Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Скульптура использовалась в разных целях еще с архаического социума. В древних сообществах символическое пространство формировалось вокруг идолов. При помощи возведения скульптур создавалась легитимизация власти. При победе в сражениях идолы противников низвергались, или им было отведено более низкое по статусу положение. Также же низвержение реализовывалось при смене религий. Например, Владимир Креститель сначала возвел в Киеве пантеон идолов во главе с Перуном, исключив из него Велеса как представителя традиций племени. Спустя 8 лет при Крещении статуи низвергаются.
В мире античности скульптура применялась не только для изображения богов. Изображались и герои. Широко распространялись скульптуры властителей. При помощи монументальности скульптур власть приобретала образ величия. Изображение скульптур применялось идеальным замещением реального правителя. Как человек, правитель уподоблялся другим людям как носитель высей власти и был подобен не человеку, а монументальному образу. После того, как утвердились монотеистические религии, начались гонения на скульптуры. Важно было запретить идолопоклонство, низвергнуть и осквернить скульптуры. До нас доходят скульптуры античности со следами «увечий». Целью данной работы является рассмотрение образов в скульптуре. Задачи:
1) Рассмотрение понятия «герои» в культуре»;
2) Характеристика функций скульптурных героев как выражения определенных идей (тоталитаризма);
3) Описание образов страдающих героев на примере скульптур Древней Греции в различные периоды истории.
Объектом исследования является образ героев в скульптуре.
Предметом исследования является специфика рассмотрения образа героя в скульптуре Древней Греции.
Глава 1 Теоретические основы рассмотрения героев в скульптуре
1.1 Герои и их изображение в скульптуре: общая характеристика
Что является ядром героического? Как изменяется облик героя у разных народов в разные времена? Кто они - герои современности? Этим вопросам посвящено наше небольшое исследование.
Думается, тема о герое актуальна в наши дни как никогда прежде. Всякая философская тема становится актуальной тогда, когда лежащая в ее основании проблема оказывается кричащей, требует своего ответа и разрешения. В «героическую эпоху» древности о героях рассказывали мифы, а героизм и доблесть были общепризнанным эталоном поведения. Не каждый мог быть героем, но многие стремились походить на славных героев, старались достигнуть уровня и размаха героического .
В наши дни тема героизма потускнела. Героизм потерял в общественном сознании свою прежде несомненную привлекательность, он стал предметом иронии, шуток, высмеивания. Означает ли это, что образ Героя (Героя с большой буквы) полностью ушел из современной культуры? Означает ли это, что человечество больше не нуждается в героизме?
Мы полагаем, нет. В наши дни укорененная в человеческом сознании потребность в Герое не имеет адекватного ответа, и именно поэтому тема, героя нуждается в философско-культурологическом обсуждении. Нам следует разобраться в том, что по-прежнему считается героическим, как видоизменилось содержания деяний Героя и какие фигуры претендуют на героический статус. Конечно, философская рефлексия сама по себе не может решить возникшей проблемы, но она создает в обществе ту атмосферу, в которой возможны становятся культурные и духовные подвижки и изменения.
Для повседневного сознания герой - это выдающаяся личность, храбрая и мужественная, готовая жертвовать собой ради высокой идеи и бестрепетно встречающая гибель. Но герой - не только жертва, он - спаситель, избавитель, освободитель, тот, кто благодаря силе, смелости или иным ценным качествам приносит благо окружающим. Потому герои бессмертны в человеческой памяти и служат образцом для подражания .
В то же самое время обычный человек почти никогда не может все время быть героем. Говоря «героическая личность», мы имеем в виду, что некто совершил подвиг - выдающийся поступок, превышающий нормальные человеческие возможности и служащий на благо другим людям либо высшим силам и ценностям. Однако проявивший героизм индивид чаще всего, блеснув словно звезда, продолжает жить нормальной человеческой жизнью. Он ест и пьет как все люди, зарабатывает на жизнь, ошибается, а может даже совершать преступления .
Не потому ли издревле героями считались прежде всего погибшие, те, кто совершив необычные и прекрасные деяния ушли в вечность? Гибель позволяла канонизировать образ, ушедшего, выпрямить его до идеала.
Человеческое, слишком человеческое» (Ф.Ницше) поведение конкретных эмпирических героев всегда предполагало наличие в культуре образцов, эталонов героизма, воплощенных в мифах, легендах, искусстве, теории и идеологии. Образ героя в культуре - это кристаллизация героического, максимальное его воплощение. Именно этот образ, а не реальные эмпирические люди, ведущие себя геройски, составляет предмет нашего исследования.
Некоторые темы, которые прямо связаны с проблемой героя, затронуты нами лишь вскользь.
Так особым сюжетом является сюжет внешней стороны геройства и внутреннего состояния героя, соотношения момента действия и переживания. Мы касаемся этой стороны вопроса в главах и параграфах, посвященных общим характеристикам героя и героизма, а также облика героя в традиционном обществе. Однако, при разговоре о герое в посттрадиционную эпоху эта тема уходит на второй план, может быть, потому, что героическое поведение здесь все более проистекает из свободного решения, а не из слепого выполнения судьбы, то есть, внешнее и внутреннее в значительной степени сближаются .
Другой интересный поворот вопроса, который мы затрагиваем только краем, это тема соотношения героизма с добром и злом, а также с установками высокой морали. Образ героя далеко не всегда связан (а, быть может, почти никогда не связан) с исполнением идеальных нравственных норм типа «не убий», «не желай зла», «благоволи к друзьям и недругам».
Герой - это тот, кто защищает и спасает, а ради этого убивает, не питая к врагам никакой жалости и милости. Кроме того, герой зачастую могуч и чрезмерен, ему свойственно играть своей недюжинной силой, а если надо он хитрит и применяет магические способности.
В то же самое время герой - это тот, кто так или иначе несет людям благо. Именно сложность темы «геройство и мораль» заставило нас ограничиться лишь отдельными замечаниями .
1.2 Образ героев как носителей определенной идеологии (на примере тоталитаризма)
Герои, в зависимости от времени, могут восприниматься как и идеология определенного периода. Рассмотрим, например, скульптуру первой половины XX столетия, когда проблематика тела была особенно актуальна. С одной стороны, это связано с общей переоценкой эстетических идеалов в начале века, и в частности — идеала человеческой фигуры, с другой — злободневность «телесной темы» в искусстве подогревалась общим кризисом гуманитарных ценностей.
Фигуративное искусство 1900—1930-х годов отмечено множеством идей, предлагавших не просто новые образы, но целые художественные концепции изображения человеческого тела. Обычно, рассматривая подобные примеры интерпретации тела в искусстве, используют термин «фигуративность», однако, в связи с тем, что в это время контекст подобных изображений заметно расширился и включил в себя не только эстетический и эротический, но и политический, даже геополитический аспекты, вполне оправданно использовать в данном случае термин «телесность». Рассмотрим концепции телесности в немецкой скульптуре 1930-х годов ( Брекер, Торак, Кольбе).
Трех этих ярких представителей немецкой скульптуры объединяет не только то, что они работали в одно время и, по всей вероятности, были хорошо осведомлены о творчестве друг друга. Их объединяет один важный факт — все трое были официально признаны нацистскими властями и даже удостоились права называться «бессмертными», по специальному распоряжению д-ра Геббельса . Сейчас отношение к каждому из них различное, и, можно сказать, что только Георг Кольбе ныне признается среди западных историков искусства фигурой, вписывающейся в контекст общемировой эволюции скульптуры XX века. На Брекере и Тораке до сих пор весит ярлык официальных художников Третьего Рейха, что формально справедливо, хотя и затрудняет их серьезное изучение. Заметим сразу же, что стиль даже самых одиозных работ Брекера и Торака, не говоря уже о более «человечном» Кольбе, никогда не сводился исключительно к идее «нацистского искусства» и апеллировал к определенным закономерностям в истории немецкой скульптуры в целом. Изучение этих закономерностей, достигших в своем развитии апофеоза именно в 1930-е годы, послужили отправной точкой для данного рассмотрения индивидуальных «концепций» трех мастеров фигуративной пластики.
Если проанализировать позиции Брекера, Торака и Кольбе в мире фигуративной скульптуры первой половины XX столетия, то мы, с одной стороны, заметим в работах каждого из них тяготение к идеям Адольфа фон Гильдебранда (что, в общем, типично для немецких скульпторов этого времени), а также отчетливые устремления в сторону французских скульпторов, таких как Роден, Бурдель, Майоль и Деспио. У Торака и Брекера все это сочеталось еще и со своеобразным классицизмом (иногда можно встретить по отношению к ним термин «маньеризм»), использованием стандартных композиционно-постановочных
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Вадеев А.Г. Феномен страдания в культуре современности. Автореф. дисс. ... к. филос. н. Н. Новгород, 2005 [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. Режим доступа: https://search.rsl.ru /ru/record/01002745121.
2) Волкогонов Д. А., Феномен героизма. О героях и героическом, - М., 1985.
3) Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М., 1994.
4) Маркузон В.Ф. Всеобщая история архитектуры. Т. II. Архитектура античного мира (Греция и Рим). М.: Стройиздат, 1973.
5) Налимова Н.А. Фигалийский фриз и «троянские» драмы Еврипида. К вопросу о влиянии театра на пластические искусства Древней Греции // Аристей. 2010. № 1. С. 141—143.
6) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова 1949—1992 [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/234262.
7) Пико делла Мирандола, Речь о достоинстве человека. // Человек, М., 1991.
8) Сушков И. М., Героизм и героические традиции. - Ростовское книжное изд-во, 1969.
9) Хоруженко К. М. Культурология. XX век. Энциклопедия, Т.1. Сп-б, 1998.
10) Шестаков В. П. Категория героя в истории этики. // Вестник истории мировой культуры, 1960, №2.
11) Curtis P. Sculpture. 1900—1945. Oxford, 1999.
12) Hitler A. Speech inaugurating the «Great exhibition of German art» // Art in theory, 1900—1990: An anthology of changing ideas / ed. by Ch. Harrison and P. Wood. Oxford, 1999. P. 424.
13) Smith T.J., Plantzos D., eds. A Companion to Greek Art. Oxford and Chichester: John Wiley & Sons, 2012, volume 1.
14) Zontag S. Fascinating fascism // Under the sign of Saturn. New York, 1980. P. 73—105.