Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях нестабильности экономической
системы страны, влияния западных санкций и возникновения кризиса, вектор развития и
стабилизации экономической системы переместился на предприятия, так как именно от того
насколько эффективно они работают, зависит работа всей экономической системы страны в
целом. Чтобы работать на рынке предприятие должно знать основы стратегического
планирования.
Объектом исследования является МАДОУ №70.
Предмет исследования – стратегическое планирование.
Целью исследования разработка стратегического плана развития МАДОУ №70.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
изучить основные теоретические основы стратегического планирования;
провести анализ стратегического планирования в организации МАДОУ №70;
разработать стратегический план МАДОУ №70;
провести оценку эффективности стратегического плана.
Теоретико-методологической основой данной работы являются концепции и гипотезы,
обоснованные и представленные в современных научных публикациях по маркетингу. В
исследовании использованы методы сравнительного и экономического анализа, метод -
экспертных оценок.
Информационной основой исследования выступают статистические данные объекта
исследования и открытые источники, размещенные в сети Интернет.
Нормативно-правовую основу исследования составляют локальные нормативные акты,
регламентирующие деятельность и другие документы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗ И
ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Общая характеристика стратегического планирования
Стратегическое планирование имеет более важное значение для тех предприятий, которые ведут
жесткую конкурентную борьбу, поскольку в современных условиях компаниям достаточно сложно
развиваться и выходить на планируемые рынки без плана.
Разработка стратегического плана является систематизированным и логическим процессом,
основанным на рациональном мышлении, а также искусством прогнозирования, расчетов,
исследований и выбора альтернативных вариантов
Кунах Ю.В. он трактует стратегическое управление как некий процесс, результатом которого
является принятие решения и разработка на его основе стратегических документов . По его
4
мнению, принятие решений основано на двух подходах: на анализе внутренней среды
предприятия и внешней и достижении целей.
О.С. Виханский по своему трактует стратегическое управление. По его мнению, это такое
«управление предприятием, основой которого является персонал, потребитель. Все управление
направлено на удовлетворение потребностей потребителя, не смотря на изменения внешней и
внутренней среды .
По результатам стратегического планирования разрабатывается стратегический план, который
дает возможность предприятию определится с вектором своего развития, определить ресурсы
реализации стратегии, понять специфику и динамику рынка и т.д. по итого, стратегический план
направлен на приобретение конкурентных преимуществ предприятием.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов, рис. 1.
Рисунок 1 - Стратегическое планирование
Итак, на первом этапе стратегического планирования определяется миссия и цели предприятия.
На втором этапе проводится анализ среды: внешней и внутренней, по результатам которого
предприятие определяет свои сильные и слабы стороны и определяет стратегию своего развития.
В последствии разрабатывается план реализации стратегии и ее контроль.
После определения миссии и цели проводится стратегический анализ, который предполагает
изучение внешней среды, внутренней среды и непосредственного окружения.
После проведения стратегического анализа предприятие приступает к разработке стратегии. В
различных источниках предлагаются разные и порой противоречивые определения стратегии.
Например, Д.Ю Аакер трактует стратегию как метод установления долгосрочных целей
предприятия .
1.2. Этапы стратегического планирования
Составление стратегического плана предприятия осуществляется в несколько этапов:
1. Проведение анализа окружающей среды, как внешней, так и внутренней.
2. Определение целей предприятия.
3. Выработка стратегии и выбор альтернативных вариантов: стратегии маркетинга,
финансовой стратегии, стратегии НИОКР, стратегии производства, социальной стратегии,
стратегии организационных изменений, экологической стратегии.
5
В результате проведения описанных этапов определяется структура плана, которая состоит из
формулирования целей и задач предприятия, оценки и анализа внешней среды, стратегии
развития компании.
В разделе плана, посвященного целям и задачам, определяются важнейшие задачи и цели при
развитии предприятия, поэтому их необходимо с максимальной точностью и степенью
реальности сформулировать, на основе данных о финансовых и других ресурсах предприятия .
Главная цель компании определяется как миссия, а все остальные разрабатываются для ее
реализации. Выработанные цели являются критериями всего последующего процесса по
принятию управленческих решений.
Как только цели и миссия определены, начинается этап оценки и анализа внешней среды. А
именно:
1. Оцениваются изменения, воздействующие на различные стороны текущей стратегии.
2. Определяются факторы, представляющие угрозу для действующей стратегии компании.
3. Осуществляется контроль и анализ действий конкурентов.
4. Определяются факторы, предоставляющие больше возможностей для достижения общих
целей фирмы путем корректировки плана.
С помощью анализа внешней среды можно контролировать внешние факторы, получать важные
результаты.
Таким образом, проведение анализа внешнего воздействия позволяет компании создать
перечень возможностей и опасностей, с которыми она может столкнуться в данной среде. Чтобы
осуществлять успешное планирование, руководству компании необходимо иметь наиболее
полное представление также и о внутренних возможностях и недостатках.
Модель развития организации включает в себя пять этапов:
1. Стадию планирования, когда организация готова к определению стратегии роста.
2. Начальную стадию. На данном этапе проявляются и ликвидируются узкие места в
структуре реализации отдельных проектов, также увеличивается объем продаж.
3. Стадии проникновения.
4. Стадию ускоренного роста.
5. Переходную стадию .
Цель начальной стратегии – это умеренный рост для обеспечения предприятию выхода на
оптимальный уровень эффективности. Руководство компании контролирует ускорение темпов
развития, старается своевременно выявлять узкие места и ликвидировать их. При проведении
стратегии проникновения предприятие направляет все усилия на глубокое проникновение в
рыночную среду, для этого укрепляются и развиваются основные производственные процессы,
усиливаются финансовые позиции, модернизируются основные фонды.
6
Цель стратегии ускоренного роста состоит в полном использовании как внутренних, так и внешних
возможностей. Данная стадия должна длиться как можно дольше, поскольку на ней наиболее
полно используются ресурсы, повышение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В.
Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.25.
2. Аакер, Д. Ю. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. / под ред. Ю. Н.
Каптуревского. СПб.: Питер, 2017. – С. 10.
3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко.
- М.: ИНФРА-М, 2017. - 285 c.
4. Кунах Ю. В. Стратегическое управление предприятием на основе бюджетных моделей:
диссертация…кандидата экономических наук: 08.00.05. - Ставрополь, 2018. – С. 15.
5. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный
менеджмент . Учебник .- М: Книжный мир, 2015.- 491 с.
6. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков,
И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
7. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело
РАНХиГС, 2013. - 488 c.
8. Оксинойд, К.Э. Розина Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление
социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое
пособие / К.Э. Оксинойд., Е.В. Розина. - М.: Проспект, 2014. - 64 c.
9. Райзберг Б.А. Экономический словарь. – м.: Юнити, 2014. – С. 58.
10. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.:
Юрайт, 2014. – С.25.
11. Чейз Ричард Б., Эквилайн Николас Дж., Якобс Роберт Ф., Произ-водственный и
операционный менеджмент, 10-е издание.: Пер.с англ.: М.: «И.Д. Вильяс», 2014. -704 с.
12. Шило И.В. Общий менеджмент. Учебное пособие – М.: ВШМБ, 2018. – 214 с.
13. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д.
Дорофеев, В.А. Дресвянников. - М.: КноРус, 2017. - 320 c.
14. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2017. - 240 c.