Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что Правительство Российской Федерации, в качестве высшего исполнительного органа государственной власти, является фактором развития российского государства и общества в целом. А конкретно структура и задачи этого органа характеризуют его общественное направление, указывают на всю важность функционирования Правительства Российской Федерации с целью развития страны и для функционирования общества.
Объект курсовой работы – это общественные отношения в области образования и функционирования государственной власти.
Предметом курсовой работы является – Правительство Российской Федерации.
Цель курсовой работы – анализ Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти Российской Федерации.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить правительство в системе органов исполнительной власти.
2. Рассмотреть структуру и организацию деятельности Правительства РФ.
В курсовой работе будет проанализированы особенности деятельности Правительства Российской Федерации на макро политическом уровне, выделены главные структурные звенья и задачи, которые ставятся обществом и страной перед Правительством Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Правительство в системе органов исполнительной власти
1.1. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти
Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации напрямую зависит от их государственно-правовой природы. С одной стороны – это республики, имеющие свои Конституции и обладающие своими особенностями исполнительной власти. С другой стороны – края и области, которые являются типичными административно-территориальными единицами. С третьей стороны – округа и области, как форма государственного определения малых народов. И, наконец, города федерального значения – обладающие особым статусом.
Федеральный закон РФ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет, что в систему органов власти любого субъекта РФ должны входить законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый систему иных исполнительных органов, а также иные органы, образуемые в соответствии с региональными конституциями (уставами).
Должность главы субъекта Российской Федерации также устанавливается на усмотрение самого субъекта. Согласно указанному закону, глава субъекта РФ является одновременно и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта.
Проблема, однако, состоит в том, что Федеральный закон №184-ФЗ, с одной стороны, позиционирует главу субъекта федерации и высший исполнительный орган субъекта РФ как самостоятельные и разделенные органы государственной власти, с другой – называет высшее должностное лицо субъекта РФ руководителем высшего исполнительного органа власти, соединяя, таким образом, эти институты. Как справедливо замечает Авакьян С.А., словосочетание «высшее должностное лицо субъекта» говорит о его неординарном положении в системе всех органов власти субъекта, а не только исполнительных .
В пользу разделенности этих органов говорит, в том числе, и наличие у каждого из них собственной компетенции, а также право принятия собственных юридических актов.
Несмотря на то, что введение должности высшего должностного лица в субъектах РФ является их правом, но не обязанностью (то есть учреждается по решению самого субъекта), эта должность на сегодняшний день учреждена во всех субъектах России. Исходя из этого, было бы целесообразным закрепить указанную должность в федеральном законодательстве как императивную, а не факультативную, коей она является на сегодняшний день.
Полномочия высшего должностного лица тесно переплетаются с деятельностью высшего исполнительного органа государственной власти. Так, например, согласно Республиканскому конституционному закону РСО–Алания №1-РКЗ, Глава Республики Северная Осетия–Алания, являясь высшим должностным лицом и главой исполнительной власти республики, формирует Правительство РСО–Алания, имеет право председательствовать на его заседаниях, а также представляет Парламенту РСО–Алания отчет о результатах деятельности республиканского Правительства. При этом законодательно не закреплено, должно ли высшее должностное лицо субъекта представлять отчет только о деятельности высшего исполнительного органа власти или о своей деятельности тоже. Принимая во внимание изложенное, некоторые авторы считают, что отчет руководителя субъекта должен касаться только итогов собственной деятельности, а не деятельности высшего исполнительного органа.
Однако, в России имеются такие субъекты, в которых должность председателя правительства попросту не вводится (и это не противоречит федеральному законодательству). Например, в Республиках Алтай, Мордовия, Хакасия глава субъекта параллельно является и главой республиканского правительства.
В тех же субъектах, где такая должность председателя правительства все-таки введена, очень часто он выполняет лишь техническую функцию, полностью подчиняясь главе субъекта . По сути, должность председателя правительства является избыточной, а руководство исполнительным органом мог бы в полной мере осуществлять и сам глава субъекта.
Однако законодательство многих субъектов России предусматривает наличие в составе правительства отдельной должности председателя правительства, в то же время называя главу субъекта руководителем высшего исполнительного органа. Так, согласно республиканскому конституционному закону «О Правительстве Республики Северная Осетия–Алания» высший исполнительный орган государственной власти республики формируется Главой республики и включает в себя Председателя Правительства, его заместителей, министров и иных должностных лиц.
Нам представляется, что есть практическая возможность и теоретическая основа привести правовой статус высшего должностного лица субъектов РФ в соответствие с нормами Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации…». С этой целью глава субъекта должен стать не только де-юре руководителем исполнительной власти, но и фактически возглавить высший орган исполнительной власти, упразднив при этом должность председателя правительства.
Данная реформа устранит проблему двойственности исполнительной власти, сакцентировав ответственность главы субъекта как главы исполнительной власти перед народом, а также позволит создать более эффективную систему сдержек и противовесов во взаимоотношениях законодательной и исполнительной ветвей власти.
1.2. Принципы деятельности Правительства РФ
Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Профессор М.В. Мархгейм определяет, что «Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами». «Правительство Российской Федерации - коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране» так определяет профессор С.А. Авакьян. После принятия Конституции 1993 года качественно по новому встали вопросы в области соотношения исполнительной власти и Правительства Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации говорится о том, что исполнительная власть Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации. Данное определение официально указывают в Конституции Российской Федерации. Перед тем, как подробно изучать Правительство Российской Федерации, надо рассмотреть принц
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
4. Указ Президента РФ от 15.01.2020 N 14 "О Правительстве Российской Федерации" "Собрание законодательства РФ", 20.01.2020, N 3, ст. 244.
5. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х тт. Т.2. / С.А. Авакьян. – М.: Инфра-М., 2014. 429 c.
6. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с.
7. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. 272 с.
8. Галуева В.О. Отчеты высших исполнительных органов государственной власти как форма парламентского контроля в России: федеральный и региональный аспекты: Дисс. … канд. юрид. наук. 12.00.02. / В.О. Галуева – Краснодар, 2015. – 177с.
9. Галуева В.О. О месте председателя Правительства в системе исполнительной власти // Материалы 8-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 339-340.
10. Конджакулян К.М. Исторические аспекты становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации (Сравнительно-правовой анализ). // Российское государствоведение. № 3. 2015. С. 92-101.
11. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. № 12. 2014. С. 71-75.
12. Конджакулян К.М. Бицефальная система исполнительной власти: Сравнительноправовое исследование // Закон и право, № 5, 2014. С. 53-56.
13. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 49-55.
14. Конджакулян К.М. Роль Правительства в системе формирования рационального информационного общества // Инновационное развитие российской экономики, материалы конференции. 2014. С. 155-159.
15. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.
16. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. - М.: Проспект, 2015. Т. 2. - 528 с.
17. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 687 с.
18. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко - Москва, 2016. - 576 c.