Фрагмент для ознакомления
2
Рис. 3. Распределение типов отношения к школе у испытуемых на констатирующем этапе исследования
На рисунке 3 представлено распределение уровня коммуникативного контроля у испытуемых на констатирующем этапе исследования.
Как видно из рисунка 3, на констатирующем этапе исследования подростки продемонстрировали примерно равное распределение среднего (52%) и низкого (48%) уровня коммуникативного контроля. Высокого уровня коммуникативного контроля на констатирующем этапе исследования у подростков не было диагностировано.
Рис. 4. Распределение уровня коммуникативного контроля у испытуемых на констатирующем этапе исследования
Итак, в результате диагностики учащихся 7Б удалось установить, что они на констатирующем этапе исследования отличаются средним и низким уровнем мотивацией учения, выраженным страхом перед школой, средним и низким уровнем коммуникативного контроля. Все вышеперечисленные особенности подростков актуализируют их участие в психолого-педагогической программе по формированию социальной активности подростков во внеурочной деятельности.
2.3. Психолого-педагогическая программа по формированию социальной активности подростков во внеурочной деятельности
Психолого-педагогическая программа по формированию социальной активности подростков во внеурочной деятельности базируется на следующих подходах:
- на системном подходе, что предполагает необходимость рассмотрения поддержки социального активности учащихся и как процесса, и как состояния системы, для которой характерно подвижное равновесие, сохраняющее постоянство структур лишь при непрерывном движении всех компонентов системы. В итоге уравновешивание со средой происходит за счет приобретения нового системного качества. Системный подход к формированию социальной активности предполагает, что каждый ученик нуждается в формировании тех качеств, что обеспечат его социальное благополучие;
- на аксиологическом подходе, что предполагает ориентацию воспитанников на общечеловеческие, национальные ценности и включает в себя ценности коммуникативного характера (организация диалогического общения в учебно-воспитательном процессе), ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальности, способностей, ценности, позволяющие осуществлять творческую самореализацию личности;
- на личностно-ориентированном подходе, что предполагает оказание помощи учащимся в осознании себя личностью, в раскрытии своих возможностей, в становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно значимых и общественно приемлемых целей самореализации и самоутверждения. Учет личностно-ориентированного подхода в социально-педагогической деятельности с учащимися предполагает учитывать их особые образовательные и воспитательные потребности, способствует созданию условий для усвоения образовательных программ, коррекции физического и психического здоровья;
- на гуманистическом подходе, что предполагает учет и приоритет интересов подростка при разработке методик обучения, формировании содержания образовательных программ, творческих проектов, взаимоуважение педагогов и детей, безусловное позитивное принятие каждого ребенка, что предполагает непредвзятый подход, понимание и принятие их изначальной самоценности.
Далее перечислим общепедагогические принципы, на соблюдении которых строилась программа.
Принцип целенаправленности. Этот принцип заключается в необходимости четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом в процессе формирования социальной активности. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании подростком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания социальной активности.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей. Этот принцип заключается в развитии любого процесса (социальной активности в том числе) с учетом индивидуальных особенностей воспитанника: развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития иных психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д.
Принцип культуросообразности. Этот принцип заключается в необходимости учета культурной среды воспитания подростка в процессе развития социальной активности.
Принцип уважительного отношения к личности заключается в демонстрации уважения к подростку вне зависимости от его позиции и особенностей мировоззрения.
Принцип опоры на позитивные особенности воспитанника заключается в восприятии подростка как личности, готовой к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса развития социальной активности учащихся становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) умений.
Цель программы – создание условий, содействующих формированию социальной активности учащихся в условиях внеурочной деятельности.
Задачи программы:
1. Формирование культурной компетентности обучающихся.
2. Воспитание коммуникативной культуры учащихся, умения общаться с представителями разных культур.
3. Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
4. Активное включение родителей учащихся в процесс формирования социальной активности.
Психолого-педагогическая программа по формированию социальной активности подростков во внеурочной деятельности реализуется через три основных направления:
- социально-педагогическая деятельность с самими учениками;
- социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом и школьным сообществом;
- социально-педагогическая деятельность с родителями воспитанников.
Методы и формы работы, используемые для реализации программы:
- беседа;
- экскурсия;
- консультации;
- ролевая игра;
- упражнения по межличностной коммуникации;
- дыхательные и двигательные упражнения;
- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Психолого-педагогическая программа по формированию социальной активности подростков во внеурочной деятельности была реализована в рамках производственной (преддипломной) практики в рамках плана воспитательной работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2020/2021 учебный год. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой все общешкольные мероприятия в рамках плана заменены внутриклассными.
Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов лицея организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в лицее периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, оказать действенную помощь классному руководителю. Избежать стихийности позволит циклограмма школьных дел на месяц.
В таблице 2 приведен календарь дней единых действий Российского движения школьников (на период преддипломной практики).
Таблица 2
Календарь дней единых действий Российского движения школьников
Дата Название события Направление
деятельности РДШ
29 октября День рождения РДШ Личностное развитие
4 ноября День Народного единства
Гражданская
активность
9 декабря
День героев Отечества Военно-
патриотическое
12 декабря День Конституции России Гражданская
активность
В таблице 3 приведены воспитательные мероприятия, реализуемые в рамках внеурочной деятельности на ноябрь 2020 г.
Таблица 3
Воспитательные мероприятия, реализуемые в рамках внеурочной деятельности на ноябрь 2020 г.
Девиз месяца: «Крепка семья – крепка держава»
Направление воспитательной работы Название мероприятия Время проведения Для кого проводится
Гражданско-патриотическое воспитание 1. Классные часы ко Дню народного единства 04.11.2018 1-11 кл
3. Классный час. «Овеянные славой Герб наш и флаг» Третья декада
1-11 кл
4. Беседа «Опасно: тонкий лед!» Вторая декада 5-11 кл
5. Классные часы, посвященные Дню толерантности 15-16 ноября
1-11 кл
6. День правовой помощи детям 20 ноября 1-11 кл.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопянц, И.А. Социальная активность подростка как фактор его социального здоровья / И.А. Акопянц, А.Ю. Курин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25. – №186. – С. 86–93.
2. Зыскина, М.А. Досуговая деятельность как средство повышения социальной активности младших подростков / М.А. Зыскина, Н.В. Шрамко // Наука и образование в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. – 2013. – С. 54–55.
3. Иванова, Л.К. Социальная активность подростков : структура, критерии и показатели оценки / Л.К. Иванова, И.В. Колесов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – №11(139). – С. 73–80.
4. Керкис, С.С. К вопросу о формировании социальной активности подростков / С.С. Керкис // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – №3. – С. 238–241.
5. Киселева, Т.Г. Рефлексивно-аксиологический подход к формированию социальной одаренности и социальной активности подростков и молодежи / Т.Г. Киселева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – Т. 20. – №2. – С. 136–141.
6. Лопатин, А.В. Подросток как субъект социальной активности / А.В. Лопатин // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Т. 195. – С. 204–207.
7. Тищенко, П.Е. Досуговая деятельность у подростков как проявление социальной активности / П.Е. Тищенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №2(60). – С. 123–127.
8. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток : некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2018. – 208 с.
9. Фофонова, Н.А. Особенности формирования социальной активности подростков средствами социально-культурной деятельности / Н.А. Фофонова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – №7. – С. 348–352.
10. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2015. – 158 с.