Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в XX веке в нашей стране произошли фундаментальные преобразования в социальном и экономическом строе. Так, отказ от идеологии социализма повлек за собой впоследствии кардинальное изменение положения каждой отдельно взятой личности в обществе. С одной стороны, каждый индивид стал в соответствии с законодательством более свободным, однако с другой – именно социальная забота о каждой отдельно взятой личности существенным образом снизилась.
В качестве одной из форм социальной заботы о гражданах, которые особо нуждаются в ней, хотелось бы выделить именно установление опеки или попечительства.
Кроме того, одним из наиболее дискуссионных на сегодняшний день вопросов остается тот, который затрагивает непосредственно саму правовую природу указанного института, а именно: это гражданско-правовой, семейно-правовой либо же это комплексный институт права. Так, последнее кардинальное преобразование непосредственно самой системы опеки и попечительства, которое впоследствии повлекло за собой внесение изменений и в гражданское и семейное
3
законодательство, обусловило множество новых вопросов, тем самым только усилив актуальность предпринятого выпускного квалификационного исследования.
Хотелось бы отметить, что отечественным законодателем впервые были определены понятия опеки и попечительства, а также введены в оборот такие новые институты права, как предварительная опека (попечительство), договор об осуществлении опеки попечительства и другие, которые, несомненно, сегодня нуждаются в научном осмыслении, а также в обосновании их правовой природы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1.1. Развитие понятия и значение опеки и попечительства
Каждое физическое лицо вне зависимости от возраста либо же состояния своего здоровья способно иметь гражданские права и обязанности, т. е. каждое физическое лицо обладает правоспособностью. Однако далеко не каждое физическое лицо способно самостоятельно осуществлять свои права, а также исполнять возложенные обязанности из-за некоторых недостатков дееспособности либо же вследствие полного отсутствия последней. В целях восполнения данной дееспособности, а также в целях защиты их прав и интересов в настоящее время используется такой институт, как опека и попечительство. Соответственно, опека и попечительство выступают в настоящее время в качестве одной из форм осуществления защиты личности .
Стоит отметить, что до принятия части первой действующего ГК РФ те отношения, которые непосредственно связаны с опекой и попечительством, регулировались исключительно семейным законодательством. Однако при этом было установлено, что опека и попечительство самым тесным образом связаны с такими институтами гражданского законодательства, как институт правоспособности и дееспособности граждан, исходя из чего институт опеки и попечительства должен рассматриваться наукой гражданского права и, соответственно, он не может быть отнесен исключительно к праву семейному .
Сегодня наибольшее распространение получила трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного, а также в некоторой части административного права (к примеру, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей) . Таким образом, представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется наиболее обоснованным.
Сегодня важнейшие основополагающие нормы, регулирующие отношения по опеке и попечительству, содержатся в ГК РФ (ст. 31-40). Данный нормативный акт наряду с этим устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, которая непосредственно относится к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, признается предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 СК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что в курсе гражданского права предметом изучения выступают непосредственно гражданско-правовые аспекты установления опеки и попечительства .
Итак, под опекой необходимо понимать определенную форму воспитания детей, которые остались без попечения родителей. Основанием для установления опеки является смерть родителей, лишение либо же ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, а также уклонение родителей от воспитания детей и некоторые другие случаи признания
4
ребенка оставшимся без попечения родителей, которые определяются исходя из требований статьи 121 СК РФ. Кроме того, пунктом 1 ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, которые не достигли возраста 14 лет .
Кроме того, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
1.2. Источники правового регулирования опеки и попечительства в России
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются преимущественно гражданским законодательством, а также Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» .
Что касается непосредственно самой правовой основы деятельности, которая связана с опекой и попечительством в отношении несовершеннолетних детей, то в нее входит ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе и Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и т. д.
Исходя из требований пункта «о» ст. 71 Основного закона , действующее гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Кроме того, пункт 2 статьи 3 ГК РФ устанавливает, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Если обратиться к анализу норм Федерального закона «Об опеке и попечительстве», то в целом стоит отметить, что закрепление в данном отдельном нормативном правовом акте положений об опеке и попечительстве представляется не вполне целесообразным даже на фоне работы по кодификации федерального законодательства. Существующие в настоящее время в данном акте нормы семейного права фактически «извлечены» из предмета ведения СК РФ, что, несомненно, делает действующее законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на отдельные независимые источники права, что, таким образом, является нецелесообразным.
Таким образом, законодательное установление норм об опеке и попечительстве в отдельном акте привело тем самым к необоснованному увеличению правового материала за счет дублирования текстов ГК РФ и СК РФ в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» . К примеру, в ч. 2 ст. 11ФЗ «Об опеке и попечительстве», которая устанавливает необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 ГК РФ.
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОПЕКУНОВ (ПОПЕЧИТЕЛЕЙ) И ПОДОПЕЧНЫХ
5
2.1. Основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства
Разрешение на опеку и попечительство несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без родителей, выдается на основании Постановления главы местной администрации, расположенной по месту жительства ребенка или опекуна (попечителя), а последнему выдается опекунское удостоверение, а на подопечного заводится личное дело с хранением в установленном порядке всех соответствующих документов .
Опекун (попечитель) должен быть назначен не позднее 1 месяца с момента установления факта, что ребенок остался без попечения родителей. В случае неназначения в течение месяца лица, ответственного за воспитание несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства обязаны принять на себя временное исполнение обязанностей опекунов (попечителей) (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Опека и попечительство несовершеннолетних детей может быть разрешена только дееспособным лицам, обладающих необходимыми личностными качествами с учетом взаимоотношений между ребенком, опекуном и членами семьи опекуна, а также, способностями и возможностями к выполнению возлагаемых обязанностей.
2.2. Правовой статус опекунов и попечителей
Лица, не обладающие дееспособностью в полном объеме, вынуждены взаимодействовать в сфере гражданского права с помощью или через специальных субъектов - попечителей или опекунов. Именно данные лица приобретают с помощью института представительства комплекс прав и обязанностей, связанных с реализацией право- и дееспособности от имени своих подопечных. При этом несомненным фактом является наличие даже у лиц, лишенных дееспособности, определенных собственных потребностей, имеющих для них значимый социальный интерес. Отсутствие адекватных правовых средств учета данных интересов фактически и привело к изменению норм ГК РФ, так как действие предыдущей правовой модели - полной замены подопечного в гражданских правоотношениях опекуном - приводило к причинению вреда законным интересам данных лиц .
В настоящее время Гражданский и Семейный кодексы РФ содержат перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18 лет и полностью дееспособный. Гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав не может стать опекуном или попечителем. Кроме того, СК РФ устанавливаются дополнительный перечень условий, которым должен удовлетворять кандидат в опекуны или попечители для детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс эволюции правовых отношений по опеке и попечительству, который был рассмотрен при решении обозначенных в данной курсовой работе задач, а также выявленные при этом некоторые сравнительные характеристики правотворческой эволюции опеки и попечительства, позволяют сделать ряд выводов.
На протяжении ряда веков происходило кардинальное изменение правовых отношений по опеке - трансформировалось непосредственно само понимание объекта опеки, которая была преобразована в институты опеки и попечительства.
6
Сегодня под опекой и попечительством понимается определенная форма устройства детей, которые остались без попечения родителей, с целью их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и законных интересов. При этом опека и попечительство, выступая в качестве одного из видов социальной заботы, является наиболее универсальной формой индивидуального временного устройства, которая:
- регулируется нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности;
- предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а в некоторых случаях, – для обеспечения других необходимых его интересов;
- состоит в выполнении опекуном (попечителем) определенных юридических или (и) фактических действий, которые он совершает в интересах своего подопечного;
- осуществляется опекуном (попечителем) на безвозмездной основе либо же на условиях определенного встречного предоставления со стороны подопечного, государства либо же какихлибо иных лиц;
- решает конкретные задачи общегосударственного масштаба, исходя из чего установление опеки и попечительства, а также надлежащее их осуществление, должны обеспечиваться деятельностью контролирующих государственных органов.