Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время в связи с развитием рыночных отношений большое внимание уделяется изучению потребительского спроса и поведения, так как от покупательской способности напрямую зависит эффективность деятельности предприятия, ее конкурентоспособность, размер получаемой прибыли. Стратегия ценообразования и формирование турпродукта с учетом основных потребностей целевой аудитории на сегодняшний день являются ключевыми факторами успеха и способствуют реализации поставленных долгосрочных целей предприятия.
В настоящее время в туристической отрасли недостаточно развит процесс маркетинговых исследований, прежде всего это связано с недостаточно объективной оценкой рыночной ситуации, проработкой политики продвижения компании и исследований потребительского спроса. В результате предприятия не всегда могут создать эффективный турпродукт, сформировать стоимость продукта посредством учета индивидуальных потребностей целевой аудитории. В связи с этим изучение предпочтений потребителей и разработка стратегии ценообразования турпродукта приобретают особую актуальность.
Объектом исследования в работе является пешеходный тур «Камчатское приключение».
Предметом исследования является деятельность по формированию цены турпакета с учетом индивидуальных потребностей потребителя.
Цель работы: На основании проработки теоретических материалов провести анализ формирования цены пешеходного тура «Камчатское приключение».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать теоретические материалы, характеризующие ценообразование в туризме.
2. Рассмотреть сегментирование туристского рынка.
3. Выявить основные типы туристов и их предпочтения.
4. Провести общую характеристику ООО «Экватор».
5. Проанализировать особенности формирования цены пешеходного тура «Камчатское приключение ООО «Экватор».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области организации туристской деятельности, работы, посвященные изучению экономики и маркетинга, теории конкуренции. Проблемам организации туристской деятельности и управлению посвящены работы: И. Ополченова, Н. Моисеевой, А. Дуровича, М. Дмитриева. Весомый вклад в теорию конкурентоспособности внесли зарубежные ученые: А. Смит, И. Ансофф, М. Портер, Ф. Котлер. Определенный вклад в развитие теории ценообразования турпродукта внесли российские ученые: Р. Фатхутдинов, А. Чурсин, М. Миронов, Ю. Рубин.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ
1.1 Определение целей ценообразования
Ценообразование в туризме является комплексной мерой, которая обусловлена разноплановостью продукта, а также высоким уровнем конкуренции и оценкой будущего спроса.
В основе определения целей ценообразования лежит конкурентная позиция, которую удерживает предприятие на туристском рынке. Так как основной целью коммерческого предприятия является получение прибыли, туристическая компания, выбирая основную цель ценообразования, стремится достичь следующие цели:
1. Выживание в условиях рынка.
В большинстве случаев, предприятию необходимо придерживаться определенной цены на свой продукт с учетом конкуренции, иногда для того чтобы остаться на рынке, многим предприятиям приходится снижать стоимость на свой продукт, но устанавливаемые цены должны покрывать основные расходы, прибыль в этом случае как цель отступает на второй план [5].
2. Максимизация текущей прибыли.
При выборе данной цели ценообразования, предприятие стремится к установлению такой цены на свой турпродукт, при которой компания бы смогла получить максимальную прибыль в короткий период времени. Например, предприятие выпускает такой турпродукт, который пользуется спросом и не имеет аналогов у конкурентов [3].
3. Завоевание лидерства на рынке посредством высокого уровня качества.
Данная цель ценообразования заключается в разработке высококачественного турпродукта, включающего высокий уровень качества обслуживания, что дает возможность устанавливать соответствующую высокую стоимость на продукт. Высокая цена компенсирует высокие затраты на соблюдение соответствующего уровня обслуживания. Следует отметить, что человеческие ресурсы в туризме являются ключевым фактором успеха существования предприятия и выступают в качестве одного из основных факторов прямого и косвенного воздействия на конечные тарифы, а также на деятельность фирмы в целом [5].
4. Завоевание лидерства на рынке по показателям доли рынка.
При данной цели, предприятие стремится завоевать лидирующие позиции посредством удержания определенной доли рынка. Доминирующие позиции достигаются за счет снижения затрат. Следует отметить, что в данном случае присутствует гибкая ценовая политика, так как потребитель может расценить данную стоимость как низкий уровень качества обслуживания и, в то же время, низко стоимостные предложения привлекают бюджетного туриста [3].
5. Цель перспективного развития компании.
В зависимости от цели развития компании формируется стратегия ценообразования, которая выступает в качестве основного инструмента управления. Управление организацией достаточно сложный процесс, который напрямую влияет на формирование цен. Менеджмент оказывает влияние на структуру тарифа своими решениями касающимися внутренней среды фирмы и приоритетов рыночной деятельности [5].
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно прийти к заключению, что каждая фирма выбирает свою стратегию ценообразования, которая зависит конечных целей предприятия.
1.2 Свойства и методы формирования стоимости турпродукта
Формирование рыночных тарифов является сложным многоступенчатым вопросом, управление которым осуществляется менеджментом и маркетинговой службой предприятия. Формирование стоимости услуг кардинально отличается от формирования стоимости продуктов на товарном рынке. Ценообразование в сервисной сфере имеет следующие особенности:
1. Высокая эластичность от различных переменных.
2. Нематериальная составляющая расходных статей.
3. Большое количество фирм-конкурентов.
4. Низкие барьеры входа на рынок.
5. Зависимость от инноваций.
6. Сезонность.
7. Высокое влияние маркетинговых технологий.
Таким образом, исходя из особенностей ценообразования, стоимость турпродукта невозможно рассчитать согласно тарифам стоимости обычного продукта, данные расчеты приведут к неверным результатам.
Согласно рисунку 1, процесс ценообразования турпродукта состоит из семи последовательных этапов:
1. Определение цели ценообразования.
На данном этапе происходит планирование турпродукта, посредством изучения основных потребностей целевой аудитории, а также на основании опроса и экспертных оценок.
2. Определение эластичности спроса.
Данный этап включает исследования покупательской способности в условиях изменения ценовой политики. Если изменение цены слабо влияет на спрос, то спрос является неэластичным, в случае если динамика цены приводит к значительному снижению спроса – спрос является эластичным. Ситуация, при которой понижение стоимости вызывает такой рост продаж, который способен компенсировать низкую стоимость также свидетельствует об эластичности спроса [8].
3. Анализ цен конкурентов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеев С.Н. Ценообразование в туризме. – М.: ЭСКМО, 2012. - 245 с.
2. Ансофф И. Анализ конкурентоспособности/Книга конкурента. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 425 с.
3. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб.: АЛЬЯНС, 2012. - 267 с.
4. Быков В.А, Философова Т.Г. Конкуренция. Инновация. Конкурентоспособность. – М.: ЭСКМО, 2012. - 291 с.
5. Варакута С.А. Методика ценообразования турпродукта. – М.: ЭСКМО, 2013. - 322 с.
6. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: ИНФРА-М, 2011. - 324 с.
7. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: ИНФРА-М, 2011. - 311 с.
8. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме. – М.: ИНФРА-М, 2011. - 345 с.
9. Джефкинс Ф. Политика ценообразования в сфере туризма. – М.: ЭСКМО, 2013. - 318 с.
10. Карпов А.Л Конкурентоспособность: тактика и стратегия туристского предприятия. - М.: РИД ГРУПП, 2013.- 543 с.
11. Котлер Ф, Д. Боуэн Маркетинг гостеприимство. Туризм - М.: ИНФРА-М, 2010. - 787 с.
12. Левшина О.Н. Современные методы ценообразования в туризме. – М.: ЭСКМО, 2012. - 312 с.
13. Миронов М.Г. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
14. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой – М.: ИНФРА-М, 2012. - 201 с.
15. Окишев С. Экономика туризма. – М.: ПРОФИ, 2012. - 200 с.
16. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции. – М.: ЭСКМО, 2012. - 183 с.
17. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов – М.: ИНФРА-М, 2012. - 454 с.
18. Рубин Ю.В. Экономика туризма. –М.: ФЕНИКС, 2013. - 464 с.
19. Рябова И.А. Экономика и организация туризма. Международный туризм. – М.: ЭСКМО, 2012. - 257 с.
20. Саак А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 568 с.
21. Соловьев Б.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с.
22. Стародубцева Е.Б, Райзберг Б. Цены и ценообразование в туризме. – М.: ПРОФИ, 2013. - 512 с.
23. Сухов Р.И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве – М.: ИНФРА-М, 2012. - 368 с.
24. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 286 с.
25. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология –М.: ИНФРА-М, 2012. - 532 с.
26. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия. – М.: ПРОФИ, 2012. - 312 с.
27. Чурсин А.А Роль цены в конкурентной борьбе. – М.: ЭСКМО, 2012. - 524 с.
28. Шкардун В.Д. Спрос и предложение в ценовой политике предприятия – М.: ИНФРА-М, 2012. - 309 с.
29. http://ekvator.travel-tours.ru/