Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная модель китайской правовой системы привлекает в современном мире пристальное внимание не только в силу ее возможностей в плане регулирования наиболее важных общественных отношений, но и в плане эффективности применения норм, входящих в ту или иную отрасль китайского законодательства.
Жители Поднебесной мало интересуются законами, очень редко обращаются с исками и стараются сами регулировать отношения. Они не считают, что судебная система Китая - это то, что должно решить их конфликты. С начала 20-го века значение законов начинает набирать вес. В 1930 году вступает в силу земельный кодекс, а в 1931 - гражданский кодекс, который затрагивает торговое право.
Специалисты по законодательству отмечают смешанный характер этой системы в КНР, в которой древние традиции переплетаются с современными юридическими элементами. На формирование традиционной правовой системы Китая влияют разные факторы.
Российский китаевед Е.И. Кычанов пишет: «Чтобы узнать страну, надо знать ее право. Чтобы полнее изучить историю страны, надо изучить историю ее права». Хотелось бы добавить, что изучение правовой системы страны помогает и при формировании представлений об этапах становления политической системы Китайской Народной Республики, являющейся одним из ключевых игроков современных международных отношений и важным стратегическим партнером Российской Федерации.
Название современной китайской правовой системы отражает ее сущностную характеристику, так как ее чаще всего называют «социалистической правовой системой с китайской спецификой», которое было сформулировано официальным руководством страны. Однако уникальность современной китайской правовой системы состоит не только в отражении таких черт социалистической системы права, как: провозглашение диктатуры пролетариата, отсутствие принципа разделения властей и т.д., но и норм древнекитайского права и некоторых имплементированных норм права международного.
Объектом исследования является современная правовая система КНР.
Предметом исследования являются нормы, регулирующие в Китае общественные отношения конституционного характера.
Цель курсовой работы – рассмотреть китайское право.
Задачи:
- определить становление китайской правовой системы.
- выявить процесс формирования современной китайской правовой системы.
- проанализировать нормативный правовой акт как источник права.
- рассмотреть традиционную правовую систему в Китае и современность.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории, методологии и правовых аспектов в трудах таких видных ученых, как Н.М. Коркунов, И. В. Михайловский, С. С. Алексеев, C.JI. Зивс, М. Н. Марченко, B.C. Нерсесянц.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Этапы формирования правовой системы Китайской народной республики
1.1. Становление китайской правовой системы
Правовая система Китая носит смешанный характер, представляя собой сочетание древних правовых традиций и современного законодательства, основанного преимущественно на принципах романо - германского права. В течение многих веков для правовой культуры Китая было характерно преобладание норм морали над нормами права в регулировании общественной жизни. Подобное отношение к праву являлось следствием влияния конфуцианского учения, которое составляло основу китайской идеологии вплоть до революции 1911 г.
Религия и право традиционно являются двумя важнейшими сферами жизнедеятельности общества и выступают в качестве систем социальной регуляции поведения личности и группы в обществе. Сближают религию и право такие элементы, как формирование определенных ритуальных действий, опора на традицию, авторитетность и универсальность религиозных и правовых норм .
В традиционных обществах древнего Востока правовые системы были теснейшим образом связаны с религиозными ценностями. В то время не экономика, а религия выполняла интегрирующую функцию. В массовом религиозном сознании существовало мистическое отношение к власти, царю, правителю. Правовая норма всегда имела религиозное обоснование, а нарушение норм религии и морали рассматривалось как правонарушение.
На формирование китайской правовой системы оказали знаковое влияние философские учения конфуцианства и легизма, которые почти не закреплены в действующем законодательстве, но существуют в китайской правотворческой культуре и особенно правосознании китайских граждан.
Национально-государственные религии признавали в качестве главного принципа мироздания принцип мировой справедливости. Этот принцип мог отождествляться с всемирным безличным началом, которому подчиняются даже боги (закон дхармы, принцип дао), либо рассматривался как результат действий («закон воздаяния») определенного божества, которое руководит мировым порядком, и является не только «верховным жрецом», но также «верховным судьей небес и земли» .
Формирование правовой системы Китая также тесно было связано с религией. И хотя конфуцианство лишь условно можно назвать религией, это скорее этико-политическое учение, тем не менее, изначальное этическая доктрина Конфуция постепенно превратилась в религиозное учение, а образ великого учителя был со временем обожествлен.
Следует отметить, что традиционная правовая система Китая характеризовалась сильным влиянием сразу двух противоборствующих учений – этико-религиозными установлениями конфуцианства и политико - правовыми идеями легизма. Общей чертой этих двух традиций было стремление организовать жизнь китайского общества на основе принципа справедливости, но пути достижения этого понимались по-разному.
С точки зрения конфуцианства, средством поддержания всеобщей гармонии и порядка было соблюдение традиций, моральных норм, а не следование закону. «Воспитание и убеждение, а не власть и принуждение» - таков лозунг конфуцианства. Образ жизни добропорядочного китайца, согласно нормам конфуцианства, должен исключать любые правовые притязания, обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к миру и гармонии.
С возникновением конфуцианства китайская правовая система из обычной превратилась в традиционную. Писаному праву отводилась незначительная роль в регулировании общественных отношений.
Традиционно спорные вопросы разрешались в результате апелляции к чувству гуманности, ориентации на ритуалы, и лишь после этого возможно было обращение к праву.
Традиционное китайское право не знало европейской концепции субъективных прав личности, гражданина, индивида. Человек не должен был настаивать на своих правах, так как долг каждого стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех.
Следует отметить, что в течение веков судебной деятельностью в Китае занимались не профессиональные юристы, а администраторы, сдававшие для занятия должности экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами высших чиновников, монарха. Монарх являлся уникальной личностью, посредником между миром людей и сакральной сферой. Он получает благодать свыше и распространяет ее на вверенном ему пространстве, устанавливая, таким образом, порядок и гармонию во всей Поднебесной.
Такая модель соответствовала традиционному религиозному мировоззрению задолго до появления Конфуция. В этой модели Конфуция не устраивала полная монополизация власти в пределах одной кровно - родственной группы, из которой происходила царствующая фамилия.
Согласно конфуцианству, человек, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами «ли» (правилами гармоничного, правильного поведения), должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, нежели подчеркивать возникшие разногласия. В трактате «Лунь юй» говорится, что «если управлять народом посредством наказаний, то народ станет уклоняться от распоряжений и наказаний и утратит стыд. Если же управлять народом посредством дэ и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ань Жанъ. Статус и функция Конституции в правовой системе с китайской спецификой // Правовой сад молодежи. 2019. № 4.
2. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. Уголовный кодекс КНР. – М.: Изд. Дом «Муравей», 2010. – 432 с.
3. Бехруз Х. Сравнительное правоведение. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2013. - С. 69.
4. Варавенко В.Е. Особенности реформирования гражданского законодательства КНР (на примере источников договорного права) // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы II международной научно-практической конференции (г. Уфа, 23 января 2012 г.). – Уфа, 2012. – С. 176–179.
5. Дзанг Л. Опыт кодификации гражданского права в Китае // Цивилистические исследования. Ежегодник гражданского права. – М., 2017. – Вып. 3. – С. 595–629.
6. Другов Я.А. Нормативный правовой акт как источник права в китайской народной республике (Китае) // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(53). – Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 12.
7. Духовная культура Китая. / Под ред. М.Л. Титаренко. - М.: Вост. лит. - Т. 4, 2009. - С. 40.
8. Кананыкина Е.С. Юридические формы источников права об образовании в социалистической системе КНР // Право и образование. – М., 2010. – № 3. – С. 23–34.
9. Касаткина А. С. Современные кодификации МЧП в странах Юго-Восточной Азии (Китайская Народная Республика и Япония) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. - № 2. - С. 144-164.
10. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.): принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 4 декабря 1982 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://chinalawinfo.ru. (Дата обращения 22.03.2020 года).
11. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII - XIII вв.) / АН СССР. Институт востоковедения. М.: ГРВЛ, 2006. С. 3.
12. Лафитский В.И. Юридическая наука: история и современность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. №3. C. 26.
13. Марченко. М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2011.С. 451.
14. Минникес И.В. Понятие «источник права» в учебном курсе истории отечественного государства и права // Проблемы современного российского законодательства: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. – Иркутск; – М.: РПА Минюста России, 2013. – С. 48–52.
15. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесян-ца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2016. С. 109.
16. Пашкова Т.В. Источники права Китайской Народной Республики // Пробелы в российском законодательстве. – 2008. – № 2. – С. 89–91.
17. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: учеб. пособие / Н.А. Пьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – Ч. 1. – 220 с.
18. Третьяков К.Н. Основные источники современного конституционного права Китайской Народной Республики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02 – конституционное право / К.Н. Третьяков. – М., 2010. – 218 с.
19. Трощинский П.В. Влияние традиций на право современного Китая // Журнал рос. права. 2014. № 8. С. 94.
20. Трощинский П.В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности // Вестник Ун-та им. О.Е. Кутафина. 2015. № 5. С. 133.
21. Уголовный кодекс КНР – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.npc.gov.cn. (Дата обращения 22.03.2020 года).
22. Чжан И. Объяснение некоторых статей уголовно-процессуального кодекса КНР // Право и современность: проблемы и пути решения. Материалы конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2016. – С. 207–209.