаптацию, как
процесс приобретения определенного статуса, овладение социально-
6
психологическими ролевыми функциями. Статус представляется как
положение личности в системе межличностных отношений, определяющих
их права, обязанности и привилегии. В процессе социально-психологической
адаптации личность стремиться достичь гармонии между внутренними и
внешними условиями жизни.
1.3 Социально-педагогическое сопровождение детей в условиях ДОУ
Адаптация ребенка в учебном учреждении является важным фактором,
характеризующим наиболее его благоприятное состояние в этой среде,
которое позволяет ему наиболее полно проявлять себя с учетом
потребностей. Это проявление носит двигательный, познавательнопреобразовательный характер и выступает важным фактором естественного
развития ребенка в соответствие направленностью, интенсивностью,
временем проявления и особенностями возраста. Данный факт определяет
важность стимулирования адаптации ребенка в образовательной
организации.
В каждом возрастном периоде существуют свои особенности развития
ребенка, которые необходимо учитывать при работе с ним на стадии
адаптации в образовательной организации. Например, в возрасте от 1 до 3
лет, ребенок наиболее остро воспринимает разлуку с матерью, как источник
его жизни и важнейший фактор безопасности. В этот период детская психика
реагирует даже на кратковременный уход матери сильным неосознаваемым
страхом перед тем, что она ушла навсегда. В этом возрасте у детей особенно
отмечается страх новизны, их пугает новая остановка, тем более в сочетании
с новыми людьми. Это не является отклонением от нормального развития, и
ребенок перерастает этот страх примерно к 4 - 5 годам [5].
Сильным стрессом для ребенка является поступление в детский сад, так как
это связано с выходом из зоны его комфорта, изменением привычного для
него режима, присутствием большего количества новых людей. Подобное
можно наблюдать, когда ребенок приходит в детский сад. Труднее всего
7
приходится детям, которые идут в школу, не пройдя перед этим детский
садик. При поступлении в детский сад, ребенок испытывает стресс, который
может проявляться в изменении его поведенческих проявлений, ухудшении
сна или аппетита. То, насколько сильной будет стрессовая реакция ребенка,
оказавшегося в новой для него ситуации детского сада, зависит от степени
устойчивости его психики, характера, подготовленности, успешности в
адаптации, и других факторов. Учитывая важность адаптации детей
дошкольного возраста условиях дошкольного учреждения, вопросы,
связанные с пониманием ее существа, изучалась многими исследователями в
России и за рубежом.
Одними из наиболее авторитетных из них в данном вопросе считаются Н.М.
Аксарина, В.Г. Алямовская, Н.Г. Пантюхина, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова,
О.О. Монгуш, Ю.В. Пистун [4]. В системе дошкольного образования (ДОУ) в
начале XXI века наблюдается тенденция увеличения числа разновозрастных
групп детей. Такая тенденция прослеживается как в частных, так и в
муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Этот факт не
зависит от того, в каком городе или регионе находится ДОУ. Однако можно
заметить, что в сельской местности таких групп намного больше, чем в
городских садах. В такой группе возникает своя особая система отношений
между детьми, которая существенно сказывается на их развитии.
В результате складывающихся взаимоотношений детей в разновозрастных
группах, последствиями их могут быть положительными или
отрицательными и протекать по одному из двух сценариев, которые чаще
всего наблюдаются в них. В первом случае конкуренция между старшими
детьми и младшими отсутствует, так как не имеет смысла, и старший
ребенок поддерживает младшего, проявляя к нему жалость и снисхождение.
В результате такого взаимоотношения у старшего ребенка развиваются
положительные, нравственно выраженные качества, чувство внимания,
заботы о младшем, ответственности за него и умение его поддерживать,
помогать, а при необходимости – защищать.
8
У младшего ребенка при данном сценарии взаимодействии также вызывает
положительный отклик. Он способствует формированию чувство
комфортности, уверенности, помогает адаптироваться и проявлять большую
социальную активность. Данный сценарий является классическим примером
положительной коммуникации между старшими и младшими детьми [1].
Глава 2. Исследование особенности адаптации детей младшего дошкольного
возраста в ДОУ
2.1. Организация исследования
Для решения первой задачи мы проанализировали условия в ДОУ -
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Режим работы:
Понедельник-Пятница: с 7.00 до 19.00
Группы:
12 групп
- 4 группы раннего возраста (ясли),
- 2 младшие группы (от 3 до 4 лет),
- 2 средние группы (от 4 до 5 лет),
- 2 старшие группы (от 5 до 6 лет),
- 2 подготовительные группы (от 6 до 7 лет)
Организационная структура представляет собой совокупность всех органов с
присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трех
уровней:
На первом уровне управления находится:
1) заведующий ГБДОУ выполняет функции в соответствии с Уставом;
2) Коллегиальные органы управления Образовательным учреждением
являются: Общее собрание работников Образовательного учреждения,
Педагогический совет Образовательного учреждения, Совет
Образовательного учреждения.
Третий уровень управления осуществляют:
9
- заведующий хозяйством,
- воспитатели,
- музыкальные руководители,
- инструктор по физической культуре,
- инструктор по физической культуре (бассейн)
Здание детского сада расположено на трех этажах, обеспечено центральным
отоплением, индивидуальным тепловым пунктом, канализацией, установлено
сантехническое оборудование. Общая площадь здания- 5318,8м2 Каждая
групповая ячейка включает в себя: приемно-раздевальное помещение,
групповое помещение, спальню, туалетную комнату, буфетное помещение.
Планировка здания предусматривает спортивный (100 м2) и музыкальный
зал (98,7 м2), кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет для
кружковых занятий (129, 0 м2 ) кабинет логопеда, а так же несколько
просторных холлов, и кладовые помещения для хранения методических и
игровых материалов.
2.2. Результаты исследования
Результаты анкетирования родителей по вопросам адаптации ребенка к
детскому саду показали следующие результаты:
- режим дня ребенка дома совпадает с режимом детского сада у 20%
детей, у 50% детей режим совпадает более или менее, в основном его
очередность, время пробуждения сдвинуто незначительно (1-2 часа) у 30%
детей режим дома не совпадает с режимом детского сада, ребенок
пробуждается на много позднее, существенно сдвинуто время дневного сна
или его вообще нет, соответственно существенно сдвинут во времени прием
пищи;
- контакты у ребенка, его родителей многочисленны в 30% семей, также
40% родителей отметили среднюю численность контактов. У 30% детей и
родителей контакты малочисленны;
10
- стремление ребенка к общению со сверстниками отметили 30%
родителей, остальные 70% такого стремления не отмечают;
- наличие любимой игрушки у ребенка отметили все родители;
- «ознакомительный визит» в группу отметили 60% родителей. Из того,
что понравилось, родители в основном отмечают – деятельность воспитателя,
уют в группе. Из того, что не понравилось –многочисленность группы. У
40% родителей не было ознакомительного визита в группу;
- детей, которые понравились ребенку, отмечают 20% родителей,
остальные 80% такого выбора не сделали;
- все родители, которые отметили детей, которые понравились ребенку,
также отметили и попытки ребенка играть с ними;
- 30% родителей отметили, что их ребенок боится обоих воспитателей,
50% - боится одного воспитателя, 20% детей не боятся воспитателей.
- только 30% детей могут обратиться к воспитателю с вопросом,
просьбой;
- все родители ответили, что ребенок слушается воспитателей;
- 40% детей рассказывают дома о воспитателях и отвечают на вопросы;
- играют дома в детский сад: самостоятельно – 40% детей, с игрушками
– 30% детей, с мамой – 30% детей. В основном дети учат умываться, играть с
другими детьми, чаще выбирают роль ребенка;
- плачут при разлуке 70% детей;
- спрашивают, когда его заберут 80% детей;
- поведение ребенка при встрече: радостный – 60% детей; спокоен –
30%, плачет – 0%, продолжает играть – 10% детей, просит подождать – 0%;
- утром отказываются идти в детский сад 10% детей;
Таким образом, анкетирование показало, что в основном дети младшего
дошкольного возраста плохо адаптированы в детском саду.
Они часто не умеют взаимодействовать со сверстником, боятся воспитателей,
им трудно обратиться к педагогу, они тяжело переживают разлуку с матерью
и часто не привыкли к режиму в группе.
11
Заключение
Для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному
учреждению стоит достаточно остро. Практически половина современных
родителей, имея низкий уровень психолого-педагогической культуры, не
понимают опасности сложной адаптации для здоровья и психики ребенка.
Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально
безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы
адаптации.
Трудоѐмкость опыта заключается в том, что:
- в специальной литературе недостаточно полно и систематически
раскрывается содержание работы педагогов по адаптации ребѐнка в ДОУ;
- мало рекомендаций по организации предметно-развивающего пространства
для детей раннего возраста