Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
В сфере управления экономическим развитием государства
определяющее значение имеют вопросы правового регулирования, целью
которого является формирование действенной правовой базы, обеспечивающей
не только устойчивость, но и развитие экономической деятельности.
Предметом именно административно-правового регулирования являются
многообразные общественные отношения, возникающие в процессе
осуществления экономической деятельности, в том числе отношения,
связанные с управлением государственной собственностью и иным публичным
имуществом, участвующим в общественном производстве.
При этом выработка стратегии управленческой политики, определение
пределов воздействия на общественные отношения административноправовыми средствами, правовая реновация концептуальных основ управления
в отдельных отраслях и сферах экономики являются важнейшими задачами
науки административного права на современном этапе в отношении
административно-правового регулирования экономических отношений.
На концептуальном уровне основное внимание необходимо уделить
институциональным предпосылкам устойчивого экономического развития
России в сложившихся внешних и внутренних экономических условиях,
обосновать рациональные подходы к реформированию отношений
собственности и определению места государственной собственности в
общественном производстве, возможным направлениям реструктуризации
промышленности, в том числе в сфере ОПК, укреплению кредитно-денежной
системы.
Одно из условий обеспечения эффективности государственного
управления в сфере управления экономическими отношениями – оптимизация
государственных функций и поддержание баланса компетенций органов,
учреждений и организаций. В имеющихся реалиях все большего ускорения
всех социальных процессов, отставание компетенций практически неизбежно.
4
Вопрос об эффективности правового регулирования экономики, к
сожалению, не вызывает особого интереса в науке предпринимательского
права. Более того, сама по себе эффективность правового регулирования
исследуется в диссертационных исследованиях крайне редко. Обычно право
исследуется как таковое, как действительное образование. В то же время
вопрос об эффективности смещает акцент в сторону того, каким право может
или могло бы быть для достижения социальных целей.
Цель работы – анализ эффективности правового регулирования
безопасности национальной экономики.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы экономической безопасности и
экономического развития.
2. Проанализировать эффективность правового регулирования
безопасности национальной экономики.
3. Определить направления совершенствования эффективности правового
регулирования национальной экономики.
Объект исследования – национальная экономика.
Предмет исследования – эффективность правового регулирования
национальной экономики.
В качестве информационной базы для исследования были использованы
статьи ведущих экономических журналов и газет; информационные ресурсы
сети Интернет. Нормативно-правовой базой исследования являются
законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
При проведении исследования использовались такие методы как
индукция, дедукция, анализ, синтез, логический подход к оценке явлений,
сравнение изучаемых показателей.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников.
В первой главе изучены теоретические основы экономической
безопасности и экономического развития.
5
Во второй главе проанализирована эффективность правового
регулирования национальной экономики.
В третьей главе определены направления совершенствования
эффективности правового регулирования безопасности национальной
экономики.
Заключение содержит выводы по теме исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Экономическая безопасность, с одной стороны, это один из видов
безопасности, которые предусмотрены Конституцией и законодательством
Российской Федерации, наряду с государственной, общественной,
информационной, экологической, экономической, транспортной,
энергетической безопасностью и безопасностью личности. С другой стороны,
Стратегия экономической безопасности, будучи документом стратегического
планирования, разработана в целях реализации перспективных национальных
приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации [2], которая, как в ней говорится,
основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной
безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития
страны (п. 5).
Это дает основания полагать, что экономическая безопасность в
определенной степени опосредует все иные виды безопасности, поскольку они
не могут быть обеспечены в достаточной мере без достижения экономической
безопасности. Такое мнение поддерживается и в науке. Так, А. А. Мага вполне
6
справедливо считает, что экономическая безопасность выходит на первый план
в системе элементов национальной безопасности и является определяющим
видом для принятия тех или иных управленческих решений как на микро, мезо,
так и на макроуровне [15].
В то же время ни один из видов национальной безопасности не может
быть обеспечен в полной мере в отрыве от других. Только системное
воздействие на совокупность всех факторов, влияющих на состояние
защищенности личности, общества и государства, может быть залогом
достижения стратегической цели – развитие национальной экономики,
улучшение качества жизни граждан, укрепление политической стабильности в
обществе, повышение конкурентоспособности и международного престижа
Российской Федерации.
В свою очередь, обеспечение экономической безопасности как система
мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам и защиту
национальных интересов Российской Федерации, осуществляется в различных
сферах общественных отношений. С точки зрения того, в каких областях
регулируемых общественных отношений возникают наиболее очевидные
угрозы экономике России, требующие адекватной реакции и нейтрализации,
можно выделить следующие сферы обеспечения экономической безопасности,
соответствующие наиболее уязвимым сферам экономической деятельности:
финансовую, промышленную, минерально-сырьевую, продовольственную,
энергетическую, экологическую, информационную, инновационную,
внешнеэкономическую.
По мнению отдельных авторов, система стратегического планирования
выступает наиболее эффективным механизмом, способным в современных
условиях обеспечить практическую реализацию инновационноориентированной модели социально-экономического развития, а также
эффективность государственного управления. Именно эта система управления
позволяет с достаточной обоснованностью определить основные цели
долговременного развития, прежде всего, цели, соответствующие требованиям
7
модернизации экономики страны и её регионов, а также создать надежные
механизмы практической реализации этих целей [12, c. 7].
В отличие от Государственной стратегии Стратегия экономической
безопасности вводит новый понятийный аппарат, определяя содержание таких
понятий как экономическая безопасность, экономический суверенитет,
национальные интересы в экономической сфере, риск в области экономической
безопасности и др. Указанные понятия впервые получили легальное
определение и помогают уяснить их точное содержание при том, что
обозначенные термины ранее использовались федеральным законодателем без
раскрытия их признаков.
Например, понятие «экономический суверенитет» использовалось в
федеральных законах от
Фрагмент для ознакомления
3
1. Государственная стратегия экономической безопасности
Российской Федерации (Основные положения) : одобрена Указом Президента
Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №
683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Абалкин Л.И.. Исследование состояния экономики России в
контексте обеспечения экономической безопасности // Ежегодник НИИ
фундаментальных и прикладных исследований. - 2018. - № 1 (10). - С. 120-127
4. Ахмедзянов Р.Р., Гузеева А.А. Состояние показателей
экономической безопасности страны в условиях функционирования
ЕАЭС//Молодежный научный вестник. – 2018. – С.5
5. Варюха А. О., Сурженко Л. В. Современные угрозы экономической
безопасности России // Молодой ученый. – 2017. – №8.8. – С. 3-5.
8
6. Глушак О.В., Давыдова М.В., Качанова А.С.К вопросу о сущности
экономической безопасности при реализации государственной политики //
Экономика. Социология. Право 2019 – №3(15) – С. 15-24.
7. Глушак Н.В., Лобановский А.М. Теневая экономика России как
угроза экономической безопасности государства // Вестник Брянского
государственного университета. - 2018. - № 2 (36). - С. 270-275
8. Глушак Н.В., Муравьева М.А., Назарова О.Г., Ребрина Т.Г., Силаева
В.В. Управление инновационными процессами в экономике как мера
обеспечения экономической безопасности страны. // Казанская наука. 2015. - №
2 - С. 61-63
9. Глушак О.В., Давыдова М.В., Качанова А.С.К вопросу о сущности
экономической безопасности при реализации государственной политики //
Экономика. Социология. Право –2019 – №3(15) – С. 15-24.
10. Из выступления Президента РФ Владимира Путина на 16-м
Петербургском международном экономическом форуме // Президент России.
URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15709 .
11. Илларионов А., Пивоварова Н. Можно ли определить оптимальную
долю бюджета в ВВП? // Экономическое обозрение. - 2015. - № 7. - С. 18
12. Казанцев С. В. О стратегии экономической безопасности // Мир
новой экономики. - 2016. - № 3. - С. 6-13.
13. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Якунина М.В. К84
Экономическая безопасность. Учебно-методическое пособие/ Крутиков В.К., –
Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), - 2018. – 196 с.
14. Любящий Россию желает ей свободы // ФГБУ «Редакция
«Российской газеты». URL: https://rg.ru/gazeta/2014/12/05.html .
15. Мага А. А. Понятийно-категориальный аппарат экономической
безопасности в современной науке // Вестник-экономист ЗабГУ (электронный
научный журнал). 2014. № 8.
16. Моргунов Е. В. О Стратегии экономической безопасности
Российской Федерации на период до 2030 года // Институт социально-
9
экономических проблем народонаселения РАН. Глас эксперта - Vox peritus.
URL: http://www.isesp-ras.ru/vox-peritus/2030.
17. Паньков В.С. Глобализация экономики: Qualis es et quo vadis? //
Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - № 1. - С. 16-24
18. Политика безопасности: состояние, проблемы и тенденции /М.Е.
Тарасов, Е.Г. Егоров, П.П. Баттахов (под общ. ред. В.Р. Дарбасова). - Якутск:
Издательский дом СВФУ, 2015. - 124 с.
19. Сенчагов В.К. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в
развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе
экономической безопасности РФ. – М., 2017. - 140 с.
20. Ситдиков С.А. Развитие системы размещения заказов на
выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда // Проблемы
современной экономики. 2011. № 3. С. 290.
21. Цыганов С. И. Понятие «экономическая безопасность» // Бизнес,
менеджмент и право. 2008. № 1. С. 107.
22. Шафиева А.Р. Экономическая безопасность. Факторы,
представляющие угрозу экономической безопасности РФ // Вестник
современных исследований. – 2019. – № 1.5 (28). – С. 325-328.