Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное информационное общество представляет собой
особый вид социального структурирования, и власти.
На данный момент основным ресурсом, на котором базируется политическая и экономическая
стабильность, является ресурс контроля и управления информационными потоками.
Средства массовой информации стали главным инструментом влияния в современном обществе.
Массовое сознание становится своего рода контролируемым пространством и формируется
транслируемыми средствами массовой информации высказываниями, установками,
стереотипами. Прогнозирование, формирование и контроль реакции, поведения и потребностей
аудитории в самом широком смысле является одной из важнейших функций современной
медиасистемы.
Такие возможности СМИ стали мощным оружием в мировой политике, инструментом решения
масштабных проблем. В этих условиях информационная война, а также локальные конфликты
являются для развитых стран наиболее выгодным средством достижения своих глобальных целей.
Интернет является внушительной базой информации, но как показывает практика, далеко не все
данные являются достоверными. К сожалению, пользователи всемирной паутины вынуждены
изучать различную информацию, которая составлена из-за ошибочного мнения, не грамотного
представления или намеренного заблуждения.
В современном мире, когда СМИ стали не только средством передачи информации, но и
сильнейшим инструментом манипулирования и насаждения новых ценностей, а также, создания
контр-ценностей, уже сложно чётко определить эти зависимости.
Совершенно ясно одно – мы зависимы от средств массовой информации и зависимы, может быть,
даже больше, чем СМИ от общества. Возможно, мы, сами того не замечая, уже давно стали
частью мира СМИ и живём по его законам.
Надо признать, что СМИ стали одной из властных структур в современном обществе, и с этим едва
ли теперь можно поспорить.
Актуальность исследования состоит в том, что сведения о частной жизни, как и персональные
данные, относятся к конфиденциальной информации, а значит, доступ и к изображениям людей
строго ограничен.
Анализ последних исследований и публикаций.
Проблемы правовых аспектов распространения информации СМИ: изображения людей.
Свои труды посвятили этим проблемам такие ученые: Д.А.Гуржий, С.В.Коновченко, С.В.Кузьменко,
Г.Лебон, У.Липпман, Н.Луман, И.Р.Мархасев, В.Матвеев, С.Мирзоев, А.К.Михальская,
А.У.Мухаммадиев, А.Н.Плющ, Ю.М.Резник, И.И.Сокол, П.А.Сорокин, А.А,Уваров, Е.Ф.Усманова,
М.Г.Яковлева и др.
Объект исследования: средства массовой информации.
Предмет исследования: изображение людей СМИ.
Цель исследования: изучить особенности правовых аспектов распространения информации СМИ:
изображения людей.
4
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать СМИ как социальный институт;
- рассмотреть этические основы профессионального журналиста;
- проанализировать особенности публикации изображений людей в СМИ: риски, правила,
правовая ответственность;
- рассмотреть судебную практику по защите изображения людей;
- определить основания для освобождения редакций СМИ и журналистов от ответственности.
Методы исследования. Методология исследования, ставшая базой для формирования
адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический, научносодержательный и методический уровни.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных
задач.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 32 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 25 источников.
5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЛЮДЕЙ СМИ
1.1 Публикация изображений людей в СМИ: риски, правила, правовая ответственность
Средства массовой коммуникации в любом обществе выполняют важную информационную роль,
т. е. является своеобразным посредником между властью и населением. При этом в процессе
функционирования СМИ связь между коммуникатором и реципиентом осуществляется в двух
направлениях.
Другими словами, осуществляется коммуникация – своеобразное общение, но не личное, как в
повседневной жизни, а с помощью массовых форм связи, где существуют специальные
технические каналы, с помощью которых СМИ имеют обеспечивать выполнения информационных
потребностей общество.
СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их
деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации,
которая адресуется аудитории, определяет ее отношение к действительности и направление
социальной деятельности. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не только
информируют, сообщают новости, но и пропагандируют отдельные идеи, взгляды, учения,
политические программы и тем принимают участие в социальном управлении.
Путем формирования общественного мнения, убеждений, выработки определенных социальных
установок, СМИ направляют деятельность человека в определенное русло. Вся работа СМИ
направлена на выполнение функции содействия полной и разносторонней социальной
ориентации масс.
Разберем как юридически корректно использовать фотографии людей в СМИ, социальных сетях и
на сайтах, когда изображения можно опубликовать без согласия человека, а если согласие
необходимо – то каким оно должно быть, и всегда ли нужно спрашивать разрешение родителей
при фотографировании детей.
Что такое «право на изображение»? Право на изображение закреплено ст. 152.1 ГК РФ и означает,
что обнародование и дальнейшее использование изображения человека (в том числе его
фотографии, видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он
изображен) допускаются только с согласия этого человека. В 2015 году Пленум Верховного суда
РФ пояснил некоторые спорные аспекты, например, о съемке в публичном месте или
коллективном снимке .
Каковы общие принципы использования изображений людей – в СМИ, социальных сетях, на
сайтах? Во-первых, не нужно ставить фотографию в ложный контекст – например, когда у
редакции нет актуального снимка и она берет из архива фото, имеющее отношение к совершенно
другому событию. Тот, кто изображен на такой фотографии, может обратиться в суд, если ему не
понравится контекст публикации, заголовок или то, как он выглядит на фото – и у редакции при
этом не будет разрешения изображенного человека на публикацию фото в новом контексте. Вовторых, следует с осторожностью использовать фотографии из соцсетей. В 2016 году Пленум
Верховного суда РФ разъяснил, что публикация человеком фотографий в соцсетях (неважно,
аккаунт закрыт или открыт) не является его согласием на свободное использование фотографий
третьими лицами . В-третьих, надо учитывать, что у фотографии есть свой автор. Поэтому при
использовании портретной фотографий для публикации в СМИ необходимо помнить о
6
необходимости получить согласие не только изображенного крупным планом человека, но и
автора изображения.
Когда изображение может быть использовано без согласия человека?
Закон предусматривает следующие случаи свободного использования фотографий людей:
1. Если изображение используется в государственных, общественных или иных публичных
интересах.
Государственный интерес: в п.44 Постановления Пленума ВС РФ №25 говорится, что согласие на
использование фотографии гражданина не требуется, если публикация необходима в целях
защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в
том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от
30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"
3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным
голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8
– ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Приказ Департамента образования и науки Администрации Приморского края от 11
января 2007 г. № 20-а «Об утверждении классификаторов информационных ресурсов сети
Интернет». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Аудитория и мониторинг СМИ / Ф.И. Шарков, В.И. Баранова // Соц. Исследования. – 2005. -
№10. – С.106-110.
6. Воздействие СМИ на формирование общественного мнения и ценностных ориентаций
населения / О.В. Баскакова // Актуальные проблемы современной науки. – 2004. - №6. – С. 266-
272
7. Гуржий Д.А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. –
2015. – №12. – С. 991-993.
8. Дубровина М.А. Защита конституционного права на свободу мысли и слова в современной
России: дис. ... канд. юрид. Наук / М.А. Дубровина. – Саратов, 2007. – 208 с.
9. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: ЭКСМО, 2003. – 832 с.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября
1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) (Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова
Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников О.А., Копьев А.В., Кухаренко Т.А.,
7
Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г., Юдина А.Б.)//
http://www.consultant.ru
11. Коновченко С.В. Общество – сми – власть / Коновченко С.В. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001.
– С.8-9.
12. Матвеев В. Информационное воздействие на человека и на общество // ОБЖ. – 2010. - №4.
– С. 33-36.
13. Миндрова Е.А. Коллизия права граждан на доступ к информации и права на
неприкосновенность частной жизни в условиях информационного общества: автореф. дис. … канд.
юрид. Наук / Е.А. Миндрова. – М.: ИГП РАН, 2007. – 37 с.
14. Михальская А.К. Язык российских СМИ как манипулирующая система // Язык СМИ как
объект междисциплинарного исследования. Тезисы докладов международной научной
конференции. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 23-25.
15. Мухаммадиев А.У. Роль и значение информации в построении гражданского общества //
Молодой ученый. – 2012. – №12. – С. 386-388.
16. Плющ А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат //
Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 77-86.
17. Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / отв. ред. И. Ю.
Богдановская. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. – 344 с.
18. Резник Ю.М. Гражданское общество в современной России: проекты и возможности их
реализации // Личность. Культура. Общество. – 2006. –№ 1 (33). – С. 80-89.
19. Резник Ю.М. Гражданское общество как социокультурный проект современной России:
возможности и парадоксы реализации // Управленческое консультирование: Научно-практ.
журнал. – 2006. – № 1. – С. 55-73
20. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения / Н. Г. Игнатов, С.М. Мотков //
Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. – 1997. - №1. – С. 19 – 27.
21. Салемгареева Л.С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии
манипулирования / Л.С. Салемгареева // Наука. Вестник электронных и печатных СМИ. – 2017. –
№ 2. – С.20
22. СМИ и общество / Е. П. Яценко // Культура в современном мире. – 1999. - №2. – С.65-80
23. Снетков В.Н. Средства массовой информации как фактор реализации свободы слова и
право на информацию (политикоправовой аспект): дис. … докт. полит. Наук / В.Н. Снетков. – СПб.,
2001. – 489 с.
24. Сокол И.И. Роль СМИ в формировании общественного мнения // Научное сообщество
студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф.
– 2015. – № 4(40). – С.5
25. Уваров А. А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и
муниципальное право. – 2008. – № 15. – С.3
26. Усманова Е.Ф. Роль средств массовой информации в процессе формирования правовой
культуры и гражданского общества // Вопросы современной юриспруденции. – 2015. – № 7-8 (48).
– С. 73-76.
8
27. Хосейн Г. Введение цензуры и ее последствия // Политика информационного общества:
ограничение и сдерживание глобальных потоков данных. Изд. на рус. яз. – М.: МЦБС, 2008. – 68 с.
28. Цыганкина Е.А. Охрана изображения и частной жизни гражданина // Законность и
правопорядок в современном обществе. 2014. № 19. С. 63-69.
29. Чеботарева А.А. Совершенствование форм и методов борьбы с распространением в сети
Интернет средствами массовой информации диффамационных материалов: дис. ... канд. юрид.
Наук / А.А. Чеботарева. – М.: 2008. – 185 с.
30. Яковлева М.Г. Опубликование социологической информации как фактор влияния на
электоральное поведение граждан // Исторические, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота. – 2014. –
№ 4 (42). – С.4