Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что в научной
печати все чаще раздаются голоса специалистов-археологов, которые
доказывают, что у пазырыкцев не было культа коня. Доводы таких экспертов
понятны. Они утверждают, что кони располагаются в кургане на некотором
удалении от своего хозяина. Так же можно выделить целый ряд препятствий,
которые отделяют хозяина коней от его упряжки.
С другой стороны, следует сказать, что есть ряд признаков, которые
указывают на наличие такого культа. Прежде всего, следует сказать, что
2
лошадей хоронили вместе с их хозяевами. При этом нужно отметить, что
лошади были признаком богатства и незаурядности похороненного.
Так же лошади выполняли функцию проводника души усопшего в
загробный мир. Лошади если так можно выразиться должны были внести
душу покойного в загробный мир. Именно по этой причине лошадей
хоронили не просто, а в полной экипировке и даже взнузданными.
По-видимому, все эти приготовления должны были облегчить
деятельность души усопшего в загробном мире, помочь ему занять в
иерархии этого нового мира достойное и подобающее ему место.
Так же следует сказать, что пазырыкцы украшали похороненных
лошадей. В частности, они тщательно украшали сбрую, элементы седла,
уздечку и многое другое. По представлению пазырыкцев тщательно
украшенная лошадь не только будет преданно служить своему хозяину в
загробном мире, но также она будет достойно представлять покойного
хозяина среди других душ находящихся в загробном мире.
С другой стороны, современные археологи все еще изучают культуру
пазырыкцев. Ученые не могут уверенно утверждать, что они знают об их
культуре все.
Цель исследования – выявить особенности культа коня в погребальном
обряде в пазырыкской культуре горного Алтая.
Объект исследования – пазырыкская культура горного Алтая.
Предмет исследования – культ коня в погребальном обряде в
пазырыкской культуре горного Алтая.
Задачи исследования:
1. Дать анализ пазырыкской культуры;
2. Выявить место коня в погребальной культуре пазырыкцев;
3. Описать особенности пазырыкской погребальной культуры;
4. Рассмотреть особенности погребального обряда пазырыкцев.
3
1. Теоретические аспекты исследования пазырыкской культуры
1.1. Понятие о пазырыкской культуре
Пазырыкская культура – археологическая культура раннего железного
века (скифского времени).
Датируется второй половиной VI-II вв. до н.э. Занимала всю
территорию Горного, предгорные районы Алтайского края, Восточного
Казахстана и прилегающую часть Западной Монголии. Исследованием
памятников и их интерпретацией занимались В.В. Радлов, С.И. Руденко,
М.П. Грязнов, С.В. Киселев, С.С. Сорокин, В.Д. Кубарев, А.С. Суразаков,
В.А. Могильников, В.И. Молодин, Н.В. Полосьмак, В.А. Кочеев, Ю.Ф.
Кирюшин, П.И. Шульга, Н.Ф. Степанова, Л.С. Марсадолов, А.А. Тишкин и
др. археологи [33].
Термин «пазырыкская культура» впервые в 1954 использовал В.Н.
Чернецов, взяв его из названий курганов урочища Пазырык Улаганского
района. Широко применяться он стал позднее, в 1970-1980-е.
В развитии Пазырыкской культуры выделяют три хронологических
этапа: середина VI - конец V вв. до н.э., конец V – конец IV вв. до н.э., конец
IV – II вв. до н.э. В вопросах происхождения Пазырыкской культуры, ее
общей хронологии, наименования и датировки отдельных этапов до сих пор
нет единого мнения. Пазырыкская культура сменяет предшествующую
бийкенскую культуру.
Смена культур хорошо фиксируется не только иным погребальным
обрядом, но и отличным предметным комплексом. В процессе развития шло
расширение территории Пазырыкской культуры, рост населения, социальная
дифференциация, качественные изменения в экономике, эволюция орудий
труда, конской сбруи, вооружения и прочим. Обогатилось и усложнилось
мировоззрение населения [6].
4
В большей мере культура исследована по погребальным комплексам,
однако значительную информацию дают также поселенческие материалы,
петроглифы, святилища.
Наиболее известными погребальными памятниками Пазырыкской
культуры являются Пазырык, Башадар, Шибе, Туэкта, Ак-Алаха, Юстыд,
Уландрык, Кызыл-Джар, Тыткескень, Кайнду, Майма-IV и др. Курганы с
каменной, реже – каменно-земляной насыпью, часто имеющие по периметру
кольца из крупных валунов, расположены цепочками.
В центре имеются глубокие могильные ямы, на дне которых
установлены погребальные срубы, иногда каменные ящики (кара-кобинский
тип). У северных стенок ям помещались сопроводительные захоронения
лошадей с комплектом сбруи. Погребенные уложены на правом боку с
подогнутыми ногами и ориентированы в восточный сектор [7].
Инвентарь традиционен: глиняная, иногда деревянная посуда, ножи,
зеркала, предметы вооружения – кинжалы, чеканы, наконечники стрел,
поясные крючки. Ряд изделий украшен изображениями в скифо-сибирским
зверином стиле. Зафиксированы остатки заупокойной пищи в виде костей
овцы. Погребальные сооружения знати более крупных размеров —
диаметром до 50-60 м.
Инвентарь более богат и изыскан, количество лошадей большее (до 22
в Катандинском кургане). В мерзлотных курганах обнаружены
мумифицированные тела, часть из которых имеют татуировки. Встречены
предметы из кожи, войлока, тканей, дерева, как местного, так и импортного
производства.
Для Пазырыкской культуры характерно наличие «скифской триады»,
объединяющей ее с другими культурами евразийских степей. Это
идентичные комплексы вооружения, конструкция и предметы конской сбруи,
скифский звериный стиль [3].
Поселения исследованы еще недостаточно и главным образом в
Северном и предгорном Алтае. В основном это небольшие поселки,
5
расположенные на возвышенных местах у водоемов. Жилища были
полуземляночного типа со столбовой или рубленой конструкцией стен, с
очагом в центре. О наличии срубных сооружений свидетельствуют
погребальные конструкции пазырыкцев. Очевидно, в центральных и южных
районах Горного возводились наземные постройки. Основу хозяйства
составляло полукочевое скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупного
рогатого скота. Большую роль играла охота, в удобных местах занимались
земледелием [8].
Широко развиты были многочисленные ремесла и промыслы:
металлургия, обработка рога, кости, камня, дерева, кожи, гончарное
производство, ткачество. Существовал товарообмен. В погребениях
обнаружены вещи из Передней и Средней Азии, Китая, других территорий.
Жили пазырыкцы небольшими общинами, которые объединялись в
роды, племена, союзы племен. У них существовала сложная система
религиозно-мифологических представлений, отразившихся в искусстве,
погребальном обряде и других компонентах культуры, в которых тесно
переплелись реалистические и мифологические идеи о человеке, его месте в
общественной жизни, о природе, вселенной, мироздании.
Во II в. до н.э. на Алтай проникло другое население, сыгравшее
главную роль в становлении новой булан-кобинской, а на Северном Алтае –
майминской культуры гунно-сарматского времени [21].
Таким образом, можно сделать вывод, что пазырыкская культура
возникла на территории современного Алтая, а также захватывает
территорию Монголии и Восточного Казахстана. Так же нужно отметить, что
пазырыкская культура пришла на смену устаревшей бийкенской культуре.
С другой стороны, нужно отметить, что знакомство исследователей с
пазырыкской культурой началось с изучения погребальных традиций.
Именно особенности организации мест захоронения у представителей
пазырыкской культуре позволило сделать вывод о существовании у них
культа коня.
6
1.2. Место коня в пазырыкской культуре
Кони в курганах пазырыкской культуры (VI-III вв. до н.э.) занимали
подчинённое положение, которое полностью зависело от ориентации
человека-«хозяина». Ранее считалось, что обряд погребения с лошадью – это
наиболее я
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С.М. Пазырыкцы: погребальный обряд. – Сыктывкар:
Слово, 2015. – 560 с.
2. Антоневская М.В., Круглякова В.Д., Петренко Е.Ф.
Погребальный обряд в пазырыкской культуре. – Волгоград: Ижора, 2016. –
463 с.
3. Арбузова К.А., Суркова И.К., Домрачева И.М. Пазырыкская
культура в зоне Горного Алтая // Современная археология. – 2016. – № 10. –
С. 54–67
4. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Пузырыкская
культура // Материалы научно-практической конференции «Проблемы
археологического исследования древних культур». – Челябинск:
Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
5. Артемьева С.С., Глинская А.В. Особенности процедуры
погребения в пазырыкской культуре // Сборник статей Волгоградского
государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 55–67
6. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г.
Современные и классические подходы к изучению пазырыкской
погребальной культуры // Материалы международной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы развития современной археологии». –
7
Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина,
2017. – С. 15–27
7. Богдановская Е.А., Щербакова А.С. Культура и традиции региона
горного Алтая. От древних времен до наших дней. – Екатеринбург: Эксперт,
2016. – 70 с.
8. Боровикова М.И., Алтынина Л.М., Скрипникова А.А.
Современные подходы к изучению культурного наследия скифов //
Материалы научно-практической конференции «Анализ наследия скифов». –
Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. – С. 25–40
9. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Сравнение
культуры пазырского периода и современного мира // Гуманитарные
исследования. – 2017. – № 1. – С. 40–52
10. Быков Н.И., Рыгалова Н.В., Дашковский П.К., Мейкшан И.А.
Дендрохронологический анализ археологической древесины из памятников
Cеверо-Западного Алтая//Вестник алтайской науки. 2014. №1. С. 267-272.
11. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Место коня в
погребальной культуре пазырской эпохи // Материалы научно-практической
конференции «Актуальные проблемы археологического исследования в
России». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018.
– С. 79–90
12. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Пазырская культура. – Тверь:
Зеркало, 2012. – 390 с.
13. Васильев С.К. Лошади из погребений скифского времени
Горного Алтая//Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2000. С. 237-242.
5. Витт В.О. Лошади Пазырыкских курганов//Советская археология.
1952. №16. С. 165-179.
14. Воевода М.И., Шульгина О.Е., Нефедова М.В. Куликов И.В.,
Дамба Л.Д., Губина М.А., Кобзев В.Ф., Ромащенко А.Г. Палеогенетические
исследования носителей культуры раннего железного века Горного Алтая
(плоскогорье Укок)//Население Горного Алтая в эпоху раннего железного
8
века как этнокультурный феномен: происхождение, генезис, исторические
судьбы (по данным археологии, антропологии, генетики). Новосибирск, 2003.
С. 121-147.
15. Волков В.В. Оленные камни Монголии. М., 2002. 248 с.
16. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Культура алтайских скифов //
Материалы межвузовской научно-практической конференции «История и
культура Горного Алтая». – Ярославль: Ярославский педагогический
институт, 2017. – С. 89–99
17. Гребнев И.Е., Васильев С.К. Лошади из памятников пазырыкской
культуры Южного Алтая//Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы.
Новосибирск, 1994. С. 106-111.
18. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности
организации деятельности археологов в Горном Алтае // Материалы
международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
деятельности археологических организаций в России и за рубежом». –
Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2018. – С.
97–116
19. Дашковский П.К. Инской долновый памятник скифо-сакского
периода в Западном Алтае//Древние культуры Монголии и Байкальской
Сибири. Кызыл, 2014б. С. 207-210.
20. Дашковский П.К. Исследование курганов на могильнике ЧинетаII//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: мат. конф.
Барнаул, 2013а. Вып. XVIII-XIX. С. 133-137.
21. Дашковский П.К. Исследование курганов скифской эпохи в
Западном Алтае//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского
края. Барнаул, 2015б. Вып. XXI. С. 88-92.
22. Дашковский П.К. Направления комплексного изучения
материалов из курганов скифского времени Северо-Западного
Алтая//Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: мат. междунар.
конф. Улан-Баатр, 2012. Т. 2. С. 590-594.
9
23. Дашковский П.К. Основные направления изучения памятников
древних и средневековых кочевников Чинетинского археологического
микрорайона на Алтае//Современные решения актуальных проблем
евразийской археологии: мат. междунар. конф. Барнаул, 2013б. С. 187-190.
24. Дашковский П.К. Погребальные памятники кочевников скифосакского периода в Северо-Западном Алтае//Диалог культур Евразии в
археологии Казахстана. Астана, 2014в. С. 235-243.
25. Дашковский П.К. Предварительные итоги исследования курганов
скифского времени на могильнике Ханкаринский дол (Алтай)//Древние
культуры Монголии и Байкальской Сибири: мат. междунар. конф. Иркутск,
2011. С. 160-163.
26. Дашковский П.К. Стелы и оленные камни из памятников древних
кочевников Северо-Западного Алтая//Мировоззрение населения Южной
Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2014а.
Вып. VII. С. 46-62.
27. Дашковский П.К. Чинетинский археологический микрорайон на
Алтае: некоторые итоги и перспективы исследования//Археологические
микрорайоны Северной Евразии. Омск, 2004. С. 34-37.
28. Дашковский П.К., Гончарова Н.С., Мейкшан И.А. Продолжение
исследования курганов на могильнике Инской дол//Полевые исследования в
Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография,
устная история. Барнаул, 2015. Вып. 10. С. 40-44.
29. Дашковский П.К., Грушин С.П. Кенотафы пазырыкского времени
Горного Алтая//Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока: тез.
докл. ХХХVIII регион. арх.-этнограф. студ. конф., посвящ. 90-летию
академика Алексея Павловича Окладникова. Улан-Удэ, 1998. С. 51-52.
30. Дашковский П.К., Карымова С.М. Вещь в традиционной
культуре Центральной Азии: философско-культурологическое исследование.
Барнаул, 2012. 252 с.
10
31. Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Исследование курганов
скифского времени на могильнике Чинета-II и Инской дол//Сохранение и
изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2014. Вып. XX. С.
94-100.
Контекст: ...Обнаружение такого типа объектов не редкость в СевероЗападном Алтае (Дашковский П.К., 2014).
32. Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Исследование погребальных и
ритуальных объектов на могильнике Чинета-II//Сохранение и изучение
культурного наследия Алтая. Барнаул, 2011а. С. 73-78.
33. Дементьева А.А., Голубинская И.М. Пазырская погребальная
культура. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 297 с.
34. Дурягина И.И. Кони в пазырской погребальной культуре. –
Тверь: Диамант, 2016. – 230 с.
35. Зайков В.В., Дашковский П.К., Зайкова Е.В., Котляров В.А.,
Юминов А.М., Блинов И.А. Микровключения платиноидов в древних
золотых изделиях: распространение, состав, преобразования//Минералогия.
2015. №2. С. 38-57.
36. Зайков В.В., Яблонский Л.Т., Дашковский П.К., Котляров В.А.,
Зайкова Е.В., Юминов А.М. Микровключения платиноидов группы
самородного осмия в древних золотых изделиях Сибири и
Урала//Археология, этнография и антропология Евразии. 2016. №1. С. 93-
103.
37. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Особенности
изучения курганов скифов. Опыт Горного Алтая // Материалы научнопрактической конференции «Организация археологических раскопок в
Горном Алтае и на Дальнем Востоке». – Махачкала: Дагестанский
федеральный университет, 2017. – С. 80–105
38. Казанцева Е.В., Петренко Р.А., Овсянникова С.А.
Археологические раскопки поселений скифов на Алтае. – Ульяновск: Старт,
2018. – 80 с.
11
39. Кравцова Е.К. Скифы в Горном Алтае. – Воронеж: Слава, 2016. –
С. 106–120
40. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции
развития археологических знаний об эпохе скифов и пазырской эпохе //
Материалы международной научно-практической конференции
«Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия,
2018. – С. 59–72
41. Могильник пазырской культуры ханкаринский дол на Алтае:
Характеристика погребального обряда и основные направления
междисциплинарных исследований. Народы и религии Евразии, 9(9), 42-66.
извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2099
42. Москалева А.А. Пазырская культура. – Владикавказ: Южное
издательство, 2017. – 390 с.
43. Москвина Ю.В., Малинина Н.С. Организация работы археологов
при раскопках пазырских курганов // Сборник статей Кубанского
федерального университета. Вып. 6. Археология. – Краснодар: Издательство
КубФУ, 2015. – С. 40–52
44. Очир-Горяева. М.А. Сопровождающие конские захоронения в
пазырыкских курганах. // Древности Сибири и Центральной Азии. Сборник
научных трудов, посвященный юбилею В.И. Соенова. – Горно-Алтайск,
2014. – № 7(19). – С. 120–130.
45. Холодова Д.А., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Анализ роли
коня в пазырской погребальной культуре // Сборник статей Казанского
государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 212–
223
46. Чикишева Т. А., Полосьмак Н. В., Зубова А. В. Новые данные о
погребальном комплексе кургана 1 могильника Ак-Алаха 3 // Археология,
этнография и антропология Евразии. 2015. № 1 (61). С.144—154.