Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных экономических условиях хозяйствование и функционирование любой компании
должно сопровождаться обязательной деятельностью руководства компании по анализу и
последующему планированию бизнес – процессов, протекающих на предприятии.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что осуществление
анализа и проведение бизнес-планирования современных предприятий, стремящихся привести
свою деятельность к более рентабельному и эффективному виду, позволяет компаниям в ходе
анализа выявлять слабые стороны и проблемы в функционировании основных бизнес –
процессов, а с помощью построения модели определять возможные пути совершенствования
этих процессов.
Предметом данной работы выступает бизнес-планирование на предприятии.
Объект – ООО Торговый дом «Строймаркет».
Цель работы заключается в комплексном анализе системы бизнес –планирования на
предприятиях, анализе алгоритма построения аналитических моделей.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить экономическую сущность бизнес-планирования на современных
предприятиях,
исследовать основные виды и цели бизнес–планирования,
рассмотреть модели бизнес – анализа, наиболее часто применяемые на предприятиях,
проанализировать с помощью различных моделей финансовое и экономическое
состояние конкретного предприятия ООО Торговый дом «Строймаркет» с целью анализа
эффективности организации его бизнес –планов.
Для раскрытия данной темы были использованы различные исследования современных
специалистов в области бизнес – анализа и планирования, экономические и финансовые порталы
и ресурсы Интернет.
1. Теоретические аспекты бизнес-планирования на предприятиях
3
1.1. Понятие и экономические цели бизнес – планирования
Для улучшения качества и эффективности деятельности на каждой организации применяются, как
правило, различные механизмы по планированию основных процессов, протекающих на
предприятии.
В основе бизнес – планирования лежат механизмы и способы описания процессов, протекающих
в компании, через различные элементы, составляющие деятельность предприятия (например,
данные, события, материалы и пр.). Как правило, планирование бизнес процессов направлено на
описание логической взаимосвязи всех элементов данного процесса, начиная с его зарождения на
предприятии и заканчивая его завершением в рамках одной организации. В более сложных
ситуациях бизнес-моделирование может также включать в свой анализ также внешние по
отношению к организации процессы и системы.
Для того, чтобы построить какую-либо модель бизнес – процесса, необходимо его сначала
проанализировать, выявив его существенные черты и механизмы взаимодействия между
разными элементами системы бизнес – процесса.
Таким образом, бизнес - анализом процессов на предприятии можно назвать
систематизированные и комплексные процессы по сбору и обработки различной информации,
предназначенной для анализа потребностей и механизмов деятельности предприятия с целью
выявления имеющихся проблем у бизнеса и предложения методов для их эффективного решения
[8, c.33].
В качестве объекта бизнес – анализа выступают различные бизнес -процессы и бизнес - модели
компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Бизнес – процесс представляет собой совокупность различных мероприятий, которые направлены
на выполнение конкретной цели, например, создать определенный продукт или услугу для
основных клиентов и потребителей компании.
Рис. 1. Элементы бизнес – процесса на предприятии [10, c.102]
Как правило, любой бизнес – процесс включает в себя некоторую деятельность предприятия,
которая подвергается управлению со стороны руководства и снабжению ресурсами,
необходимыми для создания на выходе продукта, на что была направлена эта деятельность.
1. Управляющие бизнес-процессы имеют целью создание системы управления
функционированием системы. Например, к управляющим бизнес - процессам может отнести
корпоративное управление или стратегический менеджмент организации.
2. Операционные бизнес-процессы составляют основное направление деятельности
компании области бизнес – анализа и моделирования. Такие бизнес-процессы, как правило,
4
создают основной поток доходов предприятия. Например, к операционным бизнес-процессам
относят деятельность по снабжению, производству, маркетингу и продажам.
3. Поддерживающие бизнес-процессы, как правило, направлены на обслуживание основной
деятельности предприятия. Например, ведение бухгалтерского учета, система подбора и отбора
персонала, техническая поддержка процессов.
Существует несколько видов бизнес-процессов (Рисунок 2):
Рис. 2. Основные виды бизнес – процессов на предприятии [14, c.22]
Бизнес-процесс может включать в себя несколько подпроцессов, процедур или функций, которые
имеют собственные черты и особенности, однако при этом направлены на достижение основной
цели бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов включает в себя составление карты
деятельности предприятия.
Международный Институт Бизнес-Анализа (IIBA, International Institute of Business Analysis)
определяет бизнес-анализ и моделирование как процесс по сбору, анализу и проверке
информации определенной группой специалистов с целью изменения и улучшения
экономических процессов, протекающих на анализируемом предприятии [23].
Следовательно, бизнес-анализ и планирования призваны изучать проблемы и выявлять
возможности бизнеса в рамках требований, существующих у руководства предприятия к ведению
своей деятельности, и находить решения, которые бы позволили организации достичь своих
краткосрочных и долгосрочных целей.
К основной задаче бизнес - планирования на предприятии относится исследование и в
дальнейшем предложение моделей для решения кризисных вопросов или методов по
улучшению существующего положения предприятия в определенной области (например,
маркетинг, финансы, логистика и т.д.). В конечном счете, бизнес – анализ сводится к построению
хорошей модели, способной учесть все моменты и найти подходящие для решения проблемы
решения.
5
На рисунке 3 представлена схема функционирования бизнес – анализа и моделирования на
предприятии.
Рис. 3. Схема функционирования бизнес – анализа и планирования [8, c.126]
Бизнес – планирование включает в себя пять основных этапов:
1) cбор данных о состоянии и качестве исследуемой корпоративной области (различные
аналитические отчеты компаний, бухгалтерский баланс);
2) фронт – энд – это начальный процесс по получению входной информации к обработке,
создание многочисленных обобщающих аналитических таблиц;
3) создание прототипа аналитической модели;
4) развертывание и интегрирование обработанных аналитических данных в бизнес – потребности
предприятия;
5) бэк
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббакумов В.Л. Бизнес – анализ информации. – М.: Экономика, 2019. – 384 с.
2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:
Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Дело и Сервис, 2016. - 256 с.
6
3. Азаренкова Г.М. Финансы предприятия. – М.:Юнити-Дана. Доступ через
http://uchebnikionline.com
4. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы,
Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2017. — С.202-207.
5. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И.
Бариленко. — М.: КНОРУС, 2016. — 272 с.
6. Бердников В. Основы бизнес – моделирования. – М.: КНОРУС, 2018. – 495 с.
7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс - Киев: Издательство «Ника-Центр»,
2018. – 196 с.
8. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.:
Дашков и К, 2018. – 626 с.
9. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2015. –
386 с.
10. Ефимова О. В. Финансовый анализ – М.: «Бухгалтерский учет», 2016. – 547 с.
11. Конрад К. Бизнес – моделирование. – М.: Вильямс, 2017. – 576 с.
12. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через
http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
13. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2019. – 371 с.
14. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнеспроцессов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 419 с.
15. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.:
Юнити-Дана, 2018. – 275 с.
16. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков
и К, 2016. – 367 с.
17. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим
доступа:http://www.iiba.org/, свободный.
18. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа
:http://institutiones.com/,свободный.
19. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.finizdat.ru/journal/fa/,свободный.
20. «Бизнес – аналитика»» [электронный ресурс].– режим доступа:
http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
21. Научный журнал «Аналитика»» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.janalytics.ru/,свободный.
7
22. Статьи по бизнес – аналитике [электронный ресурс].– режим доступа:
http://kmsoft.ru/LD/C002/102/4151289274.html,свободный.
23. «Бизнес - аналитик» [электронный ресурс].– режим доступа:
http://consulting.ru/283mgmt4.,свободный.
24. «Маркетинговая компания» [электронный ресурс].– режим доступа:http://sanktpeterburg.menfo.biz/com/1642507/biznes-analitika,свободный.