Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования продиктована
научным интересом к развитию подрастающего поколения, которое всегда
было и остается в зоне повышенного внимания общества. Значимость данного
вопроса в современных условиях возрастает в связи с тем, что само общество
находится на переходном этапе. В обновлении всех сфер современного
общества на первый план выдвигается усвоение с раннего возраста ценностей
общества, в котором предстоит жить подрастающему поколению, что
подтверждается выводами, содержащимися в трудах Я.А. Коменского, К.Д.
3
Ушинского, Ф. Фребеля, Е.И. Тихеевой, П.Ф. Каптерева и др. Роль социальных
ценностей в формировании мировоззрения подрастающего поколения описана
Б.Г. Афанасьевым, Л.П. Буевой, Б.Г. Григорьян, Г.Е. Глезерман, М.В.
Деминым, Т.А. Мальковской и др. Влияние социальных факторов на
формирование и развитие личности нашла отражение в работах С.А.
Рубинштейна, JI.C. Выготского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С.
Макаренко, А.В. Запорожца и др.
Особенности социализации ребенка с раннего возраста в зависимости от
традиций и обычаев семьи, опыта использования в воспитании элементов
народной педагогики обосновываются в многочисленных публикациях Г.Н.
Волкова, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрика, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, Н.Д.
Никандрова, Е.Н. Шиянова, Р.М. Гранкиной, В.В. Кондратовой и др.
Формирование у детей ответственного отношения к собственной жизни,
окружающим, оказание социальной поддержки описано Г.Н. Годиной, Н.Е.
Михайленко, В.Н. Цатуровым и др. В работах вышеперечисленных и других
исследователей уточняется, что целесообразно начинать проведение работы
со среднего дошкольного возраста. Это период, когда ребенок уже имеет
некоторые представления о себе и своих возможностях; у него сложились
определенные предпочтения в отношении вида деятельности (один с
удовольствием рисует, другому нравится двигательная активность, третий
пробует конструировать, четвертого невозможно отвлечь, когда ему читают).
Описанная дифференциация обусловлена интенсивным развитием
психических процессов, на основе чего ребенок не только усваивает и
воспроизводит определенную систему знаний, норм ценностей, но и начинает
функционировать в качестве члена общества, проявляющего следующие
качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение
на себя определенной меры ответственности. Строго говоря, ребенок пятого
года жизни еще полноценно не включен в систему социального
взаимодействия, что порождает противоречие между необходимостью
передачи подрастающему поколению социального опыта и невозможностью
4
его усвоения в силу ограниченности возрастного потенциала. И тогда
закономерно постановка проблемы: как обеспечить передачу социального
опыта предшествующих поколений, зная особенности развития детей
среднего дошкольного возраста? На наш взгляд, необходимо опираться на
ведущий вид деятельности – игру. Имитируя действия взрослых, ребенок
пятого года жизни будет усваивать представления о нормах, ценностях,
правилах, традициях, культуре и прочую важную информацию,
обеспечивающую включение в систему общественных связей.
Цель исследования – выявить особенности развития детей среднего
дошкольного возраста. Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику детей средней
группы;
2) описать социальную ситуацию развития детей средней группы;
3) провести эмпирическое исследование особенностей развития детей
средней группы;
4) подготовить методические рекомендации по организации
педагогической работы, направленной на эффективное развитие детей средней
группы.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы
В средней группе объединены дети в возрасте от 4-х до 5-ти лет. По сравнению
с предыдущим этапом развития (младший дошкольный) происходят
значительные изменения в физическом и психическом развитии ребенка.
Координация становится более совершенной, в движениях наблюдается
большая естественность, ритмичность. В сравнении с младшими
дошкольниками, дети 4-х – 5-ти лет лучше «удерживают равновесие,
перешагивают через небольшие преграды» [15, с. 97]. Поскольку движения
5
уже слаженные, это дает возможность увеличить количество предметов,
используемых в обращении. Например, освоить езду на трехколесном
велосипеде. Не только крупные, но и мелкие мышцы становятся более
крепкими, благодаря чему совершенствуется мелкая моторика, что, в свою
очередь, позволяет успешнее справляться с выкладыванием мозаики,
рисованием, аппликацией, лепкой.
На пятом году жизни возрастает уровень самостоятельности, которая, прежде
всего, касается выполнения культурно-гигиенических навыков.
Возвратившись с прогулки, дети без помощи взрослых моют руки.
Воспитанники средней группы хорошо знают и используют по назначению
атрибуты, сопровождающие актуальные действия: «мыло, полотенце, носовой
платок» [6, с. 19]. Ребенок пятого года жизни сам пользуется расческой, но,
как правило, делает это после указания взрослого. В процессе употребления
пищи легко обращается со столовыми приборами; убирает помещение
(имеется в виду, что дети способны принести тарелки, пододвинуть стулья к
столу); способен осуществить элементарный уход за одеждой – вывернуть на
нужную сторону, очистить от несложных загрязнений.
Приступая к характеристике психических процессов, вначале обратим
внимание на особенности мышления. На пятом году жизни дети уже могут
решать несложные задачи (построение по схеме, лабиринты). Также
развивается такое свойство мышления, как предвосхищение – способность
сказать, что именно произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
На этой возрастной стадии преобладает наглядно-образное мышление, то есть
представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета.
Но дошкольники умеют находить различия и сходства между предметами;
демонстрируют способность собирать картинку из четырех частей без опоры
на образец. Усложняются категории обобщения (рассматривая иллюстрации,
дети умеют классифицировать изображенные предметы по сходным
признакам, качествам и свойствам) [4].
6
Память воспитанников средней группы постепенно приобретает черты
произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше,
чем произвольное запоминание. Сначала ребенок осознает цель припомнить
что-либо: знакомое стихотворение, сюжет сказки, последовательность
операций и только позже научается осознавать цель – запомнить. Запоминание
и воспроизведение происходит в естественных условиях развития памяти и
зависит от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная
память и основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными
переживаниями. Наряду с механической развивается и эйдетическая память,
отвечающая за восстановление зрительного образа [4].
На пятом году жизни более устойчивым становится внимание. Ребенок
способен сосредоточиться на интересной деятельности в течение четверти
часа. При выполнение некоторых действий может удержать в памяти
несложную инструкцию. Для развития этого навыка ребенку нужно научиться
рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания
внимания будет расти. Значительную роль в описанном процессе играет
воображение. Оно тоже продолжает совершенствоваться, так что ближе к пяти
годам дети становятся способными составить в уме простейшую программу
действий, замещая в своих фантазиях реальные предметы. Всё ярче
проявляются такие качества воображения, как оригинальность и
произвольность: ребенок начинает придумывать сказку на заданную тему [4].
Средний дошкольный возраст – важный период для развития произвольной
регуляции или, проще говоря, волевых процессов. Осознание правил
поведения начинается у ребенка с четырех лет. Об успешности усвоения
социальных норм свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о
том, что кто-то из ребят не выполняет некое требование (например, не помыл
руки) либо делает что-то неправильно (не так выполнил поручение). Попытки
уведомить взрослого о происходящем – это не ябедничество, а желание
подтвердить, что ребенком хорошо усвоены оговоренные взрослыми правила.
7
Говоря иначе, он хочет услышать авторитетное мнение старших, насколько
хорошо справляется с ролью [4].
Описывая особенности физиологии восприятия, сошлемся на выводы,
сделанные известным советским и российским психологом В.С. Мухиной. В
монографии, посвященной сенсорному развитию дошкольников, ученый
пишет, что при восприятии формы какого-либо объекта движения глаз детей
пятого года жизни совершаются как бы внутри этого объекта, не «ощупывая»
его контуры. Сходные процессы, комментирует автор монографии, можно
наблюдать, когда дети знакомятся с объектом путем осязания: «ребенок
ощупывает фигуры, не видя их» [13, с. 217]. Выводы ученого подтверждает
Е.А. Бочкарева, написавшая методическое пособие по развитию
познавательных способностей на этапе дошкольного детства.
В данном источнике отмечается, что дети пятого года жизни «обычно не
замечают даже основных частей, из которых состоит предмет, и их
отличительных признаков» [1, с. 17]. Это означает, что они переходят к
беспорядочному «выхватыванию» отдельных частей и свойств предметов. Но
ближе к пяти годам формируется способность не только видеть, но и
осознавать фрагменты. Созерцая некий объект, дети могут получать
элементарное эстетическое удовольствие, поясняя при этом, что именно
понравилось – цветовые сочетания или форма. Пока же, рассматривая
предложенную взрослым вещь, ребенок среднего дошкольного возраста
делает это непоследовательно, рывками и очень часто переходит к
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бочкарева Е.А. Играем – развиваемся: методическое пособие по
развитию познавательных способностей детей посредством дидактической
игры от 3-х лет до 7-ми лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 104 с.
2) Гребенникова О.В. Роль сверстников в формировании произвольного
поведения дошкольников: дисс. ... канд. психол. Наук. – М., 2016. – 156 с.
8
3) Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: МозаикаСинтез, 2016. – 126 с.
4) Детский сад 2100. Основная образовательная программа дошкольного
образования. В 3-х ч. Ч. 1. / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. –
М.: Баласс, 2016. – 528 с.
5) Детский сад по системе Монтессори: Примерная основная
образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.А.
Хилтунен. – М.: Национальное образование, 2014. – 186 с.
6) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
7) Запорожец И.Ю. Игра в формировании социальной среды как условие
самореализации и саморазвития дошкольника // Мир психологии. – 2018. № 1.
– с. 178-182.
8) Зотова И.В. Особенности формирования межличностных отношений
детей дошкольного возраста со сверстниками // Проблемы современной науки
и образования. – 2017. №14(96). – с. 88-91.
9) Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Науч. ред. Л.А. Парамонова. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. –
161 с.
10) Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. –
СПб.: Речь, 2016. – 144 с.
11) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – изд. 7-е. – М.:
Издательство ЛКИ, 2015. – 264 с.
12) Ларцева О.А. Феномен игры: анализ философских и психологопедагогических исследований // Межкультурное взаимодействие в
современном музыкально-образовательном пространстве. – 2015. № 2. – с.
249-253.
9
13) Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника // Детская психология:
учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгер. – 4-е изд. перераб.
и доп. – М.: Просвещение, 2015. – 340 с.
14) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.:
ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
15) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 333 с.
16) Попова Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста:
курс лекций. – Челябинск: Изд-во ЮУГГПУ, 2017. – 143 с.
17) Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования / Науч. рук. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
18) Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.С.
Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
19) Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособ.
для студ. вузов. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
20) Чиркова Е.В. Игровая деятельность дошкольников: учебнометодическое пособие. – Астрахань: ОАОУ СПО, 2015. – 76 с.