Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время становится актуальной проблема высокой подверженности современных людей стрессам и депрессиям вследствие отрицательного воздействия на их психическое здоровье различных негативных внешних и внутренних факторов. Наиболее уязвимой в переживании деструктивных состояний является категория студенчества, адаптируются к новой социальной среде, учатся быть самостоятельными и независимыми. Несколько иными особенностями жизнедеятельности отличаются студенты гуманитарии [5,6].
Характерным для них является: самостоятельное планирование времени; возможность постоянного трудоустройства; развитое чувство ответственности; наличие богатого опыта в решении практических задач и опыта социального взаимодействия и т д. Перечисленные особенности могут оказывать непосредственное влияние на эмоциональное состояние студентов разных типов профессий и на их умение эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями. Исследованию защитного и совладающего поведения посвящено большое количество работ.
Однако, по сравнению с возрастными периодами детства, защитное и совладающее поведение в юношеском и зрелом возрасте изучено в меньшей степени. В связи с этим, целью нашей работы стало изучение динамики развития защитного и совладающего поведения у студентов разных типов профессий.
Обозначение недостатка, неразработанности темы. Современный мир характеризуется усложнением информационной среды, дефицитом времени, интенсивным общением с окружающими людьми, экономической нестабильностью в мире, завышенными требованиями общества к личности. Все это приводит к возрастанию психологических нагрузок, понижению функционального состояния, профессиональному выгоранию и рядом других негативных последствий, которые не могут не сказаться на общении людей. Это обуславливает интерес к изучению взаимосвязи механизмов психологической защиты с особенностями в межличностной коммуникации. В данной работе будут рассмотрены основные механизмы психологических защит психики и их влияние на типы отношений личности к окружающим.
Противоречия заключаются в высокой актуальности исследования феномена и функций психологической защиты, и их недостаточного учета их в межличностных отношениях.
Проблема исследования звучит как: каковы особенности феномена и функций психологической защиты, и их связь с межличностными отношениями?
Цель: рассмотреть особенности исследование феномена и функций психологической защиты, их учет в межличностных отношениях.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности психологических защит.
2. Проанализировать факторы формирования психологических защит
3. Рассмотреть понятие межличностных отношений
4. Выделить факторы и условия, влияющие на исследование феномена и функций психологической защиты, их учет в межличностных отношениях.
5. Разработать методы диагностики и проанализировать особенности связи психологической защиты, их учет в межличностных отношениях.
Гипотеза: существует связь между психологической защиты, их учет в межличностных отношениях.
Объект: феномен и функций психологической защиты, их учет в межличностных отношениях.
Предмет: особенности психологической защиты
Глава 1. Теоретическая особенности особенностей феномена и функций психологической защиты, их учет в межличностных отношениях.
1.1 Особенности понятия психологической защит и совладающего поведения
Изучение механизмов психологической защиты и копинг-поведения у представителей юношеского возраста обусловлено тем, что именно в этот период с бывают не готовы к требованиям, которые предъявляет им общество, не способны на принятие самостоятельных и ответственных решений, и поэтому часто оказываются в стрессовых ситуациях.
Для того чтобы преодолеть напряжение и возникший стресс, они зачастую прибегают к использованию механизмов защитно-совладающего поведения, определяющих эффективность выполняемых действий, а вместе с наличием в структуре личности определенного уровня саморегуляции, обеспечивается контроль и оценка результативности деятельности в целом.
Современное определение, базирующееся на личностных аспектах саморегуляции, было предложено В.И. Моросановой [3] и рядом других авторов.
Так, по их мнению, осознанная саморегуляция – это многокомпонентный процесс по инициации, построению и управлению психической активности для того, чтобы достичь субъектно-выдвинутые цели деятельности. Несмотря на теоретическую разработанность этих феноменов, на данный момент недостаточно работ, которые изучают и раскрывают специфику защитно-совладающего поведения в юношеском возрасте, лежащих в основе саморегуляции поведения личности.
Мы предположили, что существуют различия при выборе защитносовладающего поведения у студентов с разным уровнем саморегуляции, а именно наиболее используемыми защитами и копинг-стратегиями у студентов являются планирование решения проблемы, а с низким – регресс и компенсация
Психологические защиты помогают личности справляться с трудностями повседневного и экстремального стресса. Оно представляет собой разнообразные поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия, которые зарубежные и отечественные исследователи объединяют в определённые типы или стратегии.
Во многих типологиях выделяют следующие копинг – стратегии: избегание, разрешение проблем, поиск социальной поддержки и эмоциональный копинг.
Совладающее поведение также может включать осторожные, импульсивные, манипулятивные, агрессивные действия. С точки зрения эффективности, каждая копинг-стратегия имеет свои преимущества и недостатки. Дискуссионным остаётся вопрос о факторах и условиях выбора стратегий совладания.
В зависимости от особенностей трудной ситуации и своих потенциальных возможностей совладания (психодинамических, 492 личностных и социально - психологических свойств), человек может выбирать разные типы копинг-поведения.
К факторам совладающего поведения также относят социокультурные, которые определяют социально приемлемые способы совладания, задают границы социальной интерпретации и восприятия стресса [7], [9].
В современных условиях развития общества актуальны кросскультурные исследования совладания с трудностями в межкультурном взаимодействии. Они позволяют сделать выводы о культуроспецифических особенностях совладающего поведения [5]; [9].
В исследовании, которое провели В.Ю. Хотинец и Я.П. Коробейникова, обнаружено, что этнопсихологические особенности – это идеальные качества, культивируемые в этнических сообществах и вбирающие в себя механизмы психологической защиты и совладания, в случае возникшей угрозы извне. Выделены характеристики, которые препятствуют возникновению конфликтных ситуаций в межэтнических отношениях.
Так, для русских – это социабельность и открытость, способность легко включаться в коммуникативный процесс и устанавливать межличностные контакты.
Отличительными характеристиками удмуртов являются: эмоциональная сдержанность, высокий самоконтроль и нормативность поведения, которые придают уверенность и чувство безопасности [9].
Семья также является фактором, влияющим на выбор совладающего поведения.
От характера детско-родительских отношений, а также эффективности решения родителями трудных жизненных ситуаций будет зависеть продуктивность копинг-стратегий их детей. По данным исследования Т.Л. Крюковой и Т.П. Григоровой «в подростковом возрасте у приёмных детей наблюдается прямое влияние между показателями надёжности привязанности к родителям и снижением использования ими непродуктивных копинг-стратегий» [3].
Рефлексия также является важным фактором, влияющим на выбор типа психологической защиты. А.В. Карпов обосновывает рефлексию как процесс, значимый для саморегуляции.
Однако она может привести к трудности принятия решений и вовлечения в деятельность, неспособности решить проблемы, усложнению ситуации.
С одной стороны, рефлексия обеспечивает широту и разнообразие способов принятия решения, а, с другой стороны, возможно снижение их качества и несоответствие объективным особенностям ситуаций [4].
С помощью дифференциальной модели рефлексии делается попытка объяснения этой противоречивой роли рефлексии в саморегуляции [6].
1.2 Понятие межличностных отношениях
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [6, c.378].
По мнению Н. В. Гришина, межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [2, c. 206].
Эти диспозиции опосредованы содержанием, целями, ценностями, организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе [2].
По мнению Н. Н. Обозова, межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. С. А. Рубинштейн характеризует понятие «межличностные отношения» как специфическую форму отражения действительности.
Согласно С. А. Рубинштейну, отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, 82 ее сердцевину. Он рассматривал отношения в рамках сознания. Сознание – специфическая форма отражения объективной действительности.
Я. Л. Коломинский характеризует межличностные отношения как внутреннее состояние человека, отражающее отношение людей друг к другу [4, c. 216].
Таким образом, межличностные отношения представляют собой форму взаимодействия между людьми, которая проявляется в установках, ориентациях, ожиданиях, стереотипах и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в процессе общения и взаимодействия между людьми.
Они выступают необходимым условием взаимодействия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств психики человека, но и личности в целом. Каждая личность в системе межличностных отношений осознает себя только в одной реальности, «здесь и сейчас», в системе отношений с другими личностями.
Однако содержание таких отношений выступает в каком-либо из видов общественных отношений.
Как следствие, межличностные отношения определяются тем или иным видом социальной деятельности. Отчасти социальную детерминированность межличностных отношений можно выявить через анализ ролевых позиций [7, с. 265].
Сущность межличностных отношений заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности. Межличностные отношения почти всегда оказываются вплетенными в ту или иную деятельность и выступают как условие ее выполнения [1, с. 23].
Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности – неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии – антипатии, привлекательность – непривлекательность.
Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения – отталкивания [5].
Межличностная привлекательность зависит от явления, получившего названия совместимость – несовместимость людей, которое сказывается на взаимоотношениях.
При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты. На взаимоотношениях сказывается и срабатываемость, «притирка» людей друг к другу в процессе совместной деятельности сопровождающаяся повышением удовлетворенности друг другом [2]. В межличностных отношениях объектом отношений выступает другая личность.
В то же время межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются. Межличностные отношения сопутствуют жизнедеятельности человека, трансформируясь посредством возраста, личностных особенностей, профессиональных предпочтений [3, с. 382].
Развитие межличностных отношений может произойти только в том случае, если определенный индивид может устанавливать с другим человеком контакт. Другими словами, найти общий язык.
Для этого не должно быть корыстных намерений, в общении должны присутствовать легкость и понимание, эмоциональное притяжение.
Характерной особенностью межличностных отношений является то, что содержание и уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Формальные межличностные отношения закрепляются в виде определённых норм и правил и отражают функциональные и квалификационные связи в системе «руководитель - подчиненный». В основе их лежат нормы, стандарты, права и обязанности.
Неформальные межличностные отношения основаны на авторитете, уважении, симпатиях, общности взглядов и интересов, которые не закреплены в организационных документах.
При этом формальные и неформальные отношения находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Межличностные отношения включают три компонента − когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный) [3].
Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности других людей.
Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Когнитивный компонент помогает осознать, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влияние
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Авраменко Н.Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях психологической защиты в них // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2015. - Т. 21. - № 4. - С. 147-152.
2. Авраменко Н.Н. Роль рефлексивных процессов в выборе стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2016. - Т. 22. - № 3. - С. 128-132.
3. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. \\ Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С.62-76.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
6. Григорова Т.П., Крюкова Т.Л. Особенности отношений привязанности между детьми и родителями в замещающих семьях и их совладающее поведение // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2016. - Т. 22. - № 3. - С. 121-127.
7. Дудченко З.Ф. Представления студентов о здоровом образе жизни // Ученые записки СПбГИПСР. – 2010. – № 1 (13). – С. 68-72.
8. Дудченко З.Ф., Ходырева Н.В. Социально-экономический статус и копинг-стратегии студентов с разным уровнем самоуважения, социальной поддержкой, толерантностью к неопределенности // Материалы межд. н-пр. конференции. «Здоровая личность», 21-22 июня 2012. – СПб.: СПбГИПСР, 2012. – С. 154-156.
9. Здоровая личность. Коллективная монография / Под. ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2013. – 400 с.
10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.
11. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности -М.: ИП РАН, 2004. 496
12. Кравцова, Е.Е. Экспериментальный психологический театр / Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская// Российский гос. гуманитарный ун-т. Ин-т психологии им. Л.С. Выготского (Москва). Сборник учебных программ Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. – М.: РГГУ, 2003. – С. 359-282.
13. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях психологической защиты// Психологический журнал. – 2005. - Т.26. - №2. - С.5-15.
14. Крюкова Т.Л. Психология психологической защиты: Материалы Международной научно - практической конференции. / Отв. ред.: Е.А.Сергиенко - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – 426 с.
15. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладания // Психология психологической защиты : материалы Междунар.науч.-практ. конф./отв. ред.: Е. А . Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома : КГУ им. Н. А . Некрасова, 2007.
16. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии. – Куйбышев, 2012.
17. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: Хрестоматия / Под ред. Л. Леви. — СПб.: Медицина, 1996. — 144 с.
18. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т.11. - № 4. - С. 110-135.
19. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
20. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности// Психологический журнал – 1997. – Т. 18, №5 – С. 20-30.
21. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Издво «Речь», 2002. – 256 с.
22. Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – N 3(17). –Режим доступа: URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2016).
23. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
24. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте/ ред. А.Л. Журавлёва, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011
25. Холодная М.А., Алексапольский А.А. Интеллектуальные способности и стратегии совладания // Психологический журнал. - 2010. – Т. 31. - № 4. - С. 59-68.
26. Хотинец В.Ю., Коробейникова Я.П. Психологические механизмы продуктивного копинг-поведения в проблемных коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. - 2016. - Т.37. - №4. - С.59-73.
27. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.