Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач государства является всесторонняя забота о здоровье, физическом воспитании и занятии спортом учащихся в процессе обучения в школе. Деятельность по совершенствованию физического воспитания учащихся в школе не ограничивается только учебным процессом, она должна быть более широкой и насыщенной, прежде всего за счет привлечения школьников во внеурочное время к занятиям различными видами спорта.
В связи с этим возрастает объективная необходимость перед спортивными педагогами формировать мотивацию у учащихся на занятия спортом, а через неё – реализацию двигательного потенциала. Чем и обусловлена актуальность данной работы. В психологической науке мотивация трактуется как сложное интегральное личностное образование как тенденция к росту и самоактуализации. Педагоги А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн рассматривают мотивацию (мотивы) во взаимосвязи с самоопределением личности в процессе осуществления познавательной и двигательной деятельности.
В педагогической науке под мотивацией понимается личностное образование, которое определяется внешними и внутренними стимулами как осознанными субъектами основаниями побуждения к тому или иному виду активности.
Условия его формирования раскрывают совокупность педагогических приемов, средств, активизирующих внутренние стимулы школьника старшего возраста.
Особое значение в настоящее время приобретает формирование у юношей старшего школьного возраста мотивации на занятия спортом, основанной на реализации индивидуальной двигательной потребности через занятия физической культурой.
Для написания данной работы были изучены работы таких ученых и педагогов, как: Р.А. Пилоян, Г.Д. Бабушкин, Е.П. Ильин и др. В данных работах широко представлены диагностика, общие теоретические и методические основы поддержания спортивной мотивации у начинающих и действующих спортсменов. В тоже время недостаточно широко ведутся исследования, которые были бы направлены на формирование мотивации занятия спортом у юношей в процессе обучения в старшей школе. Старший школьный возраст является важным сенситивным периодом развития и формирования физического и интеллектуального потенциала учащихся, в том числе мотивации на занятия спортом юношей.
Цель работы - анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам формирования мотивации занятия спортом у юношей в процессе обучения в старшей школе, формулирование выводов. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
а) Изучить необходимость реализации через занятия спортом индивидуального двигательного потенциала подростков старшего возраста;
б) Изучить необходимость формирования мотивации на занятия спортом у учащихся старшей школы;
в) Изучить необходимость укрепления и поддержания физической подготовленности и здоровья юношей через занятия спортом;
г) Изучить и проанализировать способы формирования мотивации для занятий физической культурой и спортом в старшем школьном возрасте у юношей.
Основное теоретическое положение работы:
Мотивация на занятия спортом учащихся в процессе физического воспитания в старших классах представляет собой сложное личностное образование, находящееся во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности, которые обусловливают ее формирование и сохранение у индивида на основе потребности в реализации биологически обусловленной двигательной деятельности через занятия спортом, что в конечном итоге будет способствовать физическому совершенствованию и укреплению здоровья, формированию спортивной культуры, повышению физической подготовки.
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Духовное и физическое развитие тесно связано с возрастом. Об этом люди знали со времен глубокой древности. Чем взрослее человек, тем физически он более совершенен и психологически устойчив.
Эффективное регулирование развития личности требует научной разработки и структурирования возрастной периодизации человека. Педагоги делали попытки периодизации и выстраивания структуры человеческой жизнедеятельности. Исследования в этом направлении продолжаются до сих пор, поскольку существует необходимость создать идеальную систему и модель возрастных особенностей человеческой жизнедеятельности [17].
В раннем возрасте формирование мотивации личности на занятия спортом происходит в семье, выступающей как коллектив, где превалирует либо тактика «семейного сотрудничества», либо «слепой опеки», либо «диктата». Характер семейных отношений определяет уровень формированной мотивации подростка на занятия спортом.
Сформированные мотивации личности и есть результат деятельности общества и одновременно активный биосубъект; социальное и биологическое в формировании личности сложно переплетены и оказывают различное, непредсказуемое воздействие на этапах развития в разных ситуациях деятельности и общения.
По мнению Л.С. Выготского, личность – «это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции в жизнедеятельности, человека, способствует его социализации в обществе. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественно-социальных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда выявляется важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей» [17].
Для понимания закономерностей развития различных форм мотивации у школьников-юношей необходимо разделить развитие детей на этапы. Периодизация психофизического развития и формирования мотивации у юношей - подростков – фундаментальная проблема науки. По утверждению Д.Б. Эльконина, «всякое представление о движущих силах психического развития должно быть, прежде всего, проверено на «основе периодизации». Содержание и сущность периодов, а также их временные рамки определяются выбором наиболее важных и значимых критериев.
Формирование более устойчивых форм мотивации требует определения самого понятия «устойчивая форма мотивации» как особого социально-психологического статуса, сопряженного с определенным уровнем биологической зрелости, уровнем развития психических функций и структур. Успешность разрешения задач развития как системы специфических для старшего подросткового возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду, определяет его переход на новую возрастную ступень зрелости. Формирование более устойчивой формы мотивации включает раннюю зрелость (17-40 лет), среднюю зрелость (40-60 лет), позднюю зрелость (старше 60 лет) с переходными периодами, носящими характер кризисов [20].
Поскольку биологическое и духовное развитие объективно связаны между собой, то возрастные изменения происходят и в мотивационной сфере. Хотя и не в той последовательности, как биологическое и социальное созревание. Это служит основой для формирования устойчивой формы мотивации и ее коррекции в различные периоды человеческого развития [4].
Я.А. Коменский первым утвердил необходимость строгого учета учебной и физической нагрузки, исходя из возрастных и физиологических особенностей развития юноши. Он обосновал фундаментальный принцип природосообразности, по которому обучение и воспитание должны соответствовать объективным естественным возрастным этапам развития. Если в природе все происходит в строгой последовательности, то и в воспитании должно быть также – своевременно и последовательно. Тогда человеку можно естественно прививать любые качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – писал Я.А. Коменский [25].
Воспитание как целенаправленная деятельность наставников по формированию определенных черт, качеств и мотивов человека всегда ориентировано на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия, пишет Ю.К. Бабанский. В самом общем виде выделяются такие возрастные этапы в жизни человека, как дошкольный возраст, школьный, юношеский и период социальной зрелости – взрослость [25].
Изучением возрастных особенностей детей и молодежи занимается специальная отрасль психологии – возрастная психология. Российские ученые предлагают следующую возрастную периодизацию: дошкольный возраст, подразделяемый на период раннего детства – до трех лет (группа раннего возраста в детском саду), младший дошкольный – 4-й год жизни детей (младшая группа детсада), дошкольный – 5-7 лет (средняя группа – 5-й год, старшая – 6-й год и подготовительная – 7-й год жизни). Школьный возраст в соответствии с основными этапами обучения и воспитания подразделяется на младший (соотносимый с I-IV классами), средний (от V до IX класса) и старший (от X до XI класса) .
Отмечая условность и известную подвижность названных здесь границ, следует обратить внимание на некоторые новые явления, оказывающие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев, В.Г. Проблемы мотивации и личность / В.Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. – М. – 1974. – С. 122- 144.
2. Антипин, В.Б. Формирование мотивации занятия боксом у юношей путем удовлетво-рения актуальных потребностей: В.Б.Антипин. – Омск, 2006. – 175 с.
3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М., 1976. – 158 с.
4. Бабушкин, Е.Г. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки: / Е.Г. Бабушкин. – Омск, 2000. – 150 с.
5. Бальсевич, В.К. Феномен физической активности как социально- биологическая про-блема [Текст] / В.К. Бальсевич // Вопросы философия. – 1981. – №8. – С. 14-18.
6. Болтиков, Ю.В. Образовательный компонент как стимул долговременной физкуль-турно-спортивной деятельности обучаемых в секциях спортивной борьбы: Ю.В. Болтиков. – Ульяновск, 2006. – 24 с.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические труды. – М., 1956.
8. Гошек, В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности [Текст] / В. Гошек, М. Ванек, С. Свобода // Психология и современный спорт. – 1974. – С. 100-121.
9. Дашкевич, О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: О.В. Дашкевич. - М., 1985. – 36 с.
10. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология. М.: Спорт Академ Пресс, - 2007. – 443 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб., 2002. - 512 с.
12. Королева, Т.П. Возможности деятельностного подхода в психологической подготовке спортсмена / Т.П. Королева // Теория и практика физической культуры. - М., 1996. - № 8. - С. 40-42.
13. Кузьменко, Д.Ю., Зернов Д.Ю., Волков Д.С. Мотивация учебной деятельности студен-тов факультета физической культуры // Материалы межд. конф. «Творчество молодых 21 ве-ку». - Т.1. - Петропавловск, 2003. - С. 72 – 74.
14. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984г. - 444 с.
15. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.,1971. – 310 с.
16. Павлюк, О.П. Эмоциональные компоненты мотивации / О.П. Павлюк // Формирование интереса к учению у школьников. - М., 1986. - 212 с.
17. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М., 1984. - 112 с.
18. Пилоян, Р.А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности / Р.А. Пи-лоян. - М., 1988. - 27 с.
19. Рудик, П.А. Психологическая структура спортивной деятельности: Лекция для сту-дентов ин-тов физ. культуры / П.А. Рудик. - М., 1980. – 39 с.
20. Румянцева, В.И. Особенности мотивационной сферы спортсменов разных специали-заций / В.И. Румянцева, В.И. Тропников // Психологическое обеспечение спортивной дея-тельности: Сб. науч. трудов. - М., 1988. - 49 с.
21. Сидоров, Л.К. Методические и концептуальные аспекты формирования двигательной потребности в системе физкультурного образования: монография / Л.К. Сидоров. – Красно-ярск, 2007. – 116 с.
22. Сиротин, О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тре-нировки дзюдоистов: О.А. Сиротин. - М., 1996. – 315 с.
23. Филин, Н.А. Управление формированием ценностных ориентаций у хоккеистов в процессе спортивной подготовки и соревновательной деятельности / Н.А. Филин, В.Н. Ляп-кало // Теория и практика физической культуры. — М., 2000.- №2. С. 2-5.
24. Филиппов, М.М. Нужда и потребность // Ученые записки Томского ун- та № 70. – Томск, 1968. – С. 64-79.
25. http://thelib.ru/books/ivan_pavlovich_podlasyy/pedagogika_nachalnoy_shkoly_uchebnik-read-6.html