Фрагмент для ознакомления
2
Организационная структура компании представлена на рисунке 2.
Данную структуру можно охарактеризовать как линейно-функциональную. Справой стороны представлены функциональные подразделения, которые обслуживают бренды группы компании «H&M». Внутри каждого бренда идет подразделение на линейную организационную культуру. У каждой страны есть главный офис и магазины, которые разделены по группа по географическому признаку. В каждом магазине представлена линейная структура, состоящая из директора магазина, менеджеров отделов и продавцов-консультантов.
Во главе находится Директор (ответственный за весь российский рынок), которому подчиняются:
- отдел дизайна и визуальной части (отвечает за презентацию товара в магазине);
- HR отдел (приём на работу новых сотрудников и их обучение);
- PR отдел и отдел рекламы (организация работы в области коммуникаций, размещение рекламы, планирование бюджета на рекламные кампании);
- security отдел (отдел, отвечающий за безопасность);
- отдел логистики (доставка товара в нужное время и в нужное место);
- отдел контроля (аудиторы) (проверка работы сотрудников);
- маркетинговый отдел (анализ рынка);
- бухгалтерия (ведение бухгалтерской отчетности);
- финансовый отдел (финансовое планирование).
Рисунок 2 - Организационная структура филиала ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц»
Проведем оценку деятельности ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» на основе Приложения А, полученные результаты отразим в Приложение В.
Выручка по итогам 2019 г. возросла на 15,5% и составила 49081 млн. руб. Наблюдается увеличение ресурсов, имеющихся в распоряжение организации до 28113 млн. руб. Средняя сумма основных средств в 2019 г. составила 4774 млн. руб., за год их стоимость уменьшилась на 322 млн. руб. или на 6% за счет закрытия торговых точек.
Показатели фондоотдачи и фондорентабельности в 2019 г. по сравнению с 2018 г. имеют разную направленность: фондоотдача увеличилась на 12,3% и составила 10,28 руб., фондорентабельность уменьшилась на 17,1% и составила 115,9% прибыли в расчете на каждый рубль основных фондов. Фондовооруженность понизилась за год с 0,46 млн. руб. до 0,40 млн. руб. в 2019 г.
В 2019 г. средняя сумма оборотных средств, находящихся в обороте на организации составила 14955 млн. руб. За год средняя сумма оборотных средств возросла на 3806 млн. руб. или на 34,1 %. По сравнению с 2018 г. в 2019 г. наблюдается замедление оборачиваемости оборотных средств на 16 дней. Оборотные средства в 2019 г. совершили в среднем 3,3 оборота. Среднесписочная численность персонала организации в 2019 г. составила 12075 человек, за год она возросла на 1064 человек или на 9,7%.
ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» на оплату труда направило в 2019 г. средства в сумме 8384 млн. руб. Сумма расходов на оплату труда за год возросла на 622 млн. руб. или на 8% при одновременном росте выручки на 15,5%. Положительно можно оценить рост производительности труда, которая в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 5,2%.
Таким образом, представленная характеристика деятельности ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» показала, что организация является прибыльной.
2. Анализ экономических показателей деятельности ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц»
Показатели прибыли не позволяют в полной мере оценить эффективность работы организации, в связи с чем, целесообразно рассчитывать показатели рентабельности на основе Приложения А, полученные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика показателей рентабельности ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» за 2017-2019 гг.
Показатели Годы Отклонение (+/-) Темпы изменения, %
2017 2018 2019 2018 г.
от
2017 г. 2019 г.
от
2018 г. 2018 г.
к
2017 г. 2019 г.
к
2018 г.
1. Выручка, млн. руб. 34635 42489 49081 7854 6592 122,68 115,51
2. Себестоимость продаж, млн. руб. 12916 15307 19246 2391 3939 118,51 125,73
3. Прибыль от продаж, млн. руб. 5752 7574 7914 1822 340 131,68 104,49
4. Чистая прибыль, млн. руб. 4031 5174 4319 1143 -855 128,36 83,48
5. Среднегодовая величина активов, млн. руб. 12802 16249 19748 3447 3499 126,93 121,53
6. Среднегодовая величина собственного капитала, млн. руб. 9431 14033 16281 4602 2248 148,80 116,02
7. Рентабельность продаж, % 16,61 17,83 16,12 1,22 -1,71 - -
8. Рентабельность продукции, % 44,53 49,48 41,12 4,95 -8,36 - -
9. Рентабельность собственного капитала, % 42,74 36,87 26,53 -5,87 -10,34 - -
10. Рентабельность активов, % 31,49 31,84 21,87 0,35 -9,97 - -
Анализ, выполненный в таблице 1, свидетельствует о понижении рентабельности организации. Так, рентабельность продаж в 2019 г. сократилась до 16,1%, что вызвано более быстрыми темпами роста себестоимости продаж по сравнению с выручкой. Рентабельность продукции также в 2019 г. демонстрирует снижение, как следствие ее значение достигло 41,1%. Снижение чистой прибыли в 2019 г. повлекло снижение рентабельность собственного капитала (-10,3%) и активов (-10,0%), что свидетельствует о понижение эффективности их использования в ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц».
Оценку финансового состояния предприятия необходимо начинать с анализа динамики основных элементов отчетности предприятия: активов, обязательств и собственного капитала.
Структурный анализ и динамика элементов отчетности представлена в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 - Анализ динамики и структуры активов ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» за 2017-2019 гг., млн. руб.
Показатели Годы Темпы изменения, %
2017 2018 2019
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % 2016 г. к
2015 г. 2017 г. к
2016 г.
1. Внеоборотные активы 5339 40,75 4860 25,06 4724 23,50 91,0 97,2
- основные средства 5336 40,73 4854 25,03 4693 23,35 91,0 96,7
- отложенные налоговые активы 3 0,02 6 0,03 31 0,15 в 2 раза в 5,2 раза
2. Оборотные активы 7763 59,25 14535 74,94 15376 76,50 187,2 105,7
- запасы 4761 36,34 5467 28,19 7526 37,44 114,8 137,7
- НДС по приобретенным ценностям 79 0,60 116 0,60 1715 8,53 146,8 в 14,8 раза
- дебиторская задолженность 1241 9,47 1875 9,67 3581 17,82 151,1 191,0
- финансовые вложения 655 5,00 6149 31,70 2202 10,96 938,8 35,81
- денежные средства 1027 7,84 928 4,78 352 1,75 90,4 37,93
Баланс 13102 100,0 19395 100,0 20100 100,0 148,0 103,7
Анализ активов ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» показал, что за рассматриваемый период времени стоимость имущества организации увеличилась с 13102 млн. руб. до 20100 млн. руб., при этом в 2019 г. рост составил 3,7%. Необходимо отметить, что рост активов в 2017-2019 гг. наблюдается за счет оборотных средств темп роста которых в 2018 г. составил 87,2%, а в 2019 г. 5,7%. Рост оборотных активов вызван существенным увеличением запасов ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» размер которых, по итогам 2019 г. достиг 7526 млн. руб.
Что касается внеобортных активов, то организация имеет только основные средств и отложенные налоговые активы. Стоимость основных средств последние годы сокращается, что вызвано снижем числа торговых точек, как следствие их стоимость по итогам 2019 г. составила 4693 млн. руб. В 2019 г. произошел существенный рост отложенных налоговых активов более чем в 5 раз до 31 млн. руб.
Анализ структуры активов показывает, что на протяжении анализируемого периода большая честь средств находится в оборотных активах – 76,5%, оставшиеся 23,5% приходятся на внеоборотные средства. При этом необходимо учитывать, что в последние годы намечена тенденция по увеличению доли оборотных активах в баланса ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц».
Таблица 3 - Анализ динамики и структуры пассивов ООО «Эйч энд Эм