Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В России 2000-х гг. количественная и/или качественная экспансия госсектора в различных формах
стала однозначным трендом. Для 2000–2008 гг. была характерна тенденция к количественной
экспансии, однако во втором десятилетии 2000-х гг. тренд изменился: доля компаний с
госучастием в ключевых экономических показателях стабилизировалась или возрастала
3
незначительно (хотя необходимо отметить в определенной мере циклический характер данных
показателей с учетом макроэкономической конъюнктуры).
Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что процесс усиления роли
государства в экономике перешел в качественное состояние. Это происходит преимущественно
через повышение роли государственных структур (в том числе не имеющих прямого отношения к
хозяйственным операциям) в распределении финансовых ресурсов и контроле экономических
агентов, активизацию сформированных вертикально-интегрированных структур в ряде отраслей,
государственных корпораций и институтов развития, передачу в их капиталы имущества
непубличных государственных компаний, процессы приватизации, расширение сфер (зон
контроля) государственного регулирования.
В той или иной форме продолжается и характерный для 2000-х гг. процесс количественного
расширения госсектора — через внесение активов в ВИС, увеличение пакетов акций,
принадлежащих государству, в капиталах крупнейших публичных компаний, и др.
Целью написания курсовой работы является исследование обязанностей государственных
предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) определить понятие, сущность и виды государственных предприятий;
2) исследовать роль и место государственных предприятий в экономике страны;
3) изучить обязанности государственного предприятия;
4) изучить обязанности МФЦ Выборгского района г. Санкт Петербург.
Объектом исследования являются государственные предприятия.
Предметом изучения стала МФЦ Выборгского района г. Санкт Петербург.
Информационной основой для написания курсовой работы стали материалы МФЦ Выборгского
района г. Санкт Петербург, фактические и эмпирические материалы, представленные в научных
публикациях, а также информационные материалы, собранные автором в ходе исследования.
Методологическую основу работы составляет совокупность приемов, способов и методов
проведения исследования. В ходе обработки, изучения и анализа материалов был использован
комплекс аналитических, монографических, методов – объединенных системным подходом к
изучению данной проблемы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
1. Теоретически е основы обязанностей государственных предприятий
4
1.1. Понятие и назначение государственных предприятий
Государственное предприятие – это хозяйствующий субъект, находящийся в собственности
государства. Создание государственного предприятия осуществляется по распоряжению
должностных лиц органов государственного управления. Для назначения руководителя
государственного предприятия также издается распоряжение органа государственного
управления.
С руководителями государственных предприятий заключаются трудовые контракты.
Государственные предприятия делятся на бюджетные, в этом случае не финансируются за счет
средств соответствующего бюджета федерального или регионального уровня, и казенные, в том
случае если они полностью находятся в ведении определенного государственного органа.
Государственные предприятия встречается во всех государствах мира .
Например, в собственности государства находятся Лондонский метрополитен, Аэрофлот,
Швейцарские федеральные железные дороги, Эмиратские авиалинии и так далее. Следует
отличать государственные предприятия от предприятий с государственным участием. В первом
случае речь идет о полной собственности государства в отношении государственных предприятий
и их имущества, во втором случае речь идет о компаниях, в уставном капитале которых имеется
доля государства, которое владеет контрольным или иным пакетом акций предприятия.
Основой деятельности государственного предприятия является план социально-экономического
развития, выступающий в качестве важнейшего инструмента реализации экономической
политики государства. Государство определяет цели и виды деятельности государственных
предприятий, состав прав и обязанностей государственного предприятия, уровень
ответственности, порядок управления и так далее.
В настоящее время государство сохраняет в своей собственности предприятия, которые имеют
стратегическое значение для его развития или представляют собой естественной монополии .
1.2. Характеристика обязанностей государственных предприятий
Основной обязанностью государственного предприятия является ведении тех видов
деятельности, для осуществления которых это предприятие создается государством.
Государственное предприятие могут осуществлять только те виды деятельности, которые
предусмотрены уставом. Осуществление обязанности по ведению деятельности
государственными предприятиями предполагает их строгое функционирование в рамках
правового поля .
На состав обязанностей государственного предприятия оказывает влияние объем полномочий,
которым это предприятие наделяется в соответствии с законодательством и учредительными
документами. Государственные предприятия в соответствии с российским законодательством
могут создаваться: во-первых, на праве хозяйственного ведения; во-вторых, на праве
оперативного управления. Данные права определяют обязанности государственных предприятий
в отношении государственного имущества, которое закрепляется за ними на основе этого права.
5
Право хозяйственного ведения находится в зависимости от права государственной собственности
за счет ограничения вещного права, обусловленного принадлежностью имущества
государственного предприятия государству, а не самому предприятию. Право хозяйственного
ведения включает в себя передаваемые государственному предприятию права владения,
пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за этим предприятием, согласно его
назначению, видам деятельности, предусмотренным уставом государственного предприятия,
распоряжениям собственника и требованиям законодательства.
При этом обязанности государственного предприятия в отношении принадлежащего ему
имущества имеют существенные ограничения. Именно в ведении собственника имущества,
переданного государственному предприятию на праве хозяйственного ведения, находится
решение вопросов создания этого предприятия, определения целей, предмета его
функционирования, ликвидации и реорганизации, назначения руководства, контроля за
использованием имущества .
Государственное предприятие обязано обеспечивать собственнику получение части прибыли от
использования имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения. Обязанности
государственного предприятия не позволяют ему осуществлять сдачу имущества в аренду,
отдавать его в залог, вносить в уставные капиталы других организаций или как-то по-иному
распоряжаться имуществом без наличия согласия собственника .
Государственные предприятия, получающие имущество на праве оперативного управления,
получают возможность владеть и пользоваться этим имуществом в пределах, ограниченных
законодательством сообразно целям деятельности и назначению имущества. При отсутствии
ограничений в их обязанности входит распоряжение имуществом при наличии согласия
собственника. Государственные предприятия обязаны вернуть собственнику неиспользуемое,
излишнее или применяемое не по назначению имущество, закрепленное за ним. Аналогичное
правило распространяется на имущество, приобретенное государственным предприятием за счет
средств
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для
вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2018. – 630 с.
2. Голикова Г.В. Управленческая экономика: Учебное пособие / Г.В. Голикова, Д.С. Петров,
И.В. Трушина, Н.В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.
3. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов.
– М.: ГроссМедиа, 2017. – 255 с.
4. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие /
Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 364 с.
5. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Р.Т.
Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 684 с.
6
6. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю.
Наумов. – М.: Дашков и К, 2016. – 556 с.
7. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.:
Инфра-М, 2017. – 304 с.
8. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие /
В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
9. Пономаренко, Е.В. Управленческая экономика. Учебник и практикум для бакалавриата и
магистратуры / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. – М.: Юрайт, 2018. – 216 с.
10. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие /
О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
11. Сажина М.А. Управленческая экономика. Учебник / М.А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2018. –
208 с.
12. Тарасенко, О.А. О предпринимательской и приносящей доход деятельности
некоммерческих организаций актуальные вопросы корпоративного права / О.А. Тарасенко //
Юрист. – 2018. – № 23. – С. 15-18.
13. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие
/ М.И. Халиков. – М.: Флинта, 2016. - 480 с.
14. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник / В.Е.
Чиркин. – М.: Норма, 2016. – 432 с.
15. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Ю.Н.
Шедько. – М.: Юрайт, 2016. – 570 с.
16. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность /
В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2016. – 200 с.
17. Чеканский, А.Н. Управленческая экономика. Практика применения. Учебное пособие / А.Н.
Чеканский, В.А. Коцоева, С.Е. Варюхин. – М.: Дело, 2018. – 170 с.
18. Чепелева, Г.В. Управленческая экономика. Учебное пособие / Г.В. Чепелева, Н.А. Далисова.
– М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. – 156 с.