Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики возрастают роль и
значение перестройки системы мотивации и социально-трудовых отношений как основного
источника повышения эффективности производства и благосостояния населения. При таких
условиях важным является системный подход к определению сущности социальноэкономической мотивации персонала, механизма ее регулирования и оптимизации на уровне
взаимодействия интересов предприятия и работника.
Мотивация - это процесс стимулирования какого-либо человека или группы людей к
деятельности, направленной на достижение целей, как своего предприятия, так и личных
целей. Это внутренняя сила, побуждающая индивида к действию.
Мотивация труда - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа
поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних
(мотивы) факторов.
3
Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации трудовой деятельности
сделали Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет и Л.Гилбрет, Г. Эмерсон, М. Фоллет, а также О. Шелдон, А.
Файоль, Э. Мэйо.
Известными авторами современных теорий мотивации на Западе стали А. Маслоу,
Ф.Герцберг, Л. Портер, Е. Лоулер, Др. Мак-Грегор, Д. Мак-Клелланд, В. Врум и другие.
Значительный вклад в создание и развитие теорий мотивации сделано российскими
учеными. Так, М. Вольский считал необходимым улучшать физические, моральные и
интеллектуальные условия существования человека. А по мнению Г.Цехановецкого, многие
стремятся это сделать, прежде всего, за счет других.
М. Туган-Барановский один из первых в мире разработал четкую классификацию
потребностей, выделив пять основных групп: 1) физиологические; 2) половые; 3)
симптоматичные инстинкты и потребности; 4) альтруистические; 5) потребности
практического характера. Он также один из первых акцентировал внимание на значимости
духовности человека в развитии экономики.
Весомый вклад в развитие мотивационной теории внес основатель «школы научного
управления» американский инженер Ф. Тейлор, который считал, что основой эффективной
работы являются два основных компонента: высокая заработная плата и низкие затраты.
Для материальной заинтересованности рабочих Ф. Тейлор разработал специальную систему
сдельной заработной платы, согласно которой работники, что выполнили и перевыполнили
норму, оплачивались по повышенным, против обычных тарифных ставок и расценок, а те,
что не выполнили норму оплачивались по пониженным ставкам, то есть подвергались
штрафу.
В условиях современности проблема мотивации трудовой деятельности в России приобрела
важное значение, поскольку решения насущных общественных потребностей возможно
лишь при условии создания надлежащей мотивационной основы, способной побудить
персонал предприятий к эффективной деятельности. Речь идет о применении таких форм и
методов стимулирования личности, которые бы способствовали высокой результативности
ее работы.
Цель работы заключается в исследовании значения и способов мотивации.
Предметом исследования явились социально-трудовые, экономические и управленческие
отношения, возникающие в процессе развития мотивации персонала предприятия.
Объект исследования является ООО «Газпром переработка» Сургутский ЗСК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теории и методы мотивации;
- рассмотреть современные инструменты мотивации труда персонала;
- проанализировать современные методы мотивации персонала в деятельности предприятий;
- предоставить выбор метода мотивации в ООО «Газпром переработка» Сургутский ЗСК;
- охарактеризовать особенности совершенствования методов мотивации.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс
взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по
исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих
результатов.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованных
источников.
Объем исследования: 31 страница печатного текста.
Список литературы содержит 33 источника.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения сущности понятия мотивации в организации
1.1 Теории и методы мотивации
4
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают
человека к деятельности, определяют ее формы, придают этой деятельности направленности,
ориентированной на достижение личных целей и целей организации [4, c.5].
Теории мотивации разделяют на содержательные и процессуальные. Содержательные теории
мотивации анализируют факторы, влияющие на поведение человека и его трудовую
активность. Основное внимание в этих теориях сконцентрировано на анализе потребностей,
которые превращаются в сознании человека на интересы или мотивы, побуждающие к
трудовой деятельности. Самые известные содержательные теории мотивации - теория
иерархии потребностей Маслоу, теория Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и
теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда. Недостатком содержательных теорий
является недостаточный учет индивидуальных психологических особенностей людей и их
влияния на мотивацию труда [6, c.48].
Согласно процессуальным теориям, поведение человека является функцией его восприятия и
ожиданий. Эти теории анализируют распределение человеком усилий для достижения
определенных целей и процесс выбора им конкретного вида поведения. Основными
процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий, теория справедливости,
модель Портера-Лоулера. Каждая рассматриваемая теория имеет свои преимущества и
недостатки, а потому сформировать объективное представление о механизме мотивации
можно только рассмотрев их в совокупности.
Методы мотивации представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на
персонал, которые побуждают его к эффективному труду. По своему содержанию и
направленности методы мотивации могут быть объединены в три группы: методы
административной мотивации, методы социально-экономической мотивации и методы
морально-психологической мотивации.
Административные методы в основном являются принудительными и карающими, ведь
представляют собой приказы, распоряжения, инструкции, нормы по выполнению работы с
соответствующими санкциями в случае невыполнения, нарушения трудовой дисциплины.
Следующую группу методов следует рассматривать как единство методов социальной и
экономической мотивации.
Методы экономической мотивации можно разделить на экономические прямые (сдельная
оплата, повременная оплата, премии за рационализацию, участие в прибыли, оплата
обучения, выплаты за максимальное использование рабочего времени) и экономические
косвенные (льготное питание, доплаты за стаж, льготное пользование транспортом, оплата
больничных листов, компенсации при несчастных случаях, страхование жизни, медицинское
страхование, персональные услуги, оплата телефонной связи и т.д.) [24, c.21].
Методами социальной мотивации труда является обогащение труда, гибкие рабочие
графики, программы повышения качества труда, участие в принятии решений на более
высоком уровне. Последняя группа - методы морально-психологической мотивации
проявляется, прежде всего, в создании благоприятного психологического климата,
поддержке инициативы, объявлении благодарности. Методы мотивации необходимо
внедрять в комплексе, что обеспечит их взаимодополнение и синергетический эффект.
Перед разработкой мотивационной модели на крупном предприятии целесообразно
проанализировать социальную структуру коллектива. Она характеризует трудовой коллектив
как совокупность социальных групп
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы
интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2014. – 336 с.
2. Алексеенко Л.Ф. Проблемы повышения производительности труда в РФ // Отдел
кадров. –2018. – № 10. – С. 29-30
5
3. Аликина Е.В. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебное пособие /
Е.В. Аликина, Л.М. Ильич. – К.: Алерта, 2015. – 734 с
4. Бакулина Е. С. Мотивация персонала предприятий: теоретический аспект / Е. С.
Бакулина // Весн. нац. университета: сб. наук. пр. – 2016. - №. 4 (44), ч. 5. – С. 3-10
5. Бердников А. Система стимулирования труда / А. Бердников // Кадровик. – 2017. - №
9. – С. 23-25.
6. Бурмистров А. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее
действенными? / А.Бурмистров // Управление персоналом. – 2019. - №7. – С. 48-49
7. Бойко Е.В. Мотивация персонала: Учебное пособие / Е.В. Бойко и др. – ЗДИА, 2014.
– 310 с
8. Гавкалова Н.Л. Менеджмент персонала: Учебное пособие / Н.Л. Гавкалова, Н.С.
Маркова. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2017. – 304 с.
9. Герчиков В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: учеб. пособ. /
В. И. Герчиков. – М.: ГУ ВШЭ, 2015. – 280 с.
10. Данюк В. Мотивация как фактор активизации трудового поведения / В. Данюк,
А.Чернушкина // Аспекты труда. – 2015. - № 4 – С. 32-36.
11. Дмитриева В. Совершенствование системы мотивации работников / В. Дмитриева //
Человек и труд. – 2018. - № 2. – С. 38-39.
12. Жуковский И. В. Методика развития мотивации / И. В. Жуковский // Управление
персоналом. – 2017. - № 13. – С. 55-56.
13. Иванова С. В. Мотивация на 100% / С. В. Иванова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. –
288 с
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 512 с.
15. Колот А. М. Мотивация персонала: Учебник / А. М. Колот. – К.: КНЭУ, 2012. – 345 с.
16. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего»:
учебное пособие / Е.И. Комаров. – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 134 c.
17. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций / Р. У. Липер. – СПб.: Питер, 2014. – С.
210.
18. Лукьянченко Н.Д. Мотивация персонала: Учебное пособие / Н.Д. Лукьянченко, Л.Л.
Бунтовская. – Донецк, ДонНУ, 2013. – 302 с.
19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Унта, 2015. – 168 с.
20. Магура М. И. Секреты мотивации / М. И. Магура, М. Г. Курбатова. – М.: Управление
персоналом, 2017. – 656 с.
21. Мотивация персонала: учебное пособие. Практические задания (практикум) / Ю.Г.
Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Апенько, А.И. Мерко. – Москва: Альфа-Пресс, 2017. – 633 с.
22. Москвичев С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях / С. Г.
Москвичев. – К.: 2015. – 143 с
23. Палеха Ю.И. Менеджмент персонала: Учебное пособие / Ю.И. Палеха. – М.: Изд-во
«Лира-К», 2018. – 338 с.
24. Ричи Ш. Управление мотивацией: Учеб. пособие / Ш. Ричи. – М.: Юнити, 2014. – 56 с
25. Семыкина Н. В. Социально - экономическая мотивация труда: методологические
оценки эффективности и принципы регулирования: Монография / М.В. Семыкина. – М.:
Мавик, 2016. – 49 с.
26. Травин В. В. Мотивационный менеджмент: модуль III. учеб.-практич. пособ. / В. В.
Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова. – М.: Дело, 2013. – 96 с.
27. Управление персоналом / Под ред. В.А.Спивак. – М.: Высь, 2015. – 354 с.
28. Управление персоналом организации / Под ред.А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2013.
– 441с.
29. Управление персоналом / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. – М.:
Приор, 2016. – 432 с.
6
30. Уткин Э. А. Основы мотивационного менеджмента / Э. А. Уткин. – М.: Издательство
ЭКМОС, 2016. – 352 с.
31. Червинская Л.П. Экономика труда: Учебное пособие / Л.П. Червинская. – М.: Центр
учебной литературы, 2018. – 288 с.
32. Шапиро С.А. Эффективные инструменты мотивации и стимулирования труда в
процессе управления персоналом. Управление развитием персонала. – 2019. - № 3. – С. 192-
202.
33. Шаховой В. А. Мотивация трудовой деятельности / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. –
М.: Альфа-Пресс, 2015. – 332 с.