Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях жесточайшей конкуренции на современном рынке и постоянно меняющихся условиях компании необходимо всегда быть впереди своих конкурентов. Стоит сказать, что изменения, влияющие на деятельность компании, могут быть как внутренними (изменение стратегии компании, ее ценностей, системы материальной и нематериальной мотивации сотрудников и т.д.), так и внешними. В первую очередь на деятельности компании влияют внешние экономические и политические условия. Таким образом, сотрудники организации должны быть готовы работать и получать результат в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды, что всё больше увеличивает роль обучения персонала в кадровом менеджменте и организации в целом [10, с.7].
Используя оптимально выстроенную систему развития и обучения кадров, компания может достигнуть больших результатов, получив преимущества перед конкурентами[44, с.282]. Несмотря на то, что значимость роли персонала в организации давно признана теоретиками и подтверждена многими исследованиями, многие компании до сих пор игнорируют важность рационального подхода к человеческим ресурсам. Особенно актуально данный вопрос встал в условиях экономического кризиса, когда многие организации стали отказываться от обучения персонала ввиду сокращения дополнительных расходов. Однако, чтобы организация успешно существовала на рынке, необходимо совершать своевременные инвестиции в развитие человеческого потенциала компании, так как благодаря этому возрастает степень знаний сотрудников, улучшаются их навыки, повышается уровень сервиса и качества товаров, а следовательно, возрастает прибыль организации.
В 2017 году экспертами Всемирного банка увеличение инвестиций в человеческий капитал было названо одним из двух основных факторов экономического роста России. Все вышеизложенное подтверждает актуальность исследования проблем обучения в современных компаниях как инструмента развития человеческого капитала и повышения их эффективности.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию существующей системы обучения торгового персонала в компании ОАО «BNS Group of companies».
Основными задачами данной работы являются:
- обобщение методов обучения персонала и исследование способов оценки их эффективности;
- анализ теоретических источников по обучению персонала: детальное изучение методов обучения персонала, а также способов оценки их эффективности;
-сравнительный анализ достоинств и недостатков различных методов обучения;
- оценка существующей системы обучения персонала в компании ОАО«BNS Group of Companies» .
- разработка рекомендаций по совершенствованию данной системы.
Объектом исследования является персонал компании, предмет исследования—система обучения.
В качестве методов исследования были выбраны критический анализ литературы по теме обучения персонала, анализ вторичных источников (в частности внутренних документов компании, базы данных) с целью описания и оценки принятой и на данный момент действующей системы обучения персонала в организации.
Основой работы стали труды таких теоретиков, как М. Армстронг, Тейлор, А. Карякин, Д. Ким, Д. Киркпатрик и др. Помимо этого использованы данные из российских и иностранных статей, касающихся анализа систем обучения персонала и их оценки.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В введении обозначена актуальность работы, поставлены цели и определены задачи, объект и предмет исследования. В первой главе представлена теоретическая основа работы, включающая в себя описание системы обучения персонала, методов обучения, а также способов оценки эффективности обучения сотрудников. Во второй главе дано описание компании BNS Group, произведен анализ существующих в компании методов обучения, а также даны рекомендации по их совершенствованию. В заключении сделаны выводы по всей работе.
1 Теоретические основы обучения персонала в современных организациях
1.1 Обучение персонала как функция управления персоналом
Обучение персонала является одной из функций HR-департамента компании. От уровня знаний и качественных навыков сотрудников зависит результативность деятельности компании на рынке. Каждый из авторов теоретических трудов по-разному дает определение данному процессу. Так, Р. Ное делает заключение, что «обучение – это организованная деятельность, нацеленная на улучшение компетентности сотрудников. Эти компетенции включают знания, навыки и поведение и имеют большое значение для успеха организации». [26, с.20]. Армстронг и Тейлор считают, что обучение ¬— это процесс получения новых знаний, которые впоследствии влияют на организационное поведение сотрудников.
Х. Минцберг акцентирует внимание на том, что обучение должно основываться преимущественно на получении сотрудниками теоретических знаний. Он убеждает в том, что для эффективности проводимого обучения сотрудники должны находиться вне своих рабочих мест и получать исключительно теоретические навыки. Однако данный подход совершенно не актуален в современных условиях, где полученные теоретические знания часто требуют быстрого применения на практике с целью их освоения.
В стремительно меняющихся экономических условиях персонал является одним из самых ценных ресурсов компании. Своевременное рациональное инвестирование в человеческие ресурсы ведет к укреплению компанией своих позиций на рынке. Обученный персонал не только лучше справляется со своими непосредственными задачами, но и строит репутацию компании, что напрямую отражается на степени приверженности клиентов и, соответственно, на размере экономической прибыли. Кроме того, обучение в первую очередь формирует у сотрудников знание своих прав и обязанностей, а также степень их ответственности. К тому же многие программы обучения направлены не только на получение технических знаний, но и на выявление профессионального потенциала обучаемых.
Многие теоретики ставят перед обучением три основные задачи:
1) Достижение стратегических целей организации;
2) Повышение уровня ценности человеческого капитала;
3) Подготовка персонала к внутренним и внешним изменениям среды.
Обученные сотрудники чувствуют себя намного увереннее на рабочем месте, применяют новые техники, которые способствуют минимизации как материальных, так и временных издержек. Получая высокие результаты своей работы, сотрудники становятся более мотивированными, а следовательно, стремятся выполнять должностные обязанности еще лучше. Таким образом, эффективность процессов обучения очень высока.
1.2 Методы обучения персонала
Обучение персонала может производиться различными способами. Это может быть чтение лекций сотрудникам, назначение наставника, проведение тренингов, коучинг и т.д.
Большинство современных ученых выделяет три основные категории методов обучения персонала (рис.1)
Рис.1 - Классификация обучения
Прежде всего, стоит рассмотреть первую из групп, а именно, традиционные методы обучения, в рамках которых проводятся лекции, семинары, а также организовываются просмотры обучающих киноматериалов.
При использовании такого метода, как лекции происходит передача необходимой информации целой группе людей, что и является основным плюсом данного подхода. Слушателями лекции могут стать более сотни людей, преподаватель же может быть один. Однако данный момент имеет существенный недостаток – односторонность, а эффективность его проведения зависит не только от качества подачи материала лектором, но и от личностных характеристик самих слушателей, а также степени их самостоятельной работы.
Следующим традиционным методом проведения обучения являются семинары, предполагающие наличие интерактива, в отличие от односторонних лекций. Слушатели становятся более вовлеченными в процесс обучения, могут задавать вопросы преподавателю, а преподаватель в свою очередь может давать аудитории задания, обязательные для выполнения, с целью закрепления и усвоения полученных знаний. Таким образом, основным отличием семинаров от лекций является двусторонняя коммуникация. Однако обучение посредством семинаров может производиться только в небольших группах, в чем данный метод очень уступает предыдущему.
Не так давно в российский менеджмент пришел еще один метод, ставший традиционным, - просмотр учебных фильмов, в которых дается описание различных критических ситуаций в организации, а позже рассматриваются пути их решения и даются обобщенные выводы. Нередко после просмотра таких материалов обучаемых просят выполнить определенный кейс по разобранной в фильме проблеме. Преимуществом данного метода является иллюстрация применения теоретических знаний на практике в конкретных ситуациях, однако пассивность такого обучения остается существенным недостатком
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Н. А., Васильцова Л. И. Инвестиции в персонал в условиях кризиса как стратегический фактор конкурентоспособности //Аграрный вестник Урала. – 2016. – №. 5 (147).
2. Андреева Т. Е. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях: методики распространенные и результативные //Российский журнал менеджмента. – 2006. – Т. 4. – №. 2. – С. 25-48.
3. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 217 с.
4. Базаров, Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А., Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. - М., 2014. – 112 с.
5. Бекренева Н., Кузнецова Е., Тарасова Т. Управление человеческими ресурсами. – Litres, 2017.
6. Вучкович-Стадник А. Оценка персонала. Четкий алгоритм действий и качественные практические решения. - Эксмо, 2008. – 208 с.
7. Дейнека А. Управление персоналом. – Litres, 2016.
8. Игольникова, И. В., Матюшкина, И. А., & Михалева, О. М. (2017). Инновации в кадровом менеджменте современных организаций. The edition is included into Russian Science Citation Index., 81.
9. Карякин А.М. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие. 3-я редакция / А.М. Карякин. - Иван. гос. энер. ун-т. – Иваново, 2013. – 166 с.
10. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М, 2012 г. 300 с.
11. Ключевский, А. И. (2017). Оценка деятельности персонала с применением модели компетенций. Научный журнал, 51.
12. Корнеева Л. И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт //Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – №. 4. – С. 78-83.
13. Крутова, М.В. Оценка эффективности обучения и развития персонала / М.В. Крутова // Управление человеческим потенциалом.– 2011. – №4 (28). – С. 334-339.
14. Кудряшов В. С., Мосеева Е. А. Основы формирования системы обучения персонала организации //Juvenis scientia. – 2017. – №. 2.
15. Кузьминова Т.В. Система менеджмента качества и управление персоналом // Образование — путь к успеху. Международный форум "YEES 2012": Сборник научных трудов / Редколл. Бубнов Г.Г., Плужник Е.В., Солдаткин В.И. / Отв. ред. В.И. Солдаткин. — М.: МТИ "ВТУ", 2012. — 264 с.
16. Магура, М.И., Курбатова, М. Б. Организация обучения персонала компании / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
17. Одегов Ю. Г., Логинова Е. В. Современные тренды в работе с персоналом: обзор современных практик // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2016. – №. 4.
18. Осовицкая Н. HR-брендинг: работа с поколением Y, новые инструменты для коммуникации, развитие корпоративной культуры и еще 9 эффективных практик. – Litres, 2017.
19. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Т. Стюарт // М.: Поколение – 2007. – 76 с.
20. Сысоева, С. В. Стандарт работы розничного магазина. Разработка инструкций, регламентов и обучение торгового персонала / С.В. Сысоева. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
21. Четыркина Н. Ю. Концептуальные аспекты взаимосвязи кадровой политики и стратегии развития организации //Теория и практика общественного развития. – 2012. – №. 9.
22. Чуланова О. Л., Тимченко Я. А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления //Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8. – №. 1.
23. Шевченко Т. В. Нестандартные методы оценки персонала //М.: Ай Пи Эр Медиа. – 2010.- 128 с.
24. Хрипко Е. Г. Метод оценки 360 градусов и анализ организационной среды //Экономика и предпринимательство. – 2016. – №. 2-2. – С. 852-855.
25. Elkarmi F. et al. A Novel Methodology for Project Assessment and Evaluation //Journal of Service Science and Management. – 2011. – Т. 4. – №. 03. – P. 261.
26. Mintzberg, H. Managers, not MBAs: A hard look at the soft practice of managing and management development / H. Mintzberg.: Berrett-Koehler Publishers. – 2004 – 467 p.
27. Noe, R. A. Employee training and development / R. Noe.: Boston, MA : McGraw-Hill/Irwin. – 2002 – 544 p
28. Owoyemi, O. A. et al. Enhancing employees’ commitment to organisation through training // International Journal of Business and Management. 2011. Vol. 6 (7) P. 280-286.
29. Saari L. M., Judge T. A. Employee attitudes and job satisfaction //Human Resource Management. – 2004. – Т. 43. – №. 4. – P. 395-407.