Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача средней общеобразовательной школы представляет собой воспитание личности подрастающего поколения, которая легко адаптируется к постоянно меняющимся условиям современного общества.
Развитие речи представляет собой двигатель интеллектуального развития человека. С развитием речи развивается мышление ребенка. Часто от того насколько владеет речью человек, зависит его карьера, способность к самовыражению, успехи в личной жизни.
В настоящее время передовых технологий, отмечается низкий уровень передовых технологий, отмечается низкий уровень культуры речи. Поэтому задача современного образовательного учреждения заключается в формировании умения и навыка связного изложения собственных мыслей в устной форме [4, c. 85].
Актуальность исследования формирования навыков устной речи учащихся на уроках русского языка, обусловлена потребностью общества в личности, которая свободно владеет речью и испытывает коммуникативный комфорт в общении. Развитие устной речи имеет важное значение для детей школьного возраста, так как является условием успешного овладения учебными предметами.
В пояснительной записке к программе русского языка для начальной, средней и старшей школы подчёркивается, что развитие речи ребенка является одним из основных направлений работы.
Исследование опыта педагогической практики в школьном образовании показывает, что наиболее слабым звеном является работа по речевому развитию, по развитию навыков устной речи детей, которая требует использования разных приемов и средств, направленных на развитие устного компонента речи.
Цель работы – особенности исследования формирования навыков устной речи учащихся на уроках русского языка.
Объект исследования – теоретические основы развития навыков устной речи учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования – методические основы развития навыков устной речи на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности понятия «устная речь», «развитие речи», «культура речи»;
- определить особенности формирования речевой компетентности на уроках русского языка; устное собеседование в 9 классе – ОГЭ ;
- рассмотреть основные аспекты проблемы устной речи в современном обществе; типичные речевые ошибки и причины их возникновения;
- проанализировать основные методы и формы работы по развитию устной речи учащихся на уроках русского языка;
- разработать систему упражнений по развитию устной речи (на уроках русского языка, примеры упражнений с анализом).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятия «устная речь», «развитие речи», «культура речи»
Речь, чудесный дар природы, который не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.
В дошкольном возрасте (3-7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.
Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Культура речи – это, прежде всего, духовная культура человека и уровень его общего развития, как личности; она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурных достояний человечества [20].
Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который естественным образом связан с историей родной страны и ее духовным богатством.
И помимо главных компонентов культурной речи – грамотности и соблюдения общепринятых норм литературного языка – определяющее значение имеют и такие средства языка, как лексика, фонетика и стилистика.
Для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должны быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений.
Важно выделять для себя ключевые слова той или иной тематики, запоминать удачные и необычные высказывания и фразеологические обороты. Но для того, чтобы наиболее верно использовать запас слов и выражений, необходимо постоянно развивать и устную речь, и письменную.
При помощи этого меняется направление собственных мыслей, которые впоследствии формируются в слова. Необходимо стараться находить общий язык с разными людьми и выделять для себя разные темы для беседы.
Ведь понятие культуры речи связано не только с лингвистическими способностями, но и с общей культурой личности, с ее эстетическим и психологическим восприятием окружающего мира и людей.
Культура речи способствует развитию в человеке более высокого уровня духовности и благородства, и это понятие – есть условием не только для образованного и высокоразвитого человека, но и необходимостью для любого культурного и внимательного человека.
Ведь человеческая речь – наиболее часто используемый и остро необходимый способ выражения себя для человека, и делая свою речь более богатой и интересной, человек учиться выражать себя и свое мнение более полноценно [7].
В современных условиях от педагога, его педагогического мастерства, эрудиции, профессиональной и общей культуры в значительной степени зависит воспитание молодёжи и успешное решение сложных образовательных, социальных и общественных задач. А поскольку основным орудием труда учителя является слово, то понятно, какие требования предъявляются к особенностям владения языком.
Уровень речевой культуры человека зависит от его осведомлённости с национальным искусством, историей культуры народа, его языком, историческими взаимосвязями с другими народами и их культурами. Культуру речи формирует запас знаний, любовь к родному языку, стремление к самосовершенствованию, желание впитывать в себя то, что веками выработало человечество, гений родного народа.
Формирование культуры речи молодых людей охватывает широкий круг вопросов.
Современный подход к обучению языку определяется основными функциями самого языка – служить важнейшим средством общения и познания, так и заказу самого общества – сформировать разносторонне развитую и социально активную личность, которой присуща настоящая культура общения в различных условиях речевой деятельности, которая полна уважения также и к родному языку, умеет вести диалог, обсуждать, доказывать, точно и аргументировано выражать свои мысли, соблюдая при этом языковые нормы и правила речевого поведения, этики, то есть обладать также и культурой речи; толерантно отстаивать свои взгляды.
Культура межличностного толерантного взаимодействия в налаживании партнерских отношений тесно связана с речевым поведением.
Культура речи – одна из важнейших проблем, которая требует пристального внимания языковедов, лингвистов, педагогов-филологов, писателей, вообще людей, неравнодушных к выразительным возможностям слова или к престижу родного языка.
Коммуникативные навыки и навыки сотрудничества названы среди важнейших качеств, которые понадобятся молодым людям, чтобы быть успешными в XXI веке.
Поэтому одной из задач современной школы является формирование коммуникативности обучающихся как способности к общению, установление контактов и построения различных общественных связей.
При изучении любых школьных дисциплин очень важно не просто формировать знания по определённому предмету, необходимо научить детей применять их в повседневной жизни: решать профессиональные задачи, достигать поставленных целей, эффективно строить процессы коммуникации.
Эффективность коммуникации напрямую зависит от того, насколько развита речевая культура человека, в какой мере она обладает системой языковых средств, правилами этикета, умеет строить процессы общения, избегать конфликтных ситуаций.
1.2 Формирование речевой компетентности на уроках русского языка. Устное собеседование в 9 классе – ОГЭ
Культура речи как составляющая общей культуры личности является одним из важнейших показателей социализации личности. Процесс освоения языка и его культуры связан с обретением навыков правильно говорить и писать, точно выражать свое мнение, активно использовать языковые знания, грамотно применять их.
Совершенное владение языком становится важным компонентом общей культуры личности, способствует грамотной подготовке специалистов в различных сферах, поскольку именно творческое использование средств вещания в полной мере проявляет профессиональные дарования личности, способствует самовыражению. Чем полнее сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществляться любая деятельность человека.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 31 с.
2. Баранов М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю. – М., 2011. – 450 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2015. – 550 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2016. – 600 с.
5. Бетенькова Н.М. Вопросы русской орфографии. – М., 2014. – 400 с.
6. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2015. – 400 с.
7. Бурманова А.М. Как развивать учащихся на уроках русского языка посредством проблемного обучения. – М., 2016. – 450 с.
8. Бутенко А.В. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты обучения орфографии в школе // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – URL: http://www.eduherald.ru/article/view?id=13975 (дата обращения: 22.03.2020).
9. Власенков А.И. Материалы к исследованию по теме «Использование алгоритмов в обучении орфографии». – М.: Просвещение, 2015. – 250 с.
10. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / П.Я. Гальперин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 1998. – № 2. – С. 3 8.
11. Дубинина В.Л. Обеспечение преемственности в применении вариативного обучения / В.Л. Дубинина, Д.Л. Коломиец. – Йошкар-Ола : МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 104 с.
12. Жиленко А.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии. – №5. – 2016. – С.2-15.
13. Купинос В.И. Культура речи В.И.Купинос, Под ред. Т.А. Ладыженской . – М. : Учитель, 2007 – 286 с.
14. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика: Пособие для учащихся 1-4 классов. Пособие для учителей/ Т.А. Ладыженская. – М.: Эксмо, 2004. – 248 с.
15. Ладыженская, Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. Т.А. Ладыженская – М. : Просвещение, 2004 – 275 с.
16. Ларина, Г.К. Обогащение речи – важнейший фактор воспитания учащихся./ Г.К. Ларина – М. : Просвещение, 2004 – 314с.
17. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 2005. – 600 с.
18. Методика преподавания русского языка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 109–110.
19. Пименова С.И. Словарно-орфографическая работа в 6 классе / С.И. Пименова // Русский язык в школе. – 1993. – № 5. – С.22.
20. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания [Текст]: методические рекомендации / Н.С. Рождественский ; АПН РСФСР, Ин-т методов обучения. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. – 304 с.
21. Савинова Е. А., Сокорутова Л. В. Формирование грамотного письма у младших школьников с учетом типов восприятия информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 278–280. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770774.htm.
22. Сергеева Н. Л. Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа. – 1987. – №12. – с. 25-27.
23. Серикбаева Р.М. Использование инновационных технологий при обучении русскому языку // Педагогические исследования: опыт и новые технологии. – 2012. – № 1. – С.2-3.
24. Смирнова В.В. Приёмы повышения орфографической грамотности.// Начальная школа. Плюс до и после. – 2003. – №6. – с. 52-54
25. Соколовская С.М. Использование графических диктантов для повышения грамотности учащихся // Начальная школа. – 1998. – №7. – с.86.
26. Соловьева Н. Н. Весь русский язык в таблицах. от фонетики до синтаксиса / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и образование, 2010. – 95 с.
27. Соловьева Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка: справочник / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 95 с.
28. Солодуб Ю. П. Современный русский язык. Лексика и фразеология: сопоставительный аспект: учебник / Ю. П. Солодуб, Ф. Б. Альбрехт. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 259 с.
29. Тикунова Л.И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя / Л.И. Тикунова. – М.: «Дрофа», 2013. – 312с.
30. Тоцкий П.С. Орфографическое чтение как основа правописания / П.С.Тоцкий // Начальная школа. – 1999. – №8. – с.69.
31. Тоцкий П.С. Орфография без правил // М.: Просвещение, 1991.
32. Трубайчук Л.В. Молодому учителю / Л.В. Трубайчук.- Челябинск. – ИИУМЦ «Образование»,2015. – 239 с.
33. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте. – Начальная школа, 1997. – №3.
34. Фролова Л.А. использование дидактической игры при обучении орфографии / Л.А.Фролова // Начальная школа. – 2009. – №10. – с.30-33.
35. Харченко О.О. Об основах русского правописания. В защиту морфологического принципа. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 2000. – 500 с.
36. Ширшова Ю.В. Орфография в загадках // Начальная школа. – 2001. – №2. – С. 96-100.
37. Ясова А.С. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А.С. Ясова // Начальная школа. – 2009. – №4. – с.44.