Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность деятельности любого предприятия характеризуется ее финансовым результатом, который представляет собой прибыль предприятия и обеспечивает производственное и финансовое развитие предприятия. Изучая прибыль предприятия необходимо обратить пристальное внимание на влияние внутренних факторов, так как они позволяют определить внутренние резервы прибыли.
Тема исследования является актуальной, так как целью любого предприятия является получение прибыли, сохранение и наращивание капитала. Достижение поставленной цели обеспечивает предприятию необходимый уровень эффективности работы. Чистая прибыль предприятия выступает в качестве основного источника увеличения капитала. Проведение экономического анализа позволит выявить причины изменения показателей результатов деятельности и резервов роста прибыли.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Финансовые результаты: экономическая сущность, порядок формирования, показатели оценки
Финансовые результаты коммерческого предприятия характеризуются размером прибыли, а также рентабельностью деятельности. Свою прибыль любая коммерческая организация получает в основном от реализации товаров и услуг. Кроме этого, часть своей прибыли фирма может получать и от иных видов деятельности (к примеру, от сдачи в аренду недвижимости и других основных фондов, от операций на финансовом рынке и т. д.).
Проведение анализа результатов деятельности организации является процессом изучения полученной прибыли или убытка. Для исследований используются как абсолютные, так и относительные величины. К абсолютным величинам, используемым для анализа и оценки результатов деятельности организации, относятся прибыль или убыток, полученный за исследуемый период времени, операционная прибыль[19, с.12].
На текущем этапе развития экономики Российской Федерации значительно повышаются требования к полноте и качеству аналитического обеспечения управления деятельностью субъектов хозяйственной деятельности.
Поскольку финансовый результат выступает обобщающим показателем, характеризующим эффективность и отражает все аспекты их деятельности, отработки методических вопросов анализа финансового результата выступает актуальным сегодня.
Отдавая должное разработкам отечественных и зарубежных ученых, следует сказать, что в вопросах анализа результатов деятельности остается много нерешенных проблем, которые требуют детального исследования и выработки предложений для практической деятельности.
1.2 Значение, задачи и источники информационного обеспечения анализа финансовых результатов
Основные задачи анализа финансовых результатов:
оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики;
4
изучение структуры финансовых результатов;
рассмотрение состава доходов и расходов и определения их влияния на прибыль до налогообложения;
выявление факторов, влияющих на рентабельность хозяйствования;
выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение потерь и расходов;
выявление резервов повышения рентабельности.
В настоящее время анализ финансовых результатов предприятия затруднен в связи с коммерческой тайной, засекречиванием, а иногда и искажением результатов его функционирования.
Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия проводят по данным бизнеспланов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского учета, других источников информации.
Основным источником анализа финансовых результатов является бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, который составляется предприятиями всех отраслей. Аналитическая ценность этой формы заключается в том, что в ней последовательно показывается формирование и использование прибыли, начиная с выручки от продажи и заканчивая чистой прибылью. При этом данные приводятся не только за отчетный, но и за аналогичный период прошлого года.
На основе показателей финансового учета предприятия осуществляется обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли. А источником данной информации являются уже данные финансовой отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия включает в себя следующую информацию: Во-первых, это бухгалтерский баланс предприятия, который характеризует имущественное и финансовое состояние организации в денежной оценке на определенную отчетную дату.
Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в которой статические объекты учета с их численными значениями сгруппированы определенным образом. В соответствии с рассмотрением объектов учета с двух точек зрения: имущество и источники финансирования этого имущества. Баланс состоит из двух частей: актива, в котором имущество отображается по видам и группам, и пассива, в котором отображается собственный капитал и обязательства предприятия. Следует отметить, что к бухгалтерскому балансу предъявляются определенные требования при его составлении. Например, это понятность, полнота, достоверность, нейтральность, существенность и сопоставимость [14, с. 84].
В РФ принята единая форма баланса, а также применяется единый план счетов. Все формы финансовой отчетности составляются на основе «Указаний по заполнению форм квартального и годового финансового отчета предприятий», утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации [16, с. 67].
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования и экспресс-анализ результатов его хозяйственной деятельности и финансового состояния
5
Компания ООО «Вермикулит» размещается в Красноярске. Специализация предприятия – производство вермикулита.
Предприятие предлагает минеральную вату, агрохимию оптом.
Источником информации для проведения анализа формирования и распределения прибыли послужила бухгалтерская отчетность организации (приложение 1 - 3).
Основные технико - экономические показатели деятельности ООО «Вермикулит» за 2017 - 2019 гг. в соответствии с таблицей 1:
Таблица 1 - Основные технико - экономические показатели деятельности ООО «Вермикулит» за 2017 - 2019 гг.
2.2 Анализ финансовых результатов
2.2.1 Анализ формирования финансовых результатов. Расчет влияния факторов на изменение чистой прибыли
Проведем анализ состава финансовых результатов предприятия в соответствии с таблицей 2:
Наименование показателей Условные обозначения 2017 2018 2019 Отклоне-
ние
Темп роста,
%
1 Выручка (нетто) от продажи товаров, тыс. руб. ВР 619539 622020 630627 11088 101,79
2 Валовая прибыль от продажи товаров, тыс. руб. ВП 115842 148814 167761 51919 144,82
3 Средний уровень валовой прибыли, % (стр.2: стр.1 * 100) Увп 18,70 23,92 26,60 7,90 ×
4 Расходы на продажу товаров, тыс. руб. РП 71925 85804 89874 17949 124,96
5 Средний уровень расходов на продажу товаров, % (стр.4:стр.1*100) Урп 11,61 13,79 14,25 2,64 ×
6 Прибыль от продаж, тыс. руб. (стр.2 - стр.4) ПП 43917 63010 77887 33970 177,35
7 Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % (стр.6:стр. 1*100) Rпп 7,09 10,13 12,35 5,26 ×
8 Прочие доходы, тыс.руб. ДПД 14339 9432 9024 -5315 62,93
9 Прочие расходы, тыс.руб. РПД 18704 22762 28776 10072 153,85
10 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. (стр.6+стр.8-стр.9) ПДН 34485 42961 50354 15869 146,02
6
11 Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, % (стр.10:стр.1*100) Rпдн 5,57 6,91 7,98 2,42 ×
12 Налоги от прибыли в бюджет, тыс. руб. НП 7165 9696 11223 4058 156,64
Продолжение таблицы 2
13 Изменение отложенных налоговых обязательств, тыс. руб. ∆ОНО -205 131 -391 -186 190,73
14 Изменение отложенных налоговых активов, тыс. руб. ∆ОНА -47 144 16 63 34,04
15Чистая прибыль, тыс.руб. (стр.10 - стр. 12- стр.13+стр.14)) ЧП 27320 33265 39131 11811 143,23
16.Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (стр.15:стр.1)х100Rчп 4,41 5,35 6,21 1,80 ×
Увеличение прибыли от продаж на 77,35% говорит о финансовом росте и эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Рентабельность продаж на 2,42% показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Увеличение показателей рентабельности продаж возможно в случае, когда выручка растет быстрее, чем затраты.
Таблица 3 - Анализ структуры финансовых результатов розничной торговой организации за 20182019 гг.
2.2.2 Анализ слагаемых финансовых результатов
Далее определим критический объем продаж и оценим запас прочности ООО «Вермикулит» в соответствии с таблицей 7:
Таблица 7 - Критический объем продаж и запас финансовой прочности ООО «Вермикулит» за 2017 - 2019 гг.
Показатель 2017 2018 2019 Изменение за 2017 - 2019 гг. (+/ - )
Выручка от реализации (N), тыс. руб. 619539 622020 630627 11088
Постоянные затраты (З пост), тыс. руб. 240880 240746 244531 3651
Переменные затраты (З пер), тыс. руб. 334742 318264 308209 - 26533
Маржинальный доход (МД= N - Зпер), тыс. руб. 284797 303756 322418 37621
7
Уровень маржинального дохода (Ум.д.= МД / N), тыс. руб. 0,46 0,49 0,51 0,05
Критический объем продаж NБ = Зпост / Умд 524003 492990 478286 - 45718
Запас финансовой прочности (ЗП = N - NE) 95536 129030 152341 56806
Запас финансовой прочности (ЗПуд=ЗП/ N*100%), % 15,42 20,74 24,16 8,74
2.2.3 Анализ использования финансовых результатов
На следующем этапе проводится анализ использования прибыли в соответствии с таблицей 9:
Таблица 9 - Анализ использования чистой прибыли в ООО «Вермикулит» за 2017 - 2019 гг.
Показатель 2017 2018 2019 Изменения за 2017 - 2019 гг.
Абс. Относит
1. Чистая прибыль к распределению, тыс. руб. 27320 33265 39131 11811 143,23
2. Использование прибыли, тыс. руб.
- на выплату дохода учредителю 10928 13306 19566 8638 179,04
- на выплату премий, мат.помощи и т.д. работникам организаций, а также меры социальной поддержки работников 7610 12287 12153 4543 159,69
- на уплату пеней, штрафов контролирующим органам 8 151 540 532 в 67,5 раза
3. Доля в распределяемой прибыли, %
- на выплату дохода учредителю 40,00 40,00 50,00 10 125,00
- на выплату премий, мат.помощи и т.д. работникам организаций, а также меры социальной поддержки работников 27,86 36,94 31,06 3,20 111,49
- на уплату пеней, штрафов контролирующим органам 0,03 0,45 1,38 1,35 в 46 раз
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Обобщение результатов проведенного анализа
Заключительным этапом анализа прибыли является оценка эффективности деятельности ООО «Вермикулит».
Рассчитанные показатели рентабельности представлены в соответствии с таблицей 10:
Таблица 10 - Показатели рентабельности деятельности ООО «Вермикулит» за 2017 - 2019 гг.
8
Наименование показателя 2017 год 2018 год 2019 год Динамика за 2017 - 2019 гг.
Показатели рентабельности основной деятельности
Рентабельность продаж
по прибыли от реализации 7,09 10,13 12,35 5,26
по чистой прибыли 4,41 5,35 6,21 1,80
Рентабельность затрат (окупаемость издержек)
по прибыли от реализации 8,72 13,32 16,83 8,11
по чистой прибыли 5,42 7,03 8,45 3,03
Рентабельность основной деятельности
по прибыли от реализации 7,63 11,27 14,09 6,46
по чистой прибыли 4,75 5,95 7,08 2,33
Показатели рентабельности капитала
Рентабельность собственного капитала (ROE)
по прибыли от реализации 49,52 65,07 74,87 25,35
по чистой прибыли 30,80 34,35 37,61 6,81
Рентабельность привлеченного капитала
по прибыли от реализации 66,74 79,56 83,18 16,43
по чистой прибыли 41,52 42,00 41,79 0,27
Показатели рентабельности активов
Рентабельность активов (ROI)
по прибыли от реализации 28,43 35,79 39,40 10,97
по чистой прибыли 17,68 18,90 19,80 2,11
Рентабельность основных фондов (RFA)
по прибыли от реализации 66,13 84,92 98,60 32,48
по чистой прибыли 41,14 44,83 49,54 8,40
Рентабельность текущих (оборотных) активов (RCA)
по прибыли от реализации 54,26 65,73 69,60 15,34
по чистой прибыли 33,75 34,70 34,97 1,21
9
Как видно из таблицы 10 показатели рентабельности основной деятельности имеют достаточно не высокие значения, однако наблюдается их рост в динамике.
В частности в 2019 году по сравнению с 2017 годом ООО «Вермикулит» получило на 5,26 коп. больше прибыли от продаж и 1,8 коп. больше чистой прибыли с каждого рубля выручки.
Также за 2017 - 2019 гг. предприятием получено на 8,11 коп. больше прибыли от продаж и 3,03 коп. больше чистой прибыли с каждого рубля расходов, включенных в себестоимость работ/услуг и на 6,46 коп. и 2,33 коп. больше – с каждого рубля всех расходов по основной деятельности.
Показатели рентабельности капитала, напротив, имеют достаточно высокие показатели и ту же положительную динамику.
В частности в 2019 году по сравнению с 2017 годом в ООО «Вермикулит» на 25,35 коп. прибыли от продаж и 6,81 коп. чистой прибыли больше было получено с каждого рубля собственного капитала и при этом на 16,43 коп. и 0,27 коп. больше с каждого рубля привлеченного (инвестированного) капитала.
Показатели рентабельности активов также имеют высокие значения и следующую динамику: в 2019 году по сравнению с 2017 годом в ООО «Вермикулит» больше на 10,97 коп. прибыли от продаж и 2,11 коп. больше чистой прибыли было получено с каждого рубля, вложенного в совокупные активы; на 32,48 и 8,4 коп. больше с каждого рубля, вложенного в основные средства, а также на 15,34 коп. и 1,21 коп. больше с каждого рубля, вложенного в оборотный капитал.
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации мероприятий по улучшению результатов хозяйственно-финансовой деятельности объекта исследования и повышению уровня его финансовой устойчивости
На основе проведенного анализа финансовых результатов ООО «Вермикулит» можно сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли в соответствии с рисунком 1:
Рисунок 3 - Основные направления увеличения прибыли от реализации
Проведенное исследование показало, что все мероприятия по увеличению прибыли в ООО «Вермикулит» и повышению финансовых результатов предприятия можно объединить в 2 группы:
увеличение выручки от продаж и прочих доходов;
снижение себестоимости продаж и прочих расходов.
Для реализации 1 - й группы управленческих решений (увеличение выручки от продаж и прочих доходов) в ООО «Вермикулит» в рамках увеличения объема продаж (выручки) предлагается создание, и выполнение следующего плана мероприятий по увеличению прибыли предприятия, которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
10
Изучение спроса потребителей. Эффективность деятельности ООО «Вермикулит» должна подкрепляться проведением маркетинговых исследований, путем изучения спроса на предлагаемые работы/услуги, изучения их видов и качества у предприятий - конкурентов.
Проведение рекламных мероприятий. В данном случае рекомендуется активно использовать следующие виды рекламы: реклама в специализированных изданиях, современный, привлекательный и информативный интернет - сайт, участие в специализированных выставках, использование рекламных сувениров и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования был проведен комплексный анализ формирования прибыли ООО «Вермикулит».
Проведенный анализ показал, что за 2017 - 2019 гг. наблюдается рост финансового результата от основной деятельности: при росте выручки на 1,79%, снижении себестоимости – на 8,11% и резкого увеличения управленческих расходов – на 24,96% величина прибыли от продаж выросла на 33970 тыс. руб. или 77,35%, что положительно характеризует основную деятельность ООО «Вермикулит».
Однако опережающий рост управленческих расходов над выручкой может говорить об отсутствии контроля за указанными расходами предприятия (особенно постоянной их частью).
На протяжении всего анализируемого периода финансовым результатом от прочих видов деятельности был убыток, который за 2017 - 2019 гг. вырос на 18101 тыс. руб. или в 2,9 раза.
Таким образом, можно сказать, что в 2017 - 2019 гг. основным источником дохода ООО «Вермикулит» являлась прибыль от основной деятельности, которая в том числе покрывала и убыток от прочих операций.
В итоге остающаяся в распоряжении предприятия чистая прибыль за 2017 - 2019 гг. выросла на 11811 тыс. руб. или 43,23%, что говорит о росте эффективности всей финансово - хозяйственной деятельности предприятии.
Любое изменение выручки от продаж всегда порождает более сильное изменение прибыли. По итогам расчета операционного рычага зависимость между выручкой и прибылью от продаж в ООО «Вермикулит» можно охарактеризовать как существенную, то есть в 2019 году при сокращении выручки на 1% прибыль сократится на 4,14%.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
11
3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. –1998. – № 7. – Ст. 785.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 №32н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 28.06.1999. - № 26.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 №33н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 28.06.1999. - № 26.
6. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: ДИС, 2019. – 470 с.
7. Афонин, И.В. Управление развитием предприятия / И.В. Афонин. – М.: Дашков и К, 2019. – 380 с.
8. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. – Киев: Ника - Центр, 2018. – 656 с.
9. Большаков, С. В. Основы управления финансами / С.В.Большаков. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2019. – 368 с.
10. Гаврилова, А. Н. Финансы организации (предприятий): учебное пособие / А. Н. Гаврилова, А. А. Попов. – М.: КноРус, 2018. – 608 с.
11. Гиляровская, Л. Т. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. – М.: Велби, Проспект, 2019. – 360 с.
12. Галицкая, С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия: учеб. пособие / С. В. Галицкая. - М.: Эксмо, 2018. - 651 с.
13. Ефимова, О. В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2018. – 320 с.
14. Журавлев, В. В. Анализ результатов деятельности предприятия / В. В. Журавлев, Н. Т. Савруков // Деловая информация. – 2018. – № 3. – С. 111 - 123.
15. Заров, К. Г. Обобщенный анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия / К. Г. Заров // Финансовый менеджмент. – 2018. – № 1. – С. 3 - 8.
16. Игнатущенко, В. В. Оценка качества прибыли / В. В. Игнатущенко // Деловой партнер. – 2018. – № 7.– С. 42 - 45.
17. Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 239 с.
18. Коваленко, Е. М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень / Е. М. Коваленко // Экономика. Финансы. Управление. − 2019. – № 3.− С. 7 - 16.
19. Козлов, Н. В. Анализ и прогнозирование прибыли предприятия / Н. В. Козлов // Проблемы прогнозирования. – 2018. – № 4. – С. 12 - 14.
12
20. Козенкова, Т. Модели и формы организации финансового управления / Т. Козенкова, Ю. Сваталова // Ваш партнер - консультант. - 2018. - № 25. - С. 23 - 27.
21. Кравченко, Л. И. Анализ финансового положения предприятия / Л. И. Кравченко. – Мн.: Экаунт, 2018. – 135 с.
22. Крылов, Э. И. Анализ результатов деятельности, рентабельности и себестоимости продукции: учебное пособие / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 720 с.
23. Липчиу, Н. В. Проблемы формирования конечных результатов деятельности организаций / Н.В.Липчиу, Ю. С. Шевченко // Бухгалтерский учет, 2019. - №7 – С.39 - 41.
24. Любушин, Н. П. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2018. – 471 с.
25. Медведев, О. В. Анализ доходности предприятия / О. В. Медведев // Бухгалтерский учет. – 2019. – № 5. – С. 16 - 20.
26. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА - М, 2019. – 336 с.
27. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: учебное пособие / И. В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 304 с.
28. Сотникова, Л. В. О формировании результатов деятельности / Л. В. Сотникова // Бухгалтерский учет. – 2018. – № 5. – С. 21 - 25.
29. Хабарова, Л. П. Формирование результатов деятельности в бухгалтерском и налоговом учете: Практич. пособие / Л.П.Хабарова. - М.: Бухгалтерский бюллетень, 2019. - 320 с.
30. Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово - хозяйственной деятельности / Л. Н. Черевицына, И. Н. Чуев. – М.: Феликс, 2019. – 384 с.
31. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФРА - М, 2019. - 538 с.
32. Шуляк, П.Н. Финансы предприятий / П.Н.Шуляк. - М.: Дашков и К, 2019. - 712 с.
33. Якуш, И. Ф. Оценка показателей прибыли / И. Ф. Якуш // Финансист. – 2019. – № 5. – С. 16 - 19.
34. Яцюк, Н. А. Оценка результатов деятельности предприятия / Н. А. Яцюк, Е. Д. Халевинская // Аудит и финансовый анализ. – 2019. – № 1. – С. 5 - 9.